В квартире, которую декораторы соорудили из металлического контейнера, живет старая еврейка, которая во время войны потеряла всех родных и близких. Да что там, из всего еврейского населения в Бобруйске выжила только она — Эсфирь Львовна да ее дальняя родственница Лиза. И теперь вся жизнь Фиры посвящена одному — найти достойную невесту-еврейку своему единственному сыну Леве, чтобы в маленькой квартире вновь зазвучали детские голоса, а за большой стол уселась большая и дружная семья. Вот только не все в жизни получается так, как запланировала эта мудрая и настойчивая женщина. Как говорится: еврей предполагает, а Бог располагает…
Нет смысла пересказывать сюжет пьесы Людмилы Улицкой, главное, что зритель понял: любовь она не в крови — еврейской, русской, украинской, а в душе человеческой. Если ты любишь человека, то он станет родным.
В этом спектакле нет ролей второго плана. Одинокая, бесконечно добрая акушерка Лиза такая же главная героиня, как и Эсфирь. Даже сын Фиры Лева, который за весь спектакль так и не появился на сцене, играет важную роль, а еще не родившийся внук — Вениамин, словно связал несколько поколений и дал надежду, что жизнь — такая разная, трагическая и смешная — продолжается.
И даже если «Мой внук Вениамин» и Лия Ахеджакова не получат призы фестиваля — амурских журавлей, то сердца амурских зрителей они уже завоевали.
Работали над спектаклем — как в песне
Несомненным открытием для амурского зрителя стала актриса Александра Ислентьева, которая сыграла в спектакле одинокую, безмерно добрую акушерку Лизу.
— Моя героиня совсем не похожа на меня, она всегда чуткая, понимающая, я — бываю разной, — призналась после спектакля актриса. — Эту постановку всегда принимают очень тепло. Так и в Америке было, и в Канаде, и в Израиле, и вот теперь в Благовещенске. Это добрая история написана талантливым писателем. Кстати, Людмила Улицкая наш спектакль смотрела и очень его любит. Работа над постановкой шла как песня — это было приятное времяпрепровождение, что не всегда бывает. А то, что «Мой внук Вениамин» участвует в конкурсе, мы старались забыть и играть так, как это делаем всегда — в меру своего таланта. Помогала и моментальная отдача зала, нам было приятно играть. И мы увезем в своем сердце замечательную частичку вашего тепла, города, Амура. Мы в восторге от вашего прекрасного города. К тому же нам повезло с погодой, и мы просто влюбились в ваши старые улочки, замечательных людей.
Как оказалось, Александра Валентиновна сама родом с Дальнего Востока.
— Я родилась в Совгавани в Хабаровском крае. Папа был военный врач и здесь служил. Мне было два месяца, когда родители переехали. В 90-е годы я была с гастролями на своей малой родине, из гостиницы я позвонила маме, рассказала, что смотрю из окна на улицы Совгавани. И мама неожиданно спросила: «Там вода есть?» И рассказала, что, когда я родилась, в городе воды не было и меня мыли в чае.
В спектакле мы на равных
Одну из ролей — 18-летнюю Сонечку — сыграла совсем юная Надежда Лумпова. Журналисты поинтересовались у девушки, не страшно ли выходить на сцену с самой Лией Ахеджаковой.
— Я помню свою первую встречу с Лией Меджидовной — это было на просмотре, — припомнила девушка. — Мы еще не были утверждены на роли. И мгновенно между нами возникла какая-то очень теплая связь. Она любит молодых актеров, очень помогает, так что в спектакле мы на равных. И старшие актеры опекают нас — молодых. Мы прилетели во Владивосток, и меня в самолете продуло. В Хабаровске оказалось, что у меня ангина. И меня всем коллективом лечили: поили лекарствами, кормили вареньем.
Благовещенск — театральный город
После спектакля Лия Ахеджакова очень по-женски переживала, что выглядит уставшей, и все-таки не могла скрыть радости от теплого приема.
— Мне кажется, что зал принял наш спектакль очень хорошо, — отметила Лия Меджидовна. — Не всегда так бывает. Есть города, где театр не приручил жителей, и там трудно играть. А в тех городах, где люди любят театр, а не этот проклятый телевизор, там легко играется и с удовольствием. У вас город очень театральный. Мы играем «Мой внук Вениамин» всего два сезона, но уже дважды побывали с ним в Америке, Прибалтике (кроме Эстонии), были большие гастроли по Израилю, Белоруссии. Сейчас речь идет об Украине, я очень хочу там показать наш спектакль. Коллектив у нас просто удивительный, а ребята-монтировщики какие! Они просто потрясли меня, когда в Америке общались с местными жителями без переводчика, оказалось, что все говорят по-английски.
«Жалко, что Амура не видно»
Неожиданно беседу немного нарушил писатель Виктор Ерофеев. «Поздравляю с юбилеем, который, судя по всему, уже прошел», — обняла большого именинника миниатюрная актриса. «День рождения прошел, но у нас с тобой еще ничего не прошло», — галантно пошутил Виктор Владимирович.
— На фестиваль «Амурская осень» приехали такие чудесные люди, и я даже неожиданно своих больших друзей встретила так далеко от дома, — немного расчувствовалась Лия Ахеджакова. — Мы прилетели к вам накануне спектакля, но я успела немного посмотреть город. Мне кажется, что он хуже стал. Больше десяти лет назад я была в Благовещенске, так здесь была поэзия, очарование старого купеческого провинциального городка, Амур был виден. А сейчас из-за новой набережной Амура не видно… Понастроили небоскребов. Я понимаю, что, вероятно, есть потребность у города, но когда я вижу старые особнячки — это совсем другое. Все-таки надо ценить свою историю, красоту и не убивать ее потребностями. Я сама родом из маленького города — Майкопа, но он не столь хорош, как Благовещенск.
Улицкая написала пьесу для Лии
Продюсер спектакля Ефим Спектор, вспомнил почти мистическую историю, связанную с пьесой «Мой внук Вениамин». «Это просто сказочная история — встреча пьесы и артиста. Пьеса написана Людмилой Улицкой в конце 80-х годов прошлого века. И она не имела счастливой сценической судьбы. Когда мы ее нашли, я понял, что роль Эсфирь Львовны только для Лии Ахеджаковой. Обращался ко многим знаменитым режиссерам Москвы, которые меня убеждали, что пьеса устарела, что она будет неинтересна зрителю. Я уже начинал в это верить. И абсолютно случайно встретился с 28-летней Марфой Горвиц, которая стала режиссером постановки и все перевернула, — рассказал Ефим Спектор. — Когда я обратился к Улицкой, она тоже стала говорить, что время этой пьесы ушло, и рассказала такую историю. В конце 80-х годов она никому не известный писатель и драматург пришла на служебный вход театра «Современник» и сказала, что написала пьесу специально для Лии Ахеджаковой. В театре же ответили, что специально для Ахеджаковой пьесы не ставят. Поэтому Людмила Улицкая была поражена, что спустя почти 30 лет ее пьеса и актриса все-таки встретились.
Возрастная категория материалов: 18+
Обожаю Лию! Талантливая, честная и смелая женщина.
— Значит надо брать (гость)