Фильм начинается с того, что всегда несколько раздражало в историях Роулинг. Общество магов в них чересчур активно копирует мироустройство обычных людей. Все эти тюрьмы, кандалы, банки и бюрократы временами смотрятся как остросоциальная сатира, но в других случаях наносят логике происходящего серьезный урон. Зато можно поиграть в фильм «Миссия невыполнима». Побег с таким трудом арестованного в первой части волшебника Грин-де-Вальда сопровождается сменой личин, погонями и выпаданием из транспортных средств на ходу. Выкрашенный в альбиноса Джонни Депп, впрочем, рад предоставленной возможности подремонтировать свою карьеру и старается изо всех сил. Стараться надо. В конце концов, по части темной стороны в этой вселенной все давно разложено по полочкам, остается только быть максимально другим Волан-де-Мортом. Получается с трудом, ведь история по сути та же самая, знай собирай единомышленников да устраивай подлянки мракоборцам. Впрочем, если делать акцент на хронологию, то Грин-де-Вальд первый все это удумал. Министерства магии всех стран объединяются, но беглеца ищут без особого энтузиазма. Их больше интересует Криденс, перекочевавший из первой части в сиквел. Но вот на сцену выходит анонсированный в трейлерах Альбус Дамблдор в самом расцвете сил (очень размеренная актерская работа Джуда Лоу) и заставляет Саламандера отвлечься от ветеринарных забот и ввязаться в драку мирового значения.

Йейтс свое дело знает: сценарий не обходит ни персонажей первой части (хотя Тине Гольдштейн основательно урезали пространство), ни знаковых героев поттерианы, ни собственно фантастических тварей, которые уже не умещаются в учебник. И все же чувствуется совершенно необъяснимая нерешительность. Казалось бы, для того, чтобы раскручивать новую полноценную сагу, есть все составляющие — и оглядываться нужно, только когда это действительно необходимо. Но режиссера будто попросили умаслить фанатов мальчика со шрамом на лбу, и действие то напрямую, то флешбэками так и норовит пройти по до слез знакомому мосту и забраться в Хогвартс. Из-за этого сочувствуешь Дамблдору. Его значимость для главной сюжетной линии теряется на фоне достаточно унизительной обязанности быть поводом для ностальгических манипуляций. Еще раз взглянуть на юных волшебников, улетающих на мётлах в квиддич-даль, никто не против, но в это время вроде как разворачивается масштабная угроза, конфликт, который ставит на грань существование огромного количества людей. Ему не мешало бы уделить побольше внимания, а не сводить впопыхах все концы в финальной сцене на парижском кладбище Пер-Лашез. И без того забравшись в прошлое, Йейтс заставляет зрителя раз за разом в него углубляться, потому что именно там якобы находятся первопричина всего случившегося бардака.

Большинство претензий по поводу «Фантастических тварей» разбиваются на мелкие кусочки об сам факт их существования. И пересмотреть этот фильм можно еще раз: слишком много зрелищных и веселых трюков, а драматическая подоплека только усиливает эффект.

И все же магия продолжает действовать. Постановщик умело не позволяет публике отвлекаться, не делает заметных пауз и чередует старые фокусы с новыми и относительно новыми. Эдди Редмэйн, похоже, окончательно разобрался в своем персонаже, и его Саламандер обзавелся набором собственных повадок, жестов и выражений лица. Старый добрый бездонный чемодан то и дело выплевывает на земную поверхность очередное страшилище, которое оказывается игривым питомцем, а героиня Зои Кравиц, Лита Лестрендж, в какой-то момент бросает в Ньюта почти сакральную фразу: «Нет такого монстра, которого ты бы не полюбил». Потешный нюхль, возвращения которого зрители ждали чуть ли не сильнее всего прочего, успешно размножается, а когда надо — оставляет с носом плохих парней. Сценарист (угадайте, кто) без особых ухищрений возвращает память Якобу Ковальски и, похоже, оставляет за ним окончательное право жить в мире магов в состоянии неизмененного сознания. Плюс некоторые дополнительные знания об устройстве магических министерств и факты из жизни мракоборцев, которые их, если честно, совсем не красят. Заклинания гремят, палочки описывают в воздухе немыслимые пируэты (а Джонни Депп и вовсе доводит дело до одухотворенного дирижирования), а упреки трусов звучат похвалой храбрецам. На этом фоне простителен даже жуткий хромакей, который пару раз режет глаза зрителю.

При этом «Преступления Грин-де-Вальда» остаются не столько цельным произведением, сколько переходом. Если предыдущий фильм знакомил нас с новыми героями и обстоятельствами, то этот готовит к чему-то масштабному и впечатляющему. Остается надеяться, что со всеми генеалогическими обстоятельствами публику решили ознакомить за один подход. А дальше речь пойдет о более актуальных проблемах вымышленного мира. Что точно никуда не денется, так это артефакты, без которых в этих краях никуда: нечто вроде крестража зрителю продемонстрировали уже в этом фильме. Что ж, такие штуки в том числе помогают и раскрывать характеры. У Фродо было Кольцо, у Гарри Поттера — волшебная палочка из бузины, а Ньют Саламандер так старательно избегает любых атрибутов власти над другими, что рано или поздно непременно обзаведется каким-нибудь самым могущественным из них. Персонаж Редмэйна не очень умело, но зато со стальным упрямством противостоит чиновничьей махине, которая противоречит всем основам окружающего мира — правда, противостояние это достаточно эгоистично. Что делать, если рушатся и другие каноны, установленные самой Роулинг ранее. Оценив происходящее вокруг, маглы уже должны начать о чем-то догадываться. Одно только спасение Парижа наверняка было хорошо видно даже из космоса.

Будем честны: большинство претензий по поводу «Фантастических тварей» разбиваются на мелкие кусочки об сам факт их существования. Автор этого текста, к примеру, с большим воодушевлением пересмотрит «Преступления Грин-де-Вальда», постаравшись отключить критический подход к этому процессу. В реквизите этой труппы слишком много зрелищных и веселых трюков, а драматическая подоплека только усиливает эффект — и каждый раз ждать два года все труднее. Феномен уже не кажется феноменом. На Роулинг, конечно, выльют известное количество ушатов критики — мол, сколько можно выкачивать из собственного пальца идеи, а из населения — деньги. Йейтсу выскажут, понятно, за ностальгические устремления и манкирование действующими персонажами в пользу «культовых». Но не для того нужны сказочники, чтобы пытаться удовлетворить все запросы аудитории. А со своим основным ремеслом они справляются как никто другой. И с эпичностью этой истории конкурировать трудно: чем больше претендентов, тем больше армия в мантиях и с палочками. Такова наша эпоха, и спасибо ей за это. Хотя задействовать котиков в «Преступлениях Грин-де-Вальда», пожалуй, было не очень честно.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+