«Не было ни одного дня, чтобы зритель — не важно, в какой стране — не встал в конце», — с улыбкой признается генеральный директор «Лезгинки» Джамбулат Магомедов. Как живет многонациональный коллектив, за что танцоров штрафуют и о чем мечтает легендарная «Лезгинка», Джамбулат Магомедов рассказал в интервью «Амурской правде» сразу после аншлага в Хэйхэ.
«Мы не подстраиваемся под угоду времени»
— Джамбулат Мусаевич, вы выступаете по всему миру. Как вам реакция китайского зрителя?
— Мы немного волновались, как нас встретят в Китае, ведь они привыкли видеть другие русские танцы. А у нас самобытная история Кавказа, каждый танец — отдельный спектакль о родном крае, его людях и обычаях. Но все наши волнения улетучились после первого же номера: китайцы оказались очень теплыми зрителями и приветствовали нас стоя. Каждый концерт, а я работаю директором без малого 30 лет, проходит с аншлагом. И не было ни одного дня, чтобы зритель не встал в конце — во всяком случае 95—98% концертов всегда заканчиваются стоя. Зрители просто не могут усидеть на месте, заряжаются энергетикой, начинают пританцовывать, выбивать ритм.
Джамбулат Магометов на концерте в Хэйхэ.
— После концерта я услышала, как одна девушка сказала вам: «На сцене такая энергетика, что кажется, от ваших парней можно забеременеть, даже сидя в зале».
— С такой реакцией зрительниц мы сталкиваемся постоянно. Ребята все яркие, красивые, энергичные. Они вызывают восторг! Но во время концерта энергетика идет не только со сцены, но и из зала. Мы это очень сильно ощущаем. Сохранение своего почерка, верность традициям и такая реакция зала убеждают нас, что мы на правильном пути. Хотя с каждым годом мы видим, что многие коллективы, российские в том числе, меняют свой стиль, подстраиваются под угоду времени. Мы этого не делаем. «Лезгинка» сохраняет свой стиль и остается поистине народным коллективом.
Костюмы для танцоров шьют в Москве и Питере. Сейчас начали отшивать в родном Дагестане. 45 процентов — это ручная работа.
— Как вам дорога до российского Дальнего Востока?
— Тяжелая. Мы летели 15 часов. А в Екатеринбурге еще просидели 10 часов из-за поломки самолета. А ведь каждая задержка — это дополнительная разгрузка багажа, у нас только реквизита 350 килограммов — ребята сами все разгружают. Нас прилетело 52 человека: 48 — творческий состав, 2 руководителя, художник по свету и костюмер. В такие моменты сказывается четкая организация административного корпуса. Не случайно «Лезгинку» называют самым дисциплинированным коллективом в России. Если кто-то думает, что артист только выходит на сцену и выступает, то у нас все по-другому. С самого детства мы приучаем ребят, чтобы они сами готовили костюмы к концерту, гладили, складывали багаж. Это тоже часть работы. Ведь у нас 95% коллектива — это воспитанники ансамбля, остальная часть приходит из других коллективов. И в первую очередь мы должны сформировать личность в артисте. Например, выезжая на гастроли, они обязательно читают о стране, а местном менталитете, обычаях и особенностях. Такое интеллектуальное развитие помогает в творчестве. А во время таких дальних поездок ребята мобилизуются еще больше, все делают четко и слаженно.
— У вас очень специфичный реквизит, как провозите через таможню кинжалы, барабаны?
— Существует определенная процедура провоза через таможню. На все кинжалы есть разрешительные документы, и даже на работу с ними у артиста есть свои документы. Более того, у нас есть номер, где артист танцует и показывает трюки на канате. Наш канатоходец — профессиональный акробат, он имеет право выступать как воздушный гимнаст. На все есть своя документация, система отработана, поэтому и проблем на таможне не возникает. Кстати, вашу таможню мы прошли тоже без проволочек. Хочется отметить слаженную работу девушек из амурской филармонии, они нам очень помогли, все было отлично организовано. Ольга Николаевна, Виктория, Оксана окружили нас заботой и вниманием. Мы не почувствовали никаких неудобств и перешли границу быстро, без проблем.
Самый многонациональный коллектив планеты
— Говорят, на ваших концертах многие ностальгируют по советскому прошлому.
— Мы многонациональный коллектив. У нас работает свыше 33 представителей народностей Дагестана, азербайджанцы, грузины, армяне, цыганка. Наш коллектив — это одна большая семья. Все, что удалось сохранить и приумножить, мне передалось по наследству от моих родителей. Моя мама — народная поэтесса Фазу Алиева, папа — поэт Муса Магомедов всегда были для меня примером. И я хочу быть похожим на них. Мать возглавляла комитет защиты мира. Она выезжала в Чечню, собирала солдатских матерей, помогала им. Ее видение, понимание передались и мне. С самого детства мне всегда везло, я находился рядом с великими людьми.
Мы не отбираем танцоров специально по национальности, но это прекрасно, когда многонациональный коллектив представляет одну народность. Мы стараемся возвращать молодых к истокам национальной культуры, моральных устоев, воспитываем уважение к старшему поколению. Очень показательно, что мы можем все вместе сосуществовать, творить, дружить, осуществлять такие интересные проекты. К сожалению, сейчас не всегда и не везде это удается. Наш коллектив — это показатель, как в одной семье могут мирно жить и творить многие национальности.
— В таком многонациональном и горячем коллективе от ссор не уйти, как вам удается гасить конфликты?
— Демократия — это хорошо, но у меня на этот счет свои подходы. Я считаю, что в коллективе, особенно в искусстве, должна быть высочайшая дисциплина, порядок, требовательность, самоотдача, концентрация. У нас с этим очень серьезно. Например, за опоздание, как на многих других предприятиях, у нас тоже существует штраф. Но таким образом мы хотим не наказать человека, а сформировать дисциплину. У нас нет дедовщины. Они же все очень экспрессивные, вспыльчивые. Но невозможно вместе выходить на сцену, творить, потеть, работать с такой самоотдачей, говорить о своих традициях, истоках, а потом враждовать между собой. Это просто невозможно. Мы формируем дисциплину, но не роботов, которые должны дрожать и бояться. Выходя из концертного зала, ребята должны понимать, что на них смотрят, они бренд не только Дагестана, но и всей России. Надо любить свое дело, быть патриотом. Это очень тонкий лед.
«На сцене такая энергетика, что кажется, от ваших парней можно забеременеть, даже сидя в зале».
— Ансамблю рукоплескал весь мир. О чем сегодня мечтает легендарная «Лезгинка»?
— Со дня основания коллектива мечта четырех поколений «Лезгинки» — это достойные условия для тренировок. Сегодня мы ютимся в бывшем клубе милиции. К нам часто приезжают иностранные делегации посмотреть на тренировки, быт. К сожалению, похвастаться нечем. И должно быть стыдно не нам, а тем людям, которые отвечают за наши условия и обязаны сделать их комфортными. Сегодня ситуация сдвинулась с мертвой точки, и мы очень надеемся, что наша мечта осуществится — мы будем иметь свой Дом танца. Это и моя главная мечта, моя цель. Я мечтаю, чтобы прошли годы, а люди смогли сказать: ему удалось построить Дом танца.
Фактически сегодня в Дагестане «Лезгинка» — бренд № 1. Нет с нами Расула Гамзатова, Фазу Алиевой, футбольный клуб «Анжи» перестал существовать. А «Лезгинка» существует. В Дагестане артисты танца — кумиры, про них все всё знают. Кто с кем живет, что ест, пьет, где и как живут. Ведь лезгинка — это не просто танец горцев, это танец гордости, танец любви и глубоких человеческих чувств.
Многие хотят научиться танцевать. К нам на конкурс в детскую студию приходит огромное количество желающих — по 500 детей. Конкурс проходят 350 человек, а взять мы можем только 80. И мы не знаем, что ответить этим детям, которые прошли конкурс, мечтают танцевать у нас в коллективе, а нам приходится им отказывать. К сожалению, мы не знаем, чем будут заниматься эти дети, куда пойдут и в какую среду они попадут. А если бы все дети могли танцевать? Пусть они не станут в дальнейшем профессионалами, но они вырастут достойными гражданами своей страны, здоровыми, крепкими, эмоционально подготовленными. Но пока мы не можем принять всех желающих, так как работаем практически в аварийном здании.
«Семью чаще вижу на фотографиях»
— Вы жестокий руководитель?
— Да, жестокий, но справедливый. Я с них требую, но никого не дам в обиду, я им помогаю. К нам очень трудно попасть, но я пристально присматриваюсь к человеческим качествам. Для меня очень важно, чтобы человек был достойным, высоконравственным, искренним, теплым, любящим и уважающим коллектив. Мы одна большая семья. Около 15 процентов участников в ансамбле — это семейные пары. После длительных гастролей обязательно новые пары появляются. Вот и сейчас намечается одна (улыбается). Девушки помогают ребятам в быту, могут постирать, погладить. Мы все вместе собираемся на свадьбах, поддерживаем друг друга в трагические моменты жизни.
Старшее поколение ансамбля своим примером воспитывают молодых. У нас есть представители династий: дети, внуки, даже правнуки тех, кто стоял у истоков ансамбля. Раджапов Арсен, Нугаева Залина, Гусейнов Азамат. Дети приходят на репетиции вместе с родителями и потом остаются в коллективе. Не всегда родители хотят, чтобы дети танцами занимались, но природу не обманешь. Мы очень много времени проводим вместе. В мае у нас традиция: мы всегда собираемся на маевочку, играем в волейбол, ходим в бассейн.
— Ваши дети танцуют?
— Мои дети, к большому сожалению, не танцуют. Сын работает в Москве, он журналист. Дочка окончила недавно МГИМО с отличием, младший сын учится в МГИМО на втором курсе. Конечно, скучаю по семье — чаще вижу их на фото в телефоне. Иногда бывает очень трудно. Хочется все бросить и уехать к детям, к семье, к жене. Обнять их, прижать к себе, почувствовать тепло родного человека. Но у нас такая жизнь. Мы сами выбрали себе судьбу, и я рад, что в семье меня поддерживают.
«Такой Кавказ мы уважаем!»
Лезгинку называют танцем гордости, достоинства, танцем настоящих горных орлов и храбрых воинов. Ансамбль первым выступал в Сирии, в горячих точках. Джамбулат Магомедов занимается активной общественной деятельностью, имеет множество наград, в том числе орден Дружбы, является доверенным лицом президента России Владимира Путина. «Я считаю, что коллектив сегодня должен ставить не только творческие задачи, но и миротворческие. Мы не должны быть наблюдателями, мы должны отстаивать наши границы, — уверен Джамбулат Магомедов. — При поддержке Министерства культуры РФ был осуществлен проект «Россия на века», и он до сих пор существует.
С хореографическими коллективами из Чечни, Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии мы организовали большой концерт, на него пригласили ребят, у которых было однобокое представление о Кавказе. В том числе было много футбольных болельщиков. После концерта они прорывались к нам за сцену и благодарили за эмоции, драйв и открытость: «Такой Кавказ мы уважаем!» Мы должны такими проектами поддерживать любовь к Родине, воспитывать патриотизм, единство. Я думаю, нам это удалось. Я благодарен всем коллективам, которые принимали участие в этом концерте и в этой непростой ситуации. Программа была очень теплой! А в финале была «Калинка-Лезгинка». Это моя идея, и мы повторили ее с коллективом «Гжель» в Благовещенске.
Справка АП
Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» был создан 6 сентября 1958 года. Основатель ансамбля, автор первой программы и бессменный руководитель на протяжении 20 лет — народный артист СССР Танхо Селимович Израилов. В 1961 году «Лезгинке» присвоено звание «Заслуженный», а 27 июня 1994 года — высший титул «Академический». Коллектив побывал в 65 странах мира и является победителем 48 всемирно известных фестивалей фольклорного танца среди профессиональных коллективов. Ансамблем поставлено свыше 100 танцев народов Дагестана, Кавказа и России. Хореографическая Школа-студия «Лезгинка» была основана 24 августа 1993 года, за это время она выпустила свыше 1000 учащихся. Лучшие выпускники студии стали артистами ансамбля «Лезгинка».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии