Каждый амурчанин в среднем съедает за год 3,5 килограмма гречки. Чтобы накормить всех желающих, необходимо примерно 3 тысячи тонн крупы. Урожай нынешнего года перекрыл региональные потребности более чем в два раза, но могло быть и больше. Почти 1,5 тысячи гектаров посевных площадей культуры пришлось списать из-за жесткого переувлажнения почв. Их просто не смогли обмолотить из-за массовых осадков в сентябре. Общие потери урожая составили почти тысячу тонн. Вместе с тем погода — не единственная беда сельхозпроизводителей.
1503
рубля господдержки из областного бюджета получают сельхозпроизводители за каждый гектар гречихи элитных сортов
— Самое главное — нестабильность цен. Если в прошлом году у нас брали гречиху по 18 рублей за килограмм, то в нынешнем доходило до 9,5 рубля, — отмечает фермер из Ромненского района Роман Стукун. — Расходы растут, рентабельность снижается. В нынешнем году из-за переувлажнения почвы техника начала ломаться. Один бортовой редуктор стоит 257 тысяч рублей, а у меня в хозяйстве их три «полетело», плюс расходы на топливо и так далее. Чтобы как-то уложиться в расходы, необходимо, чтобы закупочные цены на гречиху были не ниже 20—22 рублей за килограмм, а в идеале достигали стоимости сои.
По мнению фермеров, изменить ситуацию могла бы предсказуемая ценовая политика государства, но в условиях рыночной экономики такого быть не может в принципе. Причем амурчане зачастую становятся заложниками своих алтайских коллег, которые выращивают почти 70 процентов всей российской гречихи. По сути, алтайская монополия диктует ценообразование для большинства регионов России, в том числе и Дальнего Востока.
В Амурской области озабоченность высказывают не только производители гречихи, но и переработчики. Мощности Октябрьского элеватора загружены всего на 30 процентов. Там готовы принимать любые объемы сырья, но слишком высокую цену предложить не могут. Более того — в случае с гречкой элеватор работает себе в убыток.
3,5
килограмма гречки за год в среднем съедает каждый амурчанин
— Я себя чувствую ковбоем в седле, неизвестно, когда из седла вылечу, — признался генеральный директор Октябрьского элеватора Виктор Доценко. — На Алтае гречиха принимается уже по 6 рублей за килограмм, у нас закупочные цены — по 9,5 рубля. В таких условиях конкурировать сложно, приходится уходить в минус. Все лето торговали крупой в убыток, потому что раньше заключали договоры на закуп гречихи по 10—15 рублей. Я могу сказать, почему так резко упали цены. Потребности России в гречневой крупе не превышают 850 тысяч тонн, а общие объемы урожая в нынешнем году примерно 1,5 миллиона тонн. В стране сильное перепроизводство. В западных странах на этот случай существует система квотирования: фермеру заранее говорят, сколько крупы у него гарантированно заберут. Каждый знает, сколько надо вырастить.
ПРОИЗВОДСТВО ГРЕЧИХИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В министерстве сельского хозяйства Амурской области также ссылаются на небывалое перепроизводство агрокультур.
— Посевные площади гречихи по стране увеличились на 40 процентов по сравнению с прошлым годом, при этом потребление осталось на прежнем уровне. Касается это не только гречихи. Федеральные трейдеры находят выходы на зарубежные рынки сбыта, правда речь идет о зерновых, и этого мало. По гречихе нам самим необходимо прилагать какие-то усилия. Как пример: заинтересованность в амурском сырье выражает Япония, в числе перспективных направлений для сбыта готовой крупы рассматриваются Хабаровский, Приморский края и другие дальневосточные регионы, — поделилась начальник управления продовольственных ресурсов Наталья Тюшникова. — Нужно не сидеть на месте, необходимо искать выходы на рынки, встречаться, разговаривать, заключать договоры. Весь мир торгует по такому принципу. Посеять и вырастить — уже мало, требуется выходить на новый уровень.
73
агропромышленных предприятия Амурской области выращивают гречиху
В общей сложности доля посевных площадей гречихи в Амурской области не превышает 1—2 процентов. Как говорят в агропредприятиях, во многих случаях занимаются ею по остаточному принципу и не всегда ради очевидной прибыли. При этом недооценивать ее рано, уверены в амурском минсельхозе. Гречка хороша в севообороте, она чистит землю от сорняков, повышает плодородие. Урожайность сои после гречихи на порядок выше традиционных показателей. Это значит, что непрямая выгода в любом случае существует. Посевные площади гречки необходимо расширять хотя бы ради повышения урожаев главной амурской культуры.
И все же главная цель на ближайшие годы — наладить стабильную реализацию гречневого сырья и готовой продукции на продажу. Задача более чем актуальная с учетом того, что производство гречихи в ближайшие годы будет расти. В качестве решения проблемы рассматривается создание кооператива. Правда, это станет возможным лишь при общей заинтересованности и должной инициативе сельхозпроизводителей. Как подчеркивают в амурском минсельхозе, на базе кооператива возможно создание единого трейдера, который будет работать в интересах предпринимателей. На него ляжет поиск рынков сбыта и заключение договоров о поставках.
КОММЕНТАРИЙ
Владислав Бакуменко, заместитель председателя правительства Амурской области:
— Нам необходимо пересматривать свое отношение к кооперации. Вы поймите, что два мешка гречки у вас по отдельности ни один потребитель не купит. Нужны объемы, нужны стабильные ежегодные поставки. Такое возможно только в случае объединения на условиях общих интересов. В случае необходимости можно организовать обмен опытом с нашими якутскими коллегами. У них 15 агропредприятий работают в тесной кооперации. Такой подход позволяет не только наладить поставки сельхозпродукции и организовать планирование, но даже централизованно регулировать закупочные цены. Сообща проще выходить на крупные рынки сбыта.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии