Ольга признается: еще в девятом классе поняла, что поедет за любимым Алексеем, который с детства мечтал стать военным, хоть на край земли. Так и вышло.

— Мой муж окончил Костромское высшее командное училище РХБ (радиационной, химической и биологической) защиты, а я — медицинское, — вспоминает жена офицера. — В 1988 году после распределения отправили нас в Амурскую область — в Сковородино. Про те времена говорят, что тяжело жилось, а мы жили хорошо. Потому что пограничники знают, что без взаимовыручки не прожить. Помню, только приехали, а уже в обед заселились в свою квартиру, соседи принесли кастрюли, посуду, продукты. Вообще ту жизнь только добрыми словами вспоминаю.

101

год со дня образования отметила сегодня пограничная служба в России

Правда, после Костромы молодая семья была удивлена и трескучим зимним морозам за 50 градусов, и отсутствию на прилавках привычных продуктов.

— Кострома — молочный край, сыров очень много, а я пришла в местный магазин, а там только колбасный сыр, и тот в плесени, — улыбается Ольга. — Молоко, сметану и творог, правда, возили из Албазина — там большой и хороший колхоз был. Зато нас сразу поразила амурская природа — тайга, реки. У нас в доме никогда грибы с ягодами не переводились. А муж свой отпуск предпочитал проводить на охоте и рыбалке.

Наравне с крепкими мужиками хрупкая девушка заправляла военные грузовики и даже вертолеты.

Молодая жена офицера без дела долго не сидела, отработала на заставе машинисткой, а потом службу пришлось прервать. В семье появилось прибавление — сын Андрей.

— Пришлось уйти на работу в детский сад, — продолжила рассказ Ольга. — Но пограничная служба меня не отпустила. Пришел как‑то начальник штаба забирать свою дочку и заодно забрал меня на службу. Муж был против, он до сих пор считает, что женщине в армии не место, а я решила попробовать. У женщин-пограничниц никаких привилегий не было. Наравне с мужчинами и стреляли, и бегали, и ползали в противогазах, и ходили по 5 километров до полигона и обратно.

Спортивную и энергичную Ольгу отправили работать не в кабинет, а на заправку.

— Я раньше с машинами вообще никакого дела не имела, — смеется наша героиня. — Для меня «бензин», «соляра» были почти иностранными словами. Девять лет там прослужила ефрейтором. За это время научилась по запаху марки бензина различать. Параллельно исполняла обязанности бухгалтера и заправляла машины. Посчастливилось даже вертолеты заправлять.

С таким красавцем-мужем Ольга не побоялась поехать на далекую амурскую заставу.

И все‑таки своей главной работой Ольга Николаевна считает одну — быть женой офицера.

— Мы обеспечивали тыл нашим мужьям, — уверена героиня. — Сейчас не все понимают, какой это тяжелый труд. Нам, женам военным, досталось воспитывать детей, создавать домашний уют. А еще постоянно переживаешь за мужа — служба напряженная и опасная.

«Девять лет прослужила ефрейтором на заправке — научилась по запаху марки бензина различать. Посчастливилось даже вертолеты заправлять». 

Во многом благодаря такому надежному тылу Алексей Фильчагин с лейтенанта дослужился до подполковника. Потом возглавлял службу в учебном центре в Николаевке, а уже оттуда ушел на пенсию. После пенсии супруги поняли, что прикипели к амурской земле за 30 лет и теперь гордо называют себя дальневосточниками. А эстафету несения пограничной службы передали любимому сыну.

Котлеты из щуки и вышитые картины

На пенсии бывшие пограничники тоже не скучают. Алексей Николаевич, помимо охоты и рыбалки, увлекся кулинарией. «Такие необычные салаты делает, а какие котлеты из щуки — пальчики оближешь! — гордо сообщила Ольга Николаевна. — Я на кухню захожу, только чтобы убраться». Сама же жена офицера чем только не занимается: и картины вышивает, и бутылки декорирует, и вяжет.