Вон (как и «сестра Декстера» Дженнифер Карпентер) уже снимался у Залера в тюремном экшене «Драка в блоке 99». Под ручку с Удо Киром актеры перекочевали и в следующий проект, а Гибсону оставалось только сбрить бороду и подровнять усы — персонаж Бретт Риджманн написан явно под этого выбравшегося из опалы австралийца. Пожилой полицейский, который все еще умеет делать свою работу, совсем не похож на Мартина Риггса из «Смертельного оружия». Без шуточек, конечно, не обходится, но это прежде всего горький юмор. Риджманну очень нужно вывезти семью из неблагополучного района: взрослеющая дочь постоянно становится объектом нападок со стороны чернокожих подростков, больная жена не может зарабатывать, зато все больше нервничает. Напарник Бретта, Тони Лурасетти, столь глобальными проблемами не обременен, но сомневается, что девушка, которую он выбрал в невесты, ответит ему согласием. Особенно после того, как обоих героев отстраняют от службы за грубое задержание преступника. Видеоролик об этом попадает в СМИ, полицейским предстоит служебное расследование, за которым может последовать что угодно. Оправдываясь статусом «обычного гражданина», Бретт решает экспроприировать незаконно нажитое у гангстеров, а напарник не находит в себе сил просто развернуться и уйти. Хотя такой шанс представляется не единожды.
Режиссер не боится стереотипов, иногда используя их даже чересчур открыто — персонажам очень нужна мощная мотивация, чтобы они просто не разошлись по домам.
Параллельно Залер в том же неспешном темпе рассказывает историю мелкого чернокожего преступника Генри, который выходит из тюрьмы и обнаруживает, что у него дома тоже далеко не все в порядке. Режиссер не боится стереотипов, иногда используя их даже чересчур открыто — персонажам очень нужна мощная мотивация, чтобы они просто не разошлись по домам. Именно поэтому люди гибнут за металл, а не за пошлые бумажки с водяными знаками: ставки должны быть предельно высоки и метафоричны. В итоге выходит так, что у криминального треугольника две неплохих вершины и одна вполне себе суперзлодейская. Пока копы договариваются с собственной совестью, а их афроамериканские визави придумывают, как выжить в этой все более опасной заварушке, настоящие плохие парни ведут себя соответственно. Лязгает автомат, гибнут случайные свидетели, а встать на пути у убийц некому. Риджман и Лурасетти олицетворяют собой действенную сторону закона, у которой временно связаны (и благодаря этому развязаны) руки. Залер позволяет персонажам третьего плана втягиваться в основной сюжет и даже отвлекается, чтобы рассказывать про них небольшие истории, потому что мораль моралью, но от судьбы тоже не уйдешь.
Все это время зритель наблюдает главным образом за диалогами. «Закатать в асфальт» вообще не богат на перестрелки, а вместо умопомрачительных погонь здесь царит медленная слежка. Герои Гибсона и Вона перебрасываются фразочками, как и положено хорошо знакомым друг с другом взрослым мужчинам: в меру иронии, в меру издевки, в меру заботы. Редкому режиссеру в наши дни удалось бы преподать материал в таком духе и не заставить публику скучать. Залер справляется, сделав ставку на актерский талант. Фильм вызывает очередной приступ сожаления насчет того, что Гибсон оказался на несколько лет за голливудским бортом, а Вон потратил столько времени на нелепые комедии. В разговорах вырастают живые люди. О Риджмане, к примеру, можно понять очень многое по итогам короткой беседы с женой. Он, по сути, предупреждает супругу о том, что ради семейного блага готов пойти на все — правда, оттуда может и не вернуться. Она, по сути, благословляет мужа на опасное и незаконное предприятие. Выбирать между близкими не хочется, но приходится, и безопасность дочери ожидаемо побеждает. Лурасетти тоже обозначает предстоящее дело намеками в разговоре с возлюбленной, но в ответ получает только обидное предостережение — и это несерьезное отношение в том числе и не позволяет ему сдать назад.
Два профессионала, вместо того чтобы оберегать город от распространителей наркотиков и банковских грабителей, пытаются на них заработать.
Фильм начинается с полицейской операции, а заканчивается компьютерной игрой. Что ж, не все мужские забавы предельно опасны. Бретт и Тони к нападению на плохих парней готовятся обстоятельно. И чем больше они говорят о предосторожности, тем отчетливее становится понятно, что все пойдет не по плану. Залер забавляется с образами: белые полицейские, преступая закон, надевают черные маски, чернокожие преступники, наоборот, выбеливают себе лица. Режиссер не боится рассуждать о том, что излишняя борьба за чьи бы то ни было права далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам. Вот и два профессионала, вместо того чтобы оберегать город от распространителей наркотиков и банковских грабителей, пытаются на них заработать. Устами Риджмана и Лурасетти Залер произносит вслух то, что можно было бы принять за старческое брюзжание, да вот только постановщику не исполнилось еще и 50 лет. И все же он явно скучает по старым временам, в том числе и в кинематографе — когда условностей и нюансов было меньше, а положительные персонажи творили добро, даже если для этого приходилось пускать в ход кулаки. Герой Гибсона чувствует себя не в своей тарелке не только в том районе, где его угораздило поселиться, а вообще в мире, где за выполнение работы следует не поощрение, а взыскание.
Быть свидетелем развития этих событий крайне интересно. Особенно если не ожидать, что герои развяжут на улицах стандартную для боевика военную операцию между полицейскими и ворами. Залер готовит персонажам схожую участь с разными причинами: одного губит недоверие, другой, наоборот, в нужный момент утрачивает чувство опасности. «Закатать в асфальт» предельно реалистичен, и пули, попадая в людей, ничего хорошего им не обещают. Режиссер, конечно, может позволить себе короткое издевательство над шаблонной предсмертной речью, но сам же и прерывает ее автоматной очередью — здесь все-таки творятся очень серьезные дела. Местной полиции в концовке остается только посочувствовать — расследовать обстоятельства случившегося будет практически невозможно. Но кое-кому удастся начать новую жизнь — правда, перед этим нужно будет похоронить павших. В фильме Залера, как ни странно, очень мало фатализма. Гораздо больше зависит от решений и поступков. И из внезапного ощущения тревоги, которое возникает утром перед выходом на работу, можно извлечь много пользы. Достаточно только к нему как следует прислушаться.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии