Учебные заведения идут к «цифре»  

14

процентов молодых педагогов работает сейчас в школах Амурской области, по России этот показатель ниже на один процент.

В Амурской области воплотят в жизнь федеральный проект «Цифровая школа». Подключиться к единой информационной системе планируется в 2021 году. При этом будут использоваться искусственный интеллект, технологии «больших данных» и облачные хранилища информации. В итоге весь школьный документооборот станет электронным. Приамурье уже делает первые шаги в этом направлении, отметила Лариса Закирова. Многие учебники, начиная с начальной школы, есть на электронных носителях, действует онлайн-платформа «Учи.ру», на которой изучать предметы можно в интерактивной форме. Учителя активно применяют современные технологии, вплоть до того, что проводят для учеников интерактивные экскурсии по Эрмитажу. Педагоги пользуются банком данных лучших уроков, представленных на платформе «Московская электронная школа». Сейчас создается аналогичный всероссийский портал и он наполняется уроками — в том числе амурских учителей. Также создан единый реестр документов об образовании. Если раньше информацию о школьных аттестатах заносили в журналы, теперь — в единую систему. «Мы уже частично создали электронную школу, а сейчас переходим к цифровизации всех участников образовательных отношений: и педагогов, и родителей, и детей. Вся отчетность будет вестись в электронном виде», – отметила замминистра. К слову, Белогорск в авангарде: тут уже успели создать первый в области цифровой умный детский сад. В процессе цифровизации в области появится центр цифрового образования.

Школы в «зоне риска»

В ближайшие годы в регионе будет идти целенаправленная работа по выявлению школ с необъективными образовательными результатами. Такие учебные заведения относят к «зоне риска». «Мы три года подряд выявляем школы с низкими результатами, у нас такие есть. Но делается это не для того, чтобы наказать, а для своевременного оказания методической помощи, — заверила Лариса Закирова. — Учителей с низкими результатами нужно отправлять на стажировку, повышение квалификации, может быть, порой требуется переучить команду школы. Но ни в коем случае речь не идет о карательных мерах, самое главное — оказать помощь. Список школ, которые показывают необъективные результаты, есть по всей стране. Это говорит о том, что когда учитель проверяет контрольную работу, не надо рисовать всем подряд четверки и пятерки. Если все 30 человек в классе написали контрольную на хорошие оценки, насколько это объективно? Ведь потом, когда проходит проверка на региональном уровне, эти же ребята пишут работы на двойки. Школы должны показывать реальные результаты». В Приамурье планируется сформировать экспертное сообщество, которое будет заниматься оценкой качества образования. В качестве экспертов привлекут учителей и директоров успешных школ.

Область получит профессиональные кадры 

В Приамурье внедряется региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. Проще говоря, учебные заведения нацелены на подготовку для предприятий области необходимых рабочих рук. «Это очень важный вопрос, потому что в связи с развитием экономики Амурской области мы должны готовить представителей именно тех специальностей, в которых она нуждается, — пояснила Лариса Закирова. — Чтобы действительно подготовить качественные рабочие кадры по разным направлениям, мы должны тесно сотрудничать с работодателями. Пока ребята учатся, предприятия их берут на практику; если требуется, привлекаем для обучения необходимых специалистов. Все нюансы по каждому направлению подготовки кадров прописаны в стандарте». Большую роль играет конкурс «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который помогать студентам достигать нужной квалификации. Амурчане участвуют в национальном конкурсе рабочих профессий с 2017 года и показывают успехи. Так, в прошлом году 18-летний каменщик из Райчихинска представлял ДФО на всероссийском этапе конкурса. В этом году в финал снова пробился амурский каменщик, а вместе с ним — мастер малярных работ. «Чтобы готовить профессионалов, мы должны участвовать в этих конкурсах и быть не хуже. При этом надо укреплять материальную базу в учебных заведениях. В этом году мы выделяем на это значительную сумму», — рассказала замминистра.

Учителя будут сдавать экзамены

Одна из важных задач, которая стоит перед Приамурьем в ближайшие 6 лет — войти в национальную систему профессионального роста педагогических работников. Охватить предстоит не меньше 50 процентов учителей школ. Речь идет о новой форме аттестации для педагогов со сдачей экзаменов по своему профильному предмету, педагогике и психологии. В пилотном проекте участвуют 19 российских регионов. «С нового учебного года наше педагогическое сообщество – 8 тысяч с лишним педагогов — готовы к тому, чтобы войти в эту систему национального учительского роста», — сообщила Лариса Закирова.

Молодым педагогам дадут наставников

Молодых педагогов планируется поддерживать по всем фронтам. Не только материально, обеспечивая подъемными при переезде в районы, но и помогая адаптироваться в школах. «Будем возрождать наставничество: за молодым учителем будет закреплен человек, который будет помогать ему советом, это может быть уважаемый в коллективе коллега. Всегда так раньше было и мы хотим эту практику вернуть», — говорит замминистра образования. Планируется даже провести комплексные исследования того, как начинающие педагоги адаптируются в школах, а когда профессиональные затруднения новичков станут понятны, для них организуют методическое сопровождение. В области будут активно работать Школы молодых педагогов, появятся педагогические мастерские для наставников. В дополнение к этому создадут интернет-сообщество молодых учителей для обмена опытом. «Наша задача — привлечь в образовательные организации как можно больше молодежи. Между прочим, сейчас в Амурской области 14 процентов молодых педагогов, а по России — 13 процентов», — заметила Лариса Закирова.