Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

20 лет ожидания

Новая «взлетка» — один из самых долгожданных проектов Амурской области. О том, что региону нужна современная взлетно-посадочная полоса, заговорили еще 20 лет назад. В 1999 году даже были попытки начать строительство, но из-за нехватки средств проект заморозили. Вопрос снова подняли почти через 15 лет.

Чтобы обеспечить Благовещенск надежным авиасообщением, в 2014 году сделали проектно-сметную документацию на строительство новой полосы. В октябре 2015-го ее одобрила Главгосэкспертиза. Тогда же должна была начаться стройка. К тому времени вопрос второй полосы стал особенно актуален. Весной 2015 года «Аэрофлот» закрыл рейс Москва — Благовещенск. Камнем преткновения в переговорах с авиакомпанией стала как раз взлетно-посадочная полоса столицы Приамурья, которая была построена в 1962 году и не рассчитана на прием современных типов судов. Но стройка так и не началась, а проект ВПП-2 убрали в долгий ящик — у Федерации не было денег на его реализацию.

Средства нашли год назад  — в федеральном бюджете предусмотрели более 4 миллиардов на реконструкцию Благовещенского аэропорта. Начало работ назначили на 2019 год. И с конца 2018 года Амурская область начала поиски подрядчика, который возьмется за объект. За полгода регион провел шесть аукционов, и все они были признаны несостоявшимися. В итоге Федеральная антимонопольная служба разрешила заключить контракт с единственным потенциальным поставщиком услуг — АО «Гидроэлектромонтаж». 

Росавиация взяла стройку под крыло

Сейчас строительство новой «взлетки» идет под пристальным контролем Росавиации. Глава федерального агентства Александр Нерадько во время визита в Амурскую область детально обсудил с проектировщиками и строителями, как продвигаются работы и какие у них возникают проблемы.

После того как аэропорт Благовещенска получит новую взлетно-посадочную полосу, старую отправят на пенсию. «Часть ВПП будет использоваться для передвижения службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Другие части будут выведены из эксплуатации», — рассказал гендиректор Благовещенского аэропорта Валерий Шлегель.

Новая взлетно-посадочная полоса будет строиться параллельно существующей. Ее длина составит 3 тысячи метров, а ширина — 45 метров. Помимо строительства самой полосы, планируется реконструкция портовой инфраструктуры.

— Предусматривается строительство двух рулежных дорожек. Одна — к существующему перрону, и одна — к строящемуся перрону на три места стоянки. Существующие перроны будут реконструированы. Меняется ограждение по всему периметру с учетом расширения под новую полосу. Строится патрульная дорога протяженностью 10 километров, новая аварийно-спасательная станция, — рассказал гендиректор компании-заказчика ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (космодромов)» Юрий Жирков. — Общая стоимость строительства — 4,3 миллиарда рублей. Срок окончания работ — конец 2021 года.

Лед тронулся

Генеральный подрядчик АО «Гидроэлектромонтаж» работает с 1945 года и специализируется на строительстве энергообъектов. «Строили по всей стране, и когда-то по всему Советскому Союзу, гидростанции, атомные станции, теплостанции. Но аэропорт — для нас это первый опыт», — признался гендиректор компании Валерий Васильев. Чтобы справиться с контрактом, к непрофильным для себя работам «Гидроэлектромонтаж» привлекает профессионалов-подрядчиков. Так, бетонные работы и строительство основных объектов возложены на «Буреяжилпромстрой». Компания уже работает на строительной площадке. Ведет вырубку лесонасаждений и снимает растительный грунт.

— После завершения лесосводки приступим к выравниваю территории, нам нужно сделать выемку 350 тысяч кубов грунта, — рассказал руководитель «Буреяжилпромстроя» Геннадий Кузнецов. — Также в этом году мы хотим приступить к дренажным системам и очистным сооружениям.

Сам «Гидроэлектромонтаж» уже приступил к строительству аварийно-спасательной станции. «Основные объекты энергетики мы тоже выполним в этом году — это линия электроснабжения от подстанции Игнатьево и строительство в аэропорту нового центрального распределительного пункта, — добавил Валерий Васильев. — Пик строительства, конечно, будет в следующем году».

Полеты не должны останавливаться из-за стройки

Главная задача, которую нужно решить подрядчикам, — выполнить все работы, не останавливая авиасообщение. Как отметил директор аэропорта Валерий Шлегель, пока строительство идет за пределами территории аэродрома и не сказывается на его работе. Сложности начнутся, когда подрядчик займется рулежными дорожками, которые пройдут через старую полосу.

— Проектом предусмотрено ограничение работы нашей взлетно-посадочной полосы в течение двух месяцев на период строительства соединительной рулежной дорожки. Это фактически два месяца мы не сможем отправлять и принимать суда в Благовещенске. Понятно, что этот перерыв недопустим, — рассказал Валерий Оттович.

2022

год должен стать началом эксплуатации новой взлетно-посадочной полосы

Глава Росавиации Александр Нерадько поручил проектировщикам и застройщикам найти решение, которое позволит выполнить работы, не парализуя работу главных воздушных ворот области.

Представитель проектной организации ООО ПИ «Красаэропроект» и главный инженер проекта по реконструкции аэродрома аэропорта Благовещенск Любовь Шмелева уверена, что работы можно провести без ущерба для авиасообщения.

— Есть определенные технические решения, благодаря которым можно не нарушать полеты самолетов на длительный период, а организовать технологические окна в расписании, за которые подрядчик выполнит строительно-монтажные работы. Но, конечно, он обязан будет мобилизоваться так, чтобы сбоев в работе не было, — рассказала Любовь Дмитриевна. — Тут важна даже не продолжительность этих работ, а продолжительность твердения бетона. Нужно, чтобы бетон успел набрать достаточную прочность, потому что от этого зависит безопасность.

По словам Валерия Шлегеля, аэропорт поможет строителям организовать необходимые «окна» в полетном расписании. «Зная, какое время и когда потребуется строительной организации на выполнение работ, мы доведем эту информацию до авиакомпаний. И они смогут заблаговременно сформировать свое расписание», — пояснил он.

Любовь Шмелева, главный инженер проекта по реконструкции аэропорта Благовещенска:

 

— Я работаю 45 лет в этой отрасли, в одной и той же организации — «Красаэропроект»: проектирую, курирую стройки. Наиболее сложным, по опыту, был аэропорт Норильска. Потому что это зона вечной мерзлоты, короткий строительный сезон. В Благовещенске в принципе сложностей никаких нет. Полоса будет отличная, широкая, длинная. Она будет принимать все современные самолеты. Осталось подождать два года. 

Приамурье просит вернуть «Аэрофлот»

Приамурье надеется, что современная взлетная полоса позволит привлечь в регион новых авиаперевозчиков. В том числе и «Аэрофлот» — единственную авиакомпанию, продающую билеты из Москвы на Дальний Восток по относительно дешевым плоским тарифам. И как отметил губернатор Василий Орлов, сейчас у региона появилась надежда вернуть «Аэрофлот» раньше завершения строительства.

— Сегодня один из главных аргументов «Аэрофлота», почему он сюда не летает и почему, соответственно, у нас нет возможности покупать билеты по плоским тарифам, — это то, что у них нет самолетов, которые может принять старая полоса. Но, насколько мне известно, сейчас в планах компании стоит приобретение таких самолетов, — рассказал глава Приамурья.

Власти Амурской области хотят предложить авиакомпании возобновить полеты в Благовещенск. Василий Орлов попросил главу Росавиации Александра Нерадько поддержать Приамурье. «Регион чрезвычайно важный с учетом тех проектов, которые здесь реализуются. Поэтому такая авиационная поддержка просто необходима», — согласился Александр Васильевич.

Международный терминал ищет инвестора

В Благовещенском аэропорту планируют провести реконструкцию международного терминала. Сейчас пассажиров заграничных рейсов обслуживают в небольшом здании, которое давно не справляется с нагрузкой. При этом поток туристов растет с каждым годом.

В ближайшее время правительство региона объявит конкурс для выбора инвестора, который займется реконструкцией здания на условиях концессии. «Несколько операторов пожелали поучаствовать в проекте. Планируем в феврале получить инвестора, и можно будет утверждать концепцию вокзального комплекса», — рассказал губернатор Василий Орлов.

Возрастная категория материалов: 18+