• Фото: velib.ru
  • Фото: wday.ru
  • Фото: meduza.io

Его создатель уложился в два десятилетия, прошедшие с момента издания сразу нескольких книг: Эраст Петрович сделал Григория Шалвовича знаменитостью, а тот в благодарность позволил персонажу воскреснуть из небытия, еще раз встать на пути Зла и растаять в Вечности. «Не прощаюсь» — это еще и отличный повод перечитать фандоринский цикл с самого начала, если, конечно, хватит силы воли не открывать пока новую книжку.

Писатели, воображение которых породило великих литературных сыщиков, избавляются от них регулярно. Артура Конан Дойля общество буквально заставило вернуть в разряд живых убиенного им Шерлока Холмса, а Агата Кристи успела умертвить Эркюля Пуаро за год до собственной кончины. Есть, правда, и другие примеры — комиссар Мегрэ волей Жоржа Сименона отправился на пенсию, но от любимого дела так и не отказался, а Ниро Вульфа его создатель Рекс Стаут и вовсе предпочел «зафиксировать» в одном возрасте и не давать ему ни состариться, ни погибнуть. Эрасту Фандорину тоже предстояло уйти — Акунин неоднократно на это намекал, а потом и говорил прямо. Но «благородному мужу» явно не пристало в преклонном возрасте ловить бабочек на пленэре и, качая внуков, комментировать напечатанные в газетах криминальные репортажи. В концовке «Черного города», вышедшего в свет в 2012 году, брюнет с седыми висками получил пулю в голову, а читателям предложили немного побыть в неизвестности. Сборник «Планета Вода», последовавший за этим, о дальнейшей судьбе сыщика ничего не рассказал, в который раз отправив его в собственное прошлое. Открыть карты писатель решил в 16-м произведении цикла и заранее объявил его последним.

Пуля-дура, так что Фандорин выжил. И это трудно назвать спойлером. В «Не прощаюсь» пожилому, но сохранившему бодрость дела и духа герою предстоит пережить несколько важных стадий: Акунин не был бы самим собой, если бы не находил пути развития даже для умудренного опытом «пенсионера». Революция, которой действительный статский советник так долго и отважно ставил палки в колеса, произошла, когда он был в беспамятстве. Автор прямо говорит о том, что Эраст Петрович при другом развитии событий непременно помешал бы событиям 1917 года. Тем не менее писателю явно не терпелось поместить прошедшего огонь, воду и прочие испытания персонажа в хаос гражданской войны в России и посмотреть, выберет ли он одну из сторон. Речь идет не только об условных красных и условных белых: действие охватывает гораздо больше сил, противоборствовавших друг с другом в этот период отечественной истории. Оставаясь белым в силу множества факторов (не с «товарищами Заенко» же франту и интеллигенту строить новую Россию), Фандорин постепенно убеждается в том, что вокруг нет ни правых, ни заблуждающихся, а есть только мешанина из хороших и плохих людей, которым вздумалось пострелять. Чтобы позволить своему герою уйти, автор достаточно подробно объясняет, что для него не осталось места.

8

февраля вышел роман Бориса Акунина «Не прощаюсь» — заключительный в серии об Эрасте Фандорине

Усиливая эффект, Акунин отбирает у великого сыщика даже центральную позицию в повествовании — справедливости ради отметим, что далеко не впервые. А это значит, что для более полного восприятия происходящего не помешает перечитать и цикл «Смерть на брудершафт», далеко не такой популярный у публики. А заодно и вспомнить «жанровый» роман «Шпион», не так давно экранизированный. Есть в произведении и место для ностальгии (а как же, если речь идет о Белом движении) — и самому автору больше всего хочется вернуться во времена «Турецкого гамбита», когда Эраст Петрович находился в начальной, а не конечной точке своего продолжительного пути. И уже упоминавшимся, и новым героям в тексте «Не прощаюсь» некогда толком даже представиться. Многие из них безжалостно вымарываются из повествования, как только перестают быть нужны, другим и вовсе отведена роль статистов. То же самое с детективной составляющей. Совсем без нее, конечно, не обходится, но назвать роман полноценным представителем жанра не поворачивается язык. Писатель то цитирует Марка Твена, то принимается переписывать на свой лад «Адъютанта его превосходительства». А читатель с внутренним волнением смотрит на стремительно отстукивающий время счетчик страниц.

Чтобы позволить своему герою уйти, автор достаточно подробно объясняет, что для него не осталось места.

Он, этот счетчик, неумолим. И вот уже серию ложных и не очень финалов Акунин буквально спрессовывает в концовке своего повествования. То, что происходит в финале, можно воспринимать по-разному, но в закономерности и справедливости судьбе (простите, карме) Эраста Фандорина не откажешь. Автор одним росчерком пера отвечает на множество вопросов о своем герое — особенно прост и понятен ответ про отношения красавца-сыщика с женщинами. Более высокая философия тоже предельно прозрачна. Зло всегда сильнее того, кто бросает ему вызов, но это отнюдь не означает, что вызов стоит держать за зубами. И да, для того, чтобы переродиться (по крайней мере, в России) совсем не обязательно долго гнаться за Алмазной колесницей и даже умирать не всегда необходимо. Такая страна — проснуться другим человеком вообще не проблема. Но некоторые остаются самими собой несмотря ни на что, а потому в нужный момент берут и уходят. Не прощаясь.