Равнение на кумира
— Я работал тренером в хабаровском «Амуре», поэтому знаю не понаслышке о местном хоккее и о том, как развивается спорт на Дальнем Востоке. Приезд сюда — благое дело и вдобавок ностальгическая поездка. «Формула хороших дел» должна процветать, потому что чем здоровее, чем сильнее будет наша нация, тем больше мы вырастим сильных, умных и жизнерадостных детей. Такие мероприятия — огромное подспорье для всех, — уверен прославленный хоккеист.
Живое общение с детьми важно — ребенок получает возможность увидеть звезду спорта лично и вдохновиться на будущие свершения, отмечает Андрей Николишин.
— Когда ребенок не просто по телевизору смотрит на спортсмена, а вот здесь, рядышком с ним находится и может потрогать, напрямую поговорить, задать вопросы, думаю, именно такое общение способно сподвигнуть детей к новым свершениям в спорте. И дать им толчок в дальнейшем — не важно, будет это фигурное катание, хоккей, лыжи или что-то еще, — считает Николишин. — Главное, что дети могут видеть своих кумиров или просто людей, на которых когда-то смотрели по телевизору, а теперь могут вживую равняться.
Ребят, которые пришли поучиться у знаменитого хоккеиста, разделили на три группы в зависимости от уровня подготовленности. Задачей было дать начинающим спортсменам заряд энергии, рассказал олимпийский призер.
Тренер может быть хоть пятикратным чемпионом, но если он не любит детей, ничего не получится.
— Выходя с детьми на тренировку, на лед, пытаешься не только поделиться своим опытом, но и сам заряжаешься, черпаешь от них столько энергии! Общение с детьми — это такие эмоции! Чем старше становишься, тем больше эмоции угасают, а у детей они нескончаемые и живые, — замечает звездный хоккеист.
Кстати, на фестиваль в Приамурье Андрей Николишин приехал со своими коньками. «Это с собой. Коньки для фигуристов, хоккеистов — это святое», — признался он.
Нельзя стоять на месте
Свой опыт Андрей Николишин передал и амурским тренерам, воспитывающим подрастающих хоккеистов.
— Мы с Алексеем Ягудиным (знаменитый фигурист также побывал в Амурской области на Winter Fest — Прим. ред.) прошли через руки многих тренеров, многое видели, многие методики знаем. Весь этот багаж с собой не унести, в могиле он не нужен будет. Мы рады делиться, рассказывать, чтобы ребята это всё применяли и воспитывали юную поросль, — говорит хоккеист. — Что в хоккее, что в фигурном катании нельзя стоять на месте. Наши виды спорта прогрессируют, появляются новые веяния. И если будешь жить катаниями 80-х годов, грош тебе цена.
По словам спортсмена, в хоккее существует современная статистика, но опираться на нее при определении уровня игрока неразумно.
— Сегодня в хоккее есть продвинутая статистика, которая показывает скорость игрока, сколько он проехал, чип в шайбу вмонтирован. В наше время ничего этого не было, сейчас есть возможность за этим следить. Но я не сторонник такой статистики. Все-таки хоккей — это игра, и играть по статистическим данным невозможно, — уверен Николишин. — Игра — это то, что ты творишь, придумаешь, изобретаешь. А когда ты сбиваешься на статистику, получается компьютерная игра. Многие тренеры путают, для чего им нужна статистика. Они берут ее и начинают определять по ней уровень игрока. Это неправильно. Статистика дается как вспомогательный материл, на который ты можешь посмотреть и опереться, но ни в коем случае не характеризовать игрока по этим данным. Потому что в хоккей играют живые люди, и они принимают на льду решения в доли секунды.
Малыши в хоккее — преступление
Высказал гость Winter Fest свое мнение и о малышах на хоккейном льду, которые начинают заниматься до школьного возраста.
— Сразу скажу: в хоккей надо приходить чем позже, тем лучше, — поднял серьезную тему Андрей Николишин. — Катание на коньках — это сплошная специализация, вы в обычной жизни на коньках нигде не ездите и наперевес с палкой не бегаете. Поэтому, когда детей приводят в 3, 4, 5 лет в хоккей — это преступление. Они физиологически еще не готовы к тому, чтобы стоять на конёчках. Спросите у любого детского терапевта, можно ли ставить ребенка на коньки в таком возрасте. Я начал кататься в 12 лет, а так лет с восьми, наверное, уже да, можно. Но у нас сейчас же гонка за результатами, у нас же все хотят как можно быстрее сделать олимпийских чемпионов из своих детей и совсем не задумываются о том, что детям надо жить просто счастливой жизнью.
Звезда спорта вспомнил, как в московский хоккейный клуб «Динамо», где он играл в молодости, как-то приехали на стажировку шведы. Тренировка была летняя, и одной из ее частей был так называемый атлетизм, предполагающий поднятие тяжестей.
— И вот мы выходим на этот атлетизм, у нас веса от 5 килограммов и выше, и мы их ногами, руками толкаем. А шведы не подходят к штанге. Наш тренер говорит: «Вы что, у нас же атлетизм, подходите». А они отвечают: «Нет, после 30 тоже жить надо, ребята. Мы пойдем лучше пробежечку сделаем». И то же самое с детьми, вы не обманете физиологию. И никуда раньше времени не убежите. Невозможно в первом классе преподавать седьмой. Поэтому всему свое время, — учит прославленный спортсмен.
Чем больше катков, тем лучше
Андрей Николишин считает, что у нынешних детей возможностей не меньше, чем в его время, и даже в разы больше.
— Для этого делается все и государством, и президентом, — заметил хоккеист. — Мы всегда ратуем: чем больше катков, чем больше спортсооружений, тем лучше. И качество их должно соответствовать современным требованиям. Мне сложно судить, сколько их сейчас в вашем регионе. Но, тем не менее, раз катки есть, раз проводятся такие мероприятия, как фестиваль зимних видов спорта, значит, город и область не стоят на месте и развиваются. Местные меценаты, спонсоры, компании должны не просто зарабатывать деньги, а обязательно уделять внимание постройке спортивных сооружений, в том числе ледовых площадок, чтобы как можно больше детей были привлечены к занятиям спортом.
Но существует еще и кадровая проблема. Не зря говорят, что кадры решают все, и не только в спорте, отметил Николишин.
— У нас в хоккее с кадрами всегда проблемно было. Построить хоккейную коробку — это одно, а создать условия для тренировочного процесса, чтобы были квалифицированные тренеры — другое. А детские тренеры — они в первую очередь должны любить детей. Потому что он может быть хоть пятикратным чемпионом, но если он не любит детей, ничего не получится. Важны также желание и терпение. И тогда все придет, — не сомневается звезда советского и российского спорта.
Где куются чемпионы
Андрей Николишин напомнил, что очень часто именно спортсмены с периферии добиваются выдающихся результатов.
— Вы зря думаете, что олимпийские чемпионы и чемпионы мира — только люди из северной столицы и Москвы. Абсолютно нет. В основном больших результатов добиваются спортсмены с периферии. По одной простой причине — они голодные до этого! Они идут в спорт, потому что для них это цель в жизни. Не мама с папой их с бутербродом во рту привели на каток, а они сами пришли, они родителей тащат за руку, говорят, что хотят заниматься. Поэтому они добиваются больших результатов, потому что одержимы своей целью, — рассказывает звездный хоккеист. — И если взять всех спортсменов и посмотреть, сколько среди них москвичей и санкт-петербуржцев — раз-два и обчелся. Все остальные из регионов.
Николишин и сам из отдаленного региона — из города Воркуты в Республике Коми. Это точка на карте за полярным кругом, оттуда выбюраться и попасть куда-то еще сложнее, не скрывает чемпион.
— Благо, нас был тренер, энтузиаст, и он до сих пор является моим кумиром и тренирует до сих пор. Ему был 21 год, мне 12, когда он приехал в Воркуту, набрал группу мальчишек и начал тренировать, — благодарен Андрей Николишин учителю, который дал ему в руки хоккейную клюшку.
Два сына знаменитого спортсмена пошли по стопам родителя. Правда, старший уже закончил свою хоккейную карьеру и ушел в тренеры, а второй продолжает играть. А вот дочь Николишина сейчас далека от профессионального спорта. И отец это одобряет. Слишком много, говорит, и без того в семье спортсменов.
Добавить комментарий
Комментарии