Фото: Амурская медицинская академияФото: Амурская медицинская академия

— Вот это наш виртуальный пациент, — показывает на внушительный по своим размерам монитор с сопутствующим оборудованием инженер аккредитационно-симуляционного центра Александр Завьялов. — Работа с ним — своеобразный квест. Обучающийся заходит в программу под своим аккаунтом, выбирает нужное ему занятие и работает с пациентом, который появляется на сенсорном экране. Он «входит» в кабинет врача, «садится» напротив. Это может быть кардиологический больной, пульмонологический, урологический — любой, с которым обучающийся общается посредством мини-чата. На мониторе появляется информация об этом пациенте: возраст, пол, профессия, семейное положение, температура тела, дыхание, пульс и другие параметры. Он здоровается с врачом, отвечает на вопросы, озвучивает жалобы…

Врач может не только выслушать виртуального пациента, сделать необходимые записи в истории его болезни, но и может провести визуальный осмотр, попросить показать язык, пальпировать, или проще говоря — помять, живот, щитовидную железу или другой орган, водя руками по экрану. Еще на тренажере можно послушать сердце и услышать его работу через динамик.

— На виртуальном пациенте можно отработать любые наиболее часто встречаемые патологии со стороны различных органов и систем, — говорит руководитель симцентра Сергей Ходус. — По сути, это игра, где все как в реальной ситуации в поликлинике. Только в конце каждого занятия компьютер беспристрастно выставляет студенту или врачу, повышающему свою квалификацию, объективную оценку за все совершенные им действия с виртуальным пациентом. И это уже не игра. Потому что, работая на этом оборудовании, обучающиеся приобретают необходимые знания, опыт, навыки, которые, конечно же, необходимы ему в профессии.

Врачи повысят квалификацию на симуляторах

В этом году в симцентр медакадемии поступило несколько новых симуляторов, в том числе по отработке навыков в лапароскопии и гистероскопии. Они уже введены в эксплуатацию и на них обучаются врачи акушеры-гинекологи, хирурги, урологи, сообщают в вузе. Это высокотехнологичные симуляторы, которые полностью имитируют малоинвазивные оперативные вмешательства, включенные в перечень профессиональных стандартов Минздрава РФ для всех хирургических специальностей.

— Исходя из этого перечня, мы ориентируемся на потребности нашего региона: на каких тренажерах и симуляторах и каких специалистов необходимо учить, чтобы повысить их профессиональный уровень, — поясняет Сергей Ходус. — Польза от тренажеров огромная — с их помощью обучающиеся осваивают самые современные методы диагностики и лечения. А значит, повышается уровень качества оказания медицинской помощи населению, ее доступность.

При проведении гастроскопии «пациент» кашляет, давится слюной и даже сопротивляется.

Недавно в медакадемию поступил еще один новый симулятор отечественного производства, на котором можно отрабатывать три процедуры — бронхоскопию, гастроскопию и колоноскопию. У этого тренажера есть обратная связь. Например, при проведении гастроскопии «пациент» кашляет, давится слюной и даже сопротивляется.

В этом году в аккредитациооно-симуляционном центре ждут еще поставки современного оборудования, в том числе еще одного робота-симулятора пациента нового поколения. С его помощью будут отрабатываться навыки оказания пациенту неотложной, экстренной медицинской помощи, а также методы проведения анестезиологического пособия и режимы работы наркозно-дыхательной аппаратуры.

«Мы не стремимся заменить настоящего пациента»

Сергей Ходус, руководитель симцентра Амурской медакадемии:

— Ни один тренажер не может заменить настоящего пациента. Впрочем, к этому никто и не стремится: студенты должны учиться общаться с больными в поликлиниках, стационарах. Польза от тренажеров в другом. Простой пример. За 10 дней прохождения какого-то цикла обучения невозможно увидеть и показать обучающимся весь спектр необходимых патологий — таких пациентов на тот момент может просто не быть. Но даже если они и есть, не каждый согласится, чтобы его «изучали» студенты, проводили какие-то манипуляции и так далее. Поэтому тренажеры позволяют расширить обучающемуся спектр компетенций без вреда и неудобств пациенту. К примеру, освоить любые навыки оказания первой врачебной помощи при критических состояниях, что нереально осуществить на живом пациенте практически (теоретически-то это все пройдено на занятиях). А сейчас, благодаря тренажерам и симуляторам, можно всему этому и многим другим навыкам обучить и студентов, и докторов, повышающих свою квалификацию.

Возрастная категория материалов: 18+