Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Тест не для дилетантов

В этом году всероссийская акция в Приамурье проходила на 67 площадках. В их числе оказались космодром Восточный, железнодорожный вокзал в Благовещенске и областной краеведческий музей. На музейной площадке собрали колоритную компанию, пригласив представителей различных диаспор и этнических меньшинств. У всех пришедших я спрашиваю, как они готовились к диктанту. Оказывается, никто не готовился — все надеются на свои знания. А я вот на свои не надеюсь.

«Обычно этнографический диктант пишут заинтересованные люди, которые занимаются краеведением, этнографией, те, кто уверен в своих силах», — признается организатор акции и заведующая кафедрой гуманитарного образования Амурского областного института развития образования Ольга Вакуленко. После такого откровения моя решимость принять участие в диктанте серьезно пошатнулась. Но отступать стыдно. Поэтому получаю свой идентификационный номер и занимаю место в зале, затесавшись в дружные ряды армянской диаспоры.

«В первый год, когда мы писали диктант, Амурская область из 85 регионов заняла 79-е место. В прошлом году результат был значительно лучше — 47-е место. Надеюсь, что в это году результат будет еще выше», — рассказала организатор Ольга Вакуленко.

Участников акции пришел морально поддержать губернатор Василий Орлов.

— У нас проживают представители более 100 национальностей. У нас у всех одинаковые ценности: все мы хотим жить в мире, в согласии друг с другом. И диктант имеет большое значение для того, чтобы узнать культуру других этносов, — обратился глава региона и пожелал удачи на диктанте.

После краткого инструктажа нам раздают вопросники (20 вопросов — общие для всей страны, и 10 — региональный компонент), и я понимаю, что мне очень нужна удача.

Кулебяка и самый многобуквенный алфавит

Первый вопрос показался не очень сложным — определить количество различных субъектов Российской Федерации. Есть варианты ответов, надо только правильно соотнести цифры с количеством автономных округов, автономных областей, краев, областей, республик и городов федерального значения. Но уже здесь я успеваю первую допустить ошибку. В России 22 республики и только 9 краев, и никак не наоборот.

100

баллов можно максимально набрать на Большой этнографическом диктанте, ответив на все 30 вопросов

Дальше становится сложнее: на большинство вопросов отвечаю методом научного тыка и почти везде попадаю пальцем в небо. Я уверена только в том, что следующая перепись населения — в 2020 году. И догадываюсь, что «страна гор и гора языков» — это Республика Дагестан. Но даже не представляю, как можно ответить на вопрос про самый многобуквенный алфавит, если ты даже названия некоторых языков видишь впервые. Наугад выбираю татарский, но, оказывается, рекорд принадлежит адыгейскому языку — 66 букв.

Одно из последних заданий федеральной части — еда. Нужно собрать по парам этнические кухни и названия пирогов. Из всего кулинарного многообразия знаю только русскую кулебяку. Но понимаю, что не отказалась бы сейчас от рыбного хуплу, мясного янтыка или лепешки с творогом с названием чепалгаш. Желудок подсказывает, что дело движется к 12 часам, а значит, времени на региональную часть почти не осталось.

Муравьев-Амурский, эвенки и мохэ

«Кому принадлежат слова «Кто будет владеть устьем Амура, тот будет владеть и Сибирью»?» Недрогнувшей рукой выбираю Николая Муравьева-Амурского. «Назовите первого Приамурского генерал-губернатора». Опять Муравьев-Амурский? У сидящих рядом девчонок такое же недоверие к составителям теста. «Два раза ответ Муравьев-Амурский? Такое может быть? Может, цитата не его», — шушукаются соседки. Я тоже начинаю сомневаться, но оставляют все как есть. После того как сдала ответы, первым делом ищу в интернете цитату — и выдыхаю: все верно, она принадлежит первому генерал-губернатору.

«В каких районах находятся пять эвенкийских сел: Первомайское, Ивановское, Усть-Уркима, Усть-Нюкжа и Бомнак?» Почему-то отправляю Первомайское в Селемджинский район, хотя знала, что оно в Тындинском. С остальными селами проблем не возникает.

«Какие племена относятся к группам эвенков», «как называются потомки мохэского этноса», «коренное население Амура III—IV веков» — снова отвечаю наугад. С историей Китая тоже провал: я не знаю, какое государство (Ляо, Цзинь, Маньчжоу-Го или Чжоу) занимало территорию Приамурья, Маньчжурии и Северного Китая в XII—XIII веках.

Свои оценки за этнографический диктант участники узнают только 12 декабря.

«Если какие-то затруднения вызовут вопросы в первой части, то, я надеюсь, все, кто знаком с историей Приамурья, хорошо ответят на вторую часть», — перед началом диктанта ободряла Ольга Вакуленко. Ох, Ольга Борисовна, это был не мой случай. Для меня диктант оказался серьезным испытанием, в котором каждый вопрос сообщал о гигантском пробеле в знаниях.

Впрочем, утешало то, что другие участники тоже выходили не очень веселыми. Многие покинули аудиторию досрочно, только взглянув на вопросы. Некоторые пытались призвать на помощь интернет, за что получили строгое внушение от организаторов.

— Было очень сложно, — призналась после диктанта ученица 11-го класса Татевик Мартиросян. — Очень сложно было ответить на вопросы о национальной кухне, на вопросы из последней части, которые касались Китая и Маньчжурии. Проще всего было на вопросах по Конституции — мы это проходили в школе.

Возрастная категория материалов: 18+