Александр Ярошенко
Билет в хаос
Границу своей неохватной Родины приходится пересекать довольно часто. Самый нецивилизованный путь, где больше всего унижается человеческое достоинство и попирается всякий здравый смысл, — это погранпереход Благовещенск — Хэйхэ. Этот непоколебимый для меня вывод сделан длительной клинической практикой по типу «испытано на себе».
18 мая этого года еду в соседний китайский город, чтобы оттуда отправиться в отпускную даль. Время — 9 с «копейками». Хаотичная очередь в несколько десятков человек, которую неожиданным волнорезом пересекает группа туристов с бойкой девушкой-гидом. Их сопровождает дама в фирменной форме речфлота.
Бойкая девица переходит святая святых, так называемую желтую линию, за которой начинается зона таможенного контроля.
— Значит так: идут через одного. Один мой турист, другой из общей очереди, — голосом хозяйки положения изрекает девица. Очередь терпеливо переминается послушной отарой.
— Почему так? — удивлено спрашиваю я. — Мы здесь юридически все туристы, билеты наши стоят одинаковых денег, поэтому не может быть равных и тех, кто чуть «равнее».
Мое замечание вязнет в здешней давней рутине. Тут так принято... Не выдерживаю — задаю вопрос сотруднице таможни, которая производила досмотр пассажиров, спрашиваю даму в погонах, почему за «желтой линией» регулировщицей работает не понять кто.
— Это же зона таможенного досмотра, и никаких посторонних здесь быть не может, — говорю я.
В ответ маловразумительная «каша».
Посадка на теплоход — это конный цирк. Пассажиры напоминают стадо ослов. Толпятся, душатся и все стараются попасть вперед. Девица с густым румянцем на щеках первыми, как героев Советского Союза, пропускает пресловутую группу.
Нам не хватает места на отходящем теплоходе. На все замечания, что опаздываем на самолет, охранник в черном «умно» заметил: «Надо было вчера ехать!»…
Ни на одном речнике нет бейджа, невозможно понять, кто хамит и кто делает из тебя дурака. Не видел ни одного телефона, по которому можно позвонить в любом спорном случае.
Прошу пригласить диспетчера. Выходит мужик в форме с золотыми перстнями на пальцах и недовольно спрашивает: «Что вы хотели?» Популярно объясняю ему все скотство сложившегося положения.
— У вас элементарно нет мест, где бы люди могли подождать следующий теплоход. Почему вы так нецивилизованно проводите посадку на судно? И на ваших сотрудниках нет бейджей, я тоже могу купить похожую рубашку и ходить надувать щеки, — говорю диспетчеру.
Он тоном прапорщика обещал все «передать начальству».
Таможня Хэйхэ. Просторная, прохладная от кондиционеров, цивильная. Она явно тянет на погранпереход великой страны, живущей в ХХI веке. Проходим ее быстро и цивилизованно.
9 июня возвращаемся домой. Первый теплоход, отчаливавший от китайского берега, грузился долго. Его пассажиров привычно плотно тромбовали неподъемными тюками шустрые, громко матерящиеся молодые люди. По концентрации крика и мата казалось, что я не на пассажирском теплоходе, выполняющем международные рейсы, а на судне, захваченном сомалийскими пиратами.
«Посудина» еще не пришвартовалась к российскому берегу, еще экипаж не установил пассажирский трап, как с его борта на хлипкие мостки полетели разномастные баулы. Вперед пассажиров. Слава богу, что хоть на голову никому не упал куль с китайским добром. Пара-тройка минут — и добрая половина пирса завалена барахлом, которое приходилось обходить.
Было такое чувство, что капитана в то утро на теплоходе не было. Всей швартовкой и выгрузкой пассажиров и багажа рулили хамоватые «кирпичи».
Товарищ транспортный прокурор, сделай доброе дело: постой инкогнито (если у вас это получится) на Благовещенском пункте пропуска. Посмотри на все погрузки, выгрузки, очереди и тех, кого без очереди… Понаблюдай за нескончаемыми тоннами многолетнего хамства. Хамства и бардака, которые зародились еще лет тридцать назад, при Советском Союзе. Которые все эти десятилетия там пестуют, лелеют и не хотят от него избавляться. В мутной воде рыбку ловить-то легче.
Ее и ловят. Разную. Без зазрения совести. Законом, государством и здравым смыслом там и не пахнет. Как и не пахнет там прокурорскими проверками.
Р.S. Прошу считать этот материал официальным обращением в прокуратуру Амурской области и в Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 08.06.2018
7
17 июня в 08:38
Да нет такого сейчас, если самому на рожон не лезть. Когда по три тысячи туда-сюда каталось, был бардак. Сейчас одна вшивая группа утром и пара сотен туристов за весь день. Больше всего отнимает паспортный контроль.
—6
17 июня в 08:10
В портовых городах всегда скапливается «мусор»
—5
14 июня в 18:41
Да что уж там, - на обеих сторонах - "многолетнее хамство"!
—4
13 июня в 23:42
А как на их стороне швыряют в лицо бланки для заполнения((( и наши бросаются с пола поднимать, унижаются, это что такое?! я раз подняла и в китайца кинула обратно, меня чуть не разорвали прям там же. Но это давно было, лет 8 назад.
—3
13 июня в 14:17
Сколько раз пересекал, что наш, что китайский пункты пропуска, ни разу не сталкивался с тем, что описывает автор в своём очередном опусе. Видимо, карма у него такая.
—2
13 июня в 11:56
Ну как всегда! В точку!!! Под этой статьей может подписаться каждый, кто хоть раз пересекал этот пункт пропуска. Почему так унижают людей на благовещенской таможне?
—1
13 июня в 11:50
Все по делу, все правильно. Нет понятия цивилизации в головах людей и не придет, пока это выгодно....
—Комментариев пока не было
Полностью согласна. Только наводить порядок никто не хочет.
— Гость9087 (гость)Десятилетиями это длится. И ничего никто не может изменить.Думаю транспортный прокурор не захочет лезть. Это страна в стране таможня Благовещенска..Увы...
— Tara (гость)