Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Новозеландский постановщик не так давно отметился картиной, которая в России получила нелепое название «Реальные упыри»: мокьюментари (псевдодокументальный) о жизни вампиров заслужило высокие оценки критиков, хотя и было сделано на коленке за небольшие деньги. Режиссер даже исполнил в этом фильме одну из главных ролей. На «Тора», понятное дело, бюджет выделили совсем другой — и Вайтити ударился во все тяжкие. Притащить в комикс одну из самых популярных и востребованных актрис современности — легко. Кейт Бланшетт, украшенная рожками, исполняет роль не очень хорошей богини — Тору и Локи приходится туго. Уничтожить целое царство и построить мир безумного гладиаторства — запросто. Напяливаем на Халка римский шлем. А Земля — ну что Земля, там сидит не сложа руки Доктор Стрэндж, которому режиссер организовал эффектнейший выход: а то давно не виделись. В обители скандинавских богов большие проблемы; в ход идут не только магические предметы, но и автоматическое оружие; а главный герой в самом начале остается без любимого молотка. И, судя по всему, Мьёльнир ему обратно в руки уже не вернется. Никем ранее не упоминаемая сестрица наводит шороху, Один в очередной раз удаляется от дел, а население Асгарда демонстрирует вполне себе библейский исход, со страданиями, плачущими женщинами и испуганными детьми.

Потратить 180 миллионов долларов было на что: Вайтити увлеченно воссоздал почти киберпанковский параллельный мир безумных поединков, где даже Локи чувствует себя не очень уверенно. Координировать и «кардиналировать» процесс поставили почему-то Джеффа Голдблюма. Звезда «Дня Независимости» в этой роли выглядит очень и очень странно, но, в конце концов, каша заварена по безумному рецепту. Потрясающе, но действие при таких шикарных размахах все время стоит на месте: ничего важнее, чем достучаться до Брюса Баннера, в этой истории в принципе не существует. Зато существует комическая составляющая: постановщик и сценаристы явно решили, что зрителя смехом необходимо уморить. Юмор швыряет из крайности в крайность, порой он на уровне «Аншлага», порой — в традициях «Монти Пайтон». Подстриженный по последней моде Тор хохмит изо всех сил, Локи и Халк помогают всеми средствами, и даже упоенная собственным могуществом новоявленная сестрица нет-нет да отпустит шуточку. Когда дело доходит до поединков, уровень смеха возрастает; а потом герои фильма отправляются в пространственно-временную аномалию под названием «Чёртова клоака» и это, скажем прямо, еще очень щадящий перевод. Вайтити может себе все это позволить — потом придут «Мстители» со щами совсем другого уровня серьезности.

Конечно, «Рагнарёк» делает уклон не к «Капитану Америке», а к «Стражам Галактики», да еще и пытается обойти их на повороте, не стесняя себя в сценарном безумии. Но фоне происходящего любая трагедия мельчает, а драма становится комедией: мол, давайте отложим в сторонку патетику и устроим вечеринку. Происходящее на экране с трудом вписывается в уже сложившийся комикс-мир: так бывало и с самими комиксами, почему бы и не пошалить на экране. Определенная доля хулиганства наблюдалась и в предыдущей части похождений скандинавского бога, ну а первая серия на фоне третьей смотрится совершенно блекло.

Режиссеру ничто не мешает безумствовать, и есть все основания полагать, что «Рагнарёк» — кино интеллектуальное, хотя и выглядит оно отнюдь не таким. 

Британскую тоску играючи затмило новозеландское роскошество: постановщик в какой-то момент и сам приходит в неописуемый восторг от предоставленной ему свободы. Космические приключения лукасовского толка, приятные в общении големы, Халк, пытающийся мыслить логично, рогатые демоны и темнокожие воительницы — всем этим Ватити активно жонглирует, а у публики начинаются сбои восприятия. Рагнарёк, говорите? Сначала разберитесь с боями без правил, а уж огромный волк и прочие атрибуты смерти человечества гарантированы. Неприятности поступают по всем каналам сразу и сам Локи просит защиты — такие вот дела.

Конечно, под конец главный герой станет собственным отцом, лишившись глаза — этому миру нужен новый Один. Впрочем, и это не выглядит так уж трагически: Вайтити не перестает шутить шутки даже в кульминационные моменты. Ведь мир — театр, что успешно доказывают нам голливудские звезды типа Сэма Нила, которые в буквальном смысле устраивают на экране спектакль про Тора и Одина. Там же можно увидеть и родного брата Криса Хэмсворта — в роли Криса Хэмсворта. Режиссеру ничто не мешает безумствовать, и есть все основания полагать, что «Рагнарёк» — кино интеллектуальное, хотя и выглядит оно отнюдь не таким. Но раз уж речь идет о «Сумерках богов», а перебить их всех разрешения нет, приходится устраивать другие летальные исходы. И это при том, что и повествования окончательно исчезла романтическая линия про Джейн — а вместе с ней и вся эта возня с земными околоторовскими учеными. Не до того: вот брат, вот Халк, вот страж ворот в исполнении Идриса Эльбы, давайте воевать. Семейные узы в этом фильме оказываются наивреднейшим обстоятельством, а поверженные враги празднуют победу. Перед титрами появляется корабль Таноса, напоминая зрителю, что в 2018 и 2019 годах необходимо непременно сходить в кино как минимум дважды.

«Рагнарёк» с самого начала был заявлен как образец нового подхода к жанру комикса. Об этом говорили и постановщик, и продюсеры, и исполнители главных ролей. Хэмсворт, в частности, высказывался о том, что создатели картины «каждый день ломали старое». Это им удалось: зритель, ставший очевидцем зрелища от Вайтити, захочет его пересмотреть, потому что будет чувствовать, что упустил нечто важное. Засмотрелся на Бланшетт в латексе или на Халка, в который раз крушащего стены кем-нибудь из Одиновых сынов. Мелькание, хаос, карусель — от всего этого новый «Тор» позаимствовал с лихвой, и теперь поклонникам кинематографической вселенной Marvel есть о чем посудачить. Тем более что на подходе «Лига справедливости» от DC, и еще неизвестно, чей подход окажется более новаторским. Ну а создателям третьей части спасибо хотя бы за простор, открывающийся перед зрителем. И хотя это тоже своего рода иллюзия, обманываться тут всякий будет рад. 

Расписание киносеансов в Благовещенске смотрите в разделе«Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+