Сон высшего разума: рецензия на сериал «Чудотворцы» со Стивом Бушеми и Дэниелом Рэдклиффом

Сценарист «Симпсонов» и «Головоломки» Саймон Рич — человек занятой и трудолюбивый, и потому может похвастаться неслабым послужным списком на ниве шоу-бизнеса в неполные 35 лет. Но на досуге он позволяет себе развлекаться литературой. И теперь его самая известная книга превратилась в телесериал «Чудотворцы», который в феврале презентовали на Netflix. Речь в нем идет о том, как устроены дела в так называемой небесной канцелярии. Она представляет собой самый настоящий офис крупной корпорации, в котором многие сотрудники тысячелетиями не пересекаются друг с другом, а глава мается от безделья в самом большом и красивом кабинете. Доходит до того, что создатель Земли и ее обитателей решает все это уничтожить. И открыть ресторан. 

«Чудотворцы» заходят с абсурда, который трудно назвать оскорбительным. В вымышленном мире бог — не более чем обидчивый мужчина в годах, которому нравятся старомодные прически и пиво. Стив Бушеми, который (к зрительскому ликованию) пришел на эту роль вместо Оуэна Уилсона, играет могущественное существо, которое давно распределило свои обязанности между клерками, занимающими огромные пространства. За дверями с аккуратными табличками скрываются сотрудники, которых трудно упрекнуть в излишнем радении. В основном земляне предоставлены сами себе вместе с катастрофами, войнами и эпидемиями. Сериал смеется не над религиозными представлениями о мире — они здесь до предела упрощены — а над самим мироустройством, в котором отъявленные преступники просят помощи у сил добра, а приглянувшимся друг другу молодым людям нужны особенные знаки свыше, чтобы преодолеть робость и обменяться номерами телефонов. Уставший от своих созданий бог впадает в депрессию, скучает по жертвоприношениям и в конце концов решает найти себе новое хобби. Происходит это с подачи рядовой сотрудницы небесного офиса Элизы (Джеральдин Висванатхан), которая проявляет излишнюю инициативность и тем только выводит босса из себя. Теперь вместе с сотрудником департамента ответов на молитвы Крейгом (Дэниел Рэдклифф) девушка должна за две недели выиграть у высшего разума пари и этим спасти мир. 

Миссия главных героев — сделать так, чтобы двое довольно нелепых землян создали новую ячейку общества и спасли таким образом всех остальных от неминуемой гибели.

Несмотря на четко выстроенную вертикаль, в небесной канцелярии царит знатный бардак. Текущих проблем выше крыши, так еще и постоянно растущее поголовье землян забрасывает офис просьбами, многие из которых без труда могли бы удовлетворить самостоятельно. У сотрудников полно вспомогательных устройств (правда, довольно устаревших с виду), чтобы внимательно следить за происходящим внизу и вовремя вмешиваться, не проявляя себя. Но на деле каждый отдел погружен в тот ритм работы, который сложился за многие века. Даже верный управляющий босса (Каран Сони), пытаясь переложить ответственность за порученное ему задание на подчиненных, оказывается в безвыходном положении. Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам, говорит зрителю сценарий, но у парочки главных героев во многом связаны руки. Их миссия — сделать так, чтобы двое довольно нелепых землян создали новую ячейку общества и спасли таким образом всех остальных от неминуемой гибели. Но раскрывать карты нельзя, поэтому Элизе и Крейгу приходится изобретать немыслимые велосипеды, сбрасывать на своих подопечных дыни и всеми возможными способами пытаться свести тех, кто, казалось бы, изначально испытывает симпатию друг к другу. 

Замечательному актеру Бушеми, хоть и роль у него солидная, в «Чудотворцах» поначалу негде развернуться. Его персонаж валяется на диване, старательно несет неподвластную человеческому пониманию ахинею и ворчит на неповоротливого слугу. Впрочем, уже на второй серии становится понятно, что за 14 дней антитворения высшее существо ощутимо изменится, и, быть может, в финале сезона мы ему еще посочувствуем. А пока даже наказывать приходится каких-то чересчур распоясавшихся стендап-комиков, до менее заметных прегрешений руки не доходят. Проще, действительно, стереть заблудшее человечество с план-схемы и заняться чем-то еще, тем более что времени впереди предостаточно, да и штат остается на месте. В общем и целом, в начале сезона люди получают именно того бога, которого заслуживают. И здесь, конечно, просматривается аллюзия, которую нетрудно понизить в ранге и примерить на государство или даже отдельно взятую структуру в нем. Молитвы, с которыми не справился департамент в лице Крейга, ложатся на стол наивысшей инстанции и остаются в основной своей массе неотвеченными. Что поделать, если выполнять людские желания подчас не способен даже создатель вселенной — особенно, если речь идет о любовных устремлениях. Босс бросает клеркам вызов, потому что втайне желает их победы, которая придаст смысл существованию самого высшего разума.  

 Главное в «Чудотворцах» — это, конечно, юмор от истинных профессионалов своего дела. 

Самая заметная работа в сериале принадлежит Рэдклиффу, который, похоже, и сам уже не понимает, избавился он от гаррипоттеровского «проклятия» или нет. После достаточно истеричных ролей в духе Шайи Ла Бафа и неудачных попыток стать другим (как в сиквеле «Иллюзии обмана»), актер наконец находит для себя роль, которая дает возможность успокоиться и играть. В образе Крейга ничего никому доказывать не нужно, достаточно просто быть убедительным, с чем Рэдклифф и справляется, причем довольно успешно. Начав со страдальческого монолога про гамбургеры, призванного вызвать жалость в собеседнике, поставивший на себе крест небесный клерк постепенно вспоминает о своей ангельской сути. Узнав о близком исчезновении человечества, герой оказывается в ловушке, потому что не знает, что делать со свободой, которую обещает внезапное решение божества. Эльза становится его спасительницей, потому что теперь Крейгу нужно не столько ковать землянам будущее, сколько сдерживать свою новую подружку, склонную к импульсивным идеям и их немедленному претворению в жизнь. Актер в первой же серии сбривает бороду, молодеет на десяток лет и раз за разом демонстрирует полное и воодушевленное понимание роли. Партнерше остается только вести в этом танце — а там как выйдет. 

Но главное в «Чудотворцах» — это, конечно, юмор от истинных профессионалов своего дела. Сценаристы сериала (среди которых, конечно, и сам автор книги) осознают, что ведут корабль через рифы — и при этом речь идет о корабле дураков. Соблюдая границы приличия, «Чудотворцы» не отказывают в себе в удовольствии козырнуть пошлой шуткой или, наоборот, сморозить совсем уж детскую банальность: в контексте происходящего и то, и другое оказывается вполне уместным. Ситком не хвастается огромными бюджетами, памятуя об успехе «Теории большого взрыва» на старте, но и не экономит на всем подряд. Глупым сериал тоже не собирается прикидываться. Внимательный зритель обнаружит массу отсылок к мировой культуре (с акцентом, конечно, на ее современный пласт) — а избранная тема позволяет наносить уколы и сторонникам теории креационизма, и тем, кто на каждом углу заявляет, что он агностик. Хватит ли всего этого, чтобы второй сезон получил зеленый свет — покажет время, а пока можно серия за серией следить за тем, как все, что мы любим и ненавидим, спасают очень похожие на нас самих высшие существа. На новоявленном Олимпе дела идут как попало. Но и у его подножия тоже до сих пор не все в порядке.  

Возрастная категория материалов: 18+