• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

 «Необыкновенное сближение двух стран»

— Владислав Александрович, визит был очень насыщенный, сегодня еще и праздник. Спасибо, что нашли время.

— Да, и очень важно, что День защитника Отечества начался с поздравления военных в училище имени Рокоссовского. Очень приятно было видеть военнослужащих, я же сам полковник. Я окончил военно-политическую академию имени Ленина с отличием. Получал красный диплом в Кремле — я и Петр Климук — космонавт, дважды Герой Советского Союза. С 1984 года по 1990-й в форме ходил, работал сначала в ЦСКА замначальника отдела. Тихонов у меня в подчинении был: сначала я у него, а потом он у меня (речь о легендарном хоккейном тренере Викторе Тихонове. — Прим. АП). Я отвечал за все спортивные игры, а потом перешел в спортивный комитет министерства обороны и работал в международном отделе. В 90-е годы уволился в звании полковника. Семья у меня тоже военная.

Фото: Алексей Сухушин

— У нас вы впервые, знаем, что планировали еще в прошлом году приехать на фестиваль, какое впечатление оставило событие?

— На Дальнем Востоке я бывал, но в Амурской области — впервые. Еще в прошлом году планировал посетить ваш город по приглашению губернатора Василия Орлова, но не смог по состоянию здоровья. Он был очень настойчив, приехал ко мне в Госдуму, приглашал в том числе и на Восточный, большое спасибо Василию Александровичу за приглашение.

Ощущение двоякое — река как будто один город делит напополам, а на самом деле — объединяет две страны, которые на столько близки: на той стороне подсветка — иероглифы, а с другой – красота нашей, российской стороны. Не во многих странах мира увидишь такое сближение двух государств — когда города стоят напротив друг друга и их разделяет только река. И то, что здесь проходит такое мероприятие, это очень здорово сближает людей как внутри нашей страны, так и в международном плане.

Помню слова нашего президента об этом. Он меня вызвал и сказал: «Мы 15 лет чемпионат мира не выигрываем, с 1993 года. Мне победы нужны, мне россиян надо объединять!» Спорт объединяет людей, особенно победы. Они бывают разные: на Олимпиаде, на чемпионате мира. Но и здесь мальчишки вышли на Амур — их тоже объединяет игра и победа. За них болеют мамы и папы — это тоже объединение. И это здорово. Я знаю, что есть сложности,  все-таки фестиваль проходит на границе. И при этом все организовано на самом высоком уровне. Чувство интересное и необычное.

— Вам удалось посмотреть хоккейный матч между детьми, как впечатления? Может, ребята просили поделиться секретами?

— Мальчишки стараются, видно, что любят свой вид спорта. В Благовещенске общался с ребятами из команды «Форвард», в Циолковском тоже посмотрел игру. В основном просили автографы — подписывал и майки, и клюшки, каждый сфотографировался. Всегда много раздаю автографов, больше всего было в Канаде — пять часов раздавал! Очень приятно, кога тебя узнают и знают твою фамилию — я все-таки с 1984 года уже не играю. Правда подошла одна женщина, говорит: «Ой, вы знаменитый артист!» Чувствует, что что-то знакомое. Я отвечаю: «Нет, я хоккеист». Она: «Ой, да. Извините!» (Смеется.)

Фото: КЦ «Восточный»

— Наш фестиваль — это большое событие в отношениях с Китаем, а как в целом развивается сотрудничество в хоккее между нашими странами?

— С 2016 года у нас началось очень плотное сотрудничество. Когда Владимир Путин был в Пекине, было подписано соглашение между президентами России и Китая именно о сотрудничестве в хоккее. Такого никогда не было. Так как мы ведущая страна в мире по хоккею, мы делимся опытом на семинарах, приглашаем, сотрудничаем. Китайцы играют с нами и детскими, и студенческими командами — турнир проходит во Владивостоке уже не первый год. Так вышло, что эта неделя прошла под знаком российско-китайской дружбы. Как раз после вашего региона я отправляюсь туда на финальные игры. Они — товарищеские, участвуют две команды из Китая, хоккеисты из Хабаровска и Владивостока.

Фото: Алексей Сухушин

В 2016 году три китайские команды играли в высшей лиге, затем — две, а потом наступила пандемия. Пока они не восстановились. Играет команда Китая в Континентальной хоккейной лиге, то есть на самом высоком уровне. В этом году праздновали 30 лет женского хоккея, и в Сочи наша команда встречалась с хоккеистками из Китая. Наши контакты укрепляются, мы помогаем развивать хоккей нашим друзьям. Пока у них этот вид спорта не очень прижился, поэтому они играют у нас в Мытищах, под Москвой. И Мытищи уже болеют за них, как за своих. Хотя в команде не так много китайцев, играют и американцы, и канадцы.

«Нужно строить катки и создавать профессиональную школу»

— Как часто бываете в регионах и удается ли оценить уровень регионального хоккея?

— Уровень хоккея везде разный. Я — депутат Госдумы от Ульяновской области, там есть профессиональные команды, есть любительские. Это совсем другой уровень, ребята занимаются, только когда лед есть. А он есть не всегда. Я подарил Ульяновску хоккейную коробку, а вручить не можем — просто не можем залить лед. Нет зимы — снег не держится. Я езжу по всей стране. Там, где есть профессиональные школы хоккея — Ярославль, Казань, Магнитогорск, Екатеринбург — уровень выше. Понятно, что в маленьких городах и деревнях он иной, у них свои задачи. А такие команды, как «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» — это профессиональный уровень, они готовят спортсменов к КХЛ, НХЛ.

— Как вы считаете, можно в таком небольшом и отдаленном городе, как Благовещенск, подготовить будущего игрока сборной страны?

— Расти можно везде. Желающих очень много, но всего несколько процентов попадут в Континентальную хоккейную лигу, а потом уже в НХЛ. Нужно больше хоккейных стадионов, тем более зимой здесь хорошая погода, мороз. Надо больше строить открытых площадок, и 2—3 катка круглогодичных — это мало. В Татарстане 57 катков, даже в Краснодарском крае — уже 15. Хоккей в нашей стране любят. Нужно взять хороших тренеров, мы можем обеспечить их программой — Федерация хоккея России реализует программу «Красная Машина. Хоккей в школу» — и вперед! Я знаю, что планы по строительству есть, обсуждали это с губернатором.

Фото: Алексей Сухушин

— С тренерским составом тоже есть трудности, думаю, как и в других регионах?

— Судить трудно по одной встрече, но в Циолковском такое прозвучало: мальчишки заниматься хотят, а тренеры постоянно меняются. Сегодня в сельскую местность мало кто хочет идти работать — заработная плата слабая. Многие регионы сталкиваются с такими проблемами. А как развивать спорт без тренеров? Тренер — это главный человек. Дети родителей не всегда слушают, а тренера будут слушать, если любят свой спорт. Нужно заинтересовать: подъемные средства давать, жилье, зарплату.

— Кроме катков, что нужно, чтобы вырастить чемпиона?

— Для этого должны быть восемь команд с 5 до 18 лет в каждой возрастной группе. Потом — молодежная лига, а дальше — высшая, откуда можно попасть в Континентальный хоккей. Главное — соревнования. Одной хорошей команды недостаточно, только в соревновании с кем-то ты растешь. Нередко случается: ребенок приходит в сильный клуб и просто не справляется. Уровень подготовки совершенно разный. В таких командах, как ЦСКА, дети занимаются с пяти лет, участвуют в профессиональных соревнованиях уже на уровне школ. Так же и на Урале. Амурская область находится далеко. Чтобы выезжать на соревнования, нужны немалые деньги, а это проблема. Тем более сам хоккей — очень дорогостоящий вид спорта. Самородки бывают, но это редкий вариант. Самородку тоже нужно развиваться. Например, в Челябинске, Екатеринбурге, Казани есть специальные академии, они приглашают хороших ребят и доводят их до ума. Но выбирают самых перспективных. И когда талантливые мальчишки собираются, идет рост. А когда ты сегодня сильный и играешь со слабым, ты превращаешься в среднего игрока. Ты не растешь, и твой уровень не соответствует уровню большого детского или юношеского хоккея. Нужно создавать молодежную лигу и профессиональную школу. Конечно, чтобы это реализовать, нужны спонсоры.

Фото: Алексей Сухушин

— Есть ли универсальный совет от легендарного вратаря — как добиться успеха?

— Я пожелал ребятам удачи и ставить главную цель — быть сильным и быть лучшим. Вся жизнь — соревнование. Каждый человек должен себе ставить самую большую цель и стремиться к ней. Достигать ее нужно за счет трудолюбия: я за 21 год не пропускал ни одной тренировки. И, конечно, нужно любить свою профессию. Если ты любишь ее, тогда и хочешь быть лучшим. И если поставил цель попасть в профессиональную школу — в Москву или Челябинск, например, тогда здесь должен быть лучшим. В два раза сильней своих сокомандников. Тогда тебя заметят. Талантливых людей много, они просто не знают, в чем они талантливы, и не занимаются этим. То есть должны быть условия, чтобы раскрыть талант, если мы говорим о хоккее. Над этим нужно работать. Может, хороший вратарь живет в Африке, а там льда нет. Это мне повезло, что я был рядом с ЦСКА. (Смеется.)

«Бог вывел на позицию вратаря»

— Я где-то прочла, что вы сами попросились на позицию вратаря…

— Нет. Я играл на позиции нападающего в ЦСКА. Пришел домой весь в синяках. Месяц занимался, забивал голы, а шайба попадает. Отец говорит: «А что это у тебя синие ноги?» Я говорю: «В хоккей играю». А он говорит: «Какой хоккей, ты у меня летчиком будешь. Если форму не получишь, я тебе больше не разрешу». Он был очень суровый, послевоенные люди почти все такие были. Я пришел к тренеру, рассказал, а он говорит: «Ты на первенстве Москвы будешь только через два года, еще неизвестно, что из тебя будет». А формы не было — в то время нельзя было в магазине купить, как сейчас. Форма выдавалась, когда команда формируется на первенстве Москвы. Я спрашиваю: а никакой формы нет? Тренер говорит: «Да вратарем никто не хочет идти». А мне лишь бы форма была. Вот так я и встал в ворота. Бог вывел на позицию вратарскую. А остался бы в поле — не знаю, сидел ли бы я с вами сейчас здесь. Я бы не был таким, как Харламов, например.

Фото: Алексей Сухушин

— Ну, кто знает?!

— Нет, нападающим надо родиться, как и вратарем. Это совершенно другие люди. Вратарь как бы в команде, а как бы и нет, вратарь — это отдельная личность. От него зависит вся игра. Все считают, что от нападающего, но это не так. Нападающий может забить или нет, а вратарь, если пропустит, всю игру может сплавить и наоборот. От вратаря зависит 70 процентов успеха. Вратарей всего два в команде, они по-другому мыслят, по-другому работают. Они — стопроцентные разрушители. Они ничего не создают.

— Вы можете разглядеть будущего вратаря?

— Конечно, таких ребят видно сразу, какой он цепкий. Конечно, не первые месяц или два. Ему нужно окрепнуть, почувствовать, надо посмотреть на его трудолюбие. Талант может быть, но, если нет трудолюбия, ничего не выйдет. Если ты лентяй, так свой талант и похоронишь. Талант можно и нужно развивать за счет дисциплины, трудолюбия, поиска нового.

— Как папа в итоге отнесся к тому, что вы не стали летчиком?

— Он не очень любил хоккей, он не болельщик. Папе надо было председателем колхоза быть — у него дача, все росло, нас заставлял пахать там. Мама преподавала физкультуру, болельщик всех видов спорта, особенно всего, что связано с коньками. Знала всех фигуристов, хоккей для нее — это все.

— По вашим стопам внук пошел, Максим, это приятно.

— Да, за Тольятти выступает. Уже 12 сезонов провел в КХЛ.

Фото: Алексей Сухушин

— Владислав Александрович, хочется поблагодарить вас за то, что вы приехали в Благовещенск. Без сомнения, вы — главный амбассадор этого события! На память мы напечатали вам символическую первую полосу нашей газеты: это свежая фотография с первого дня фестиваля, где вы с нашими хоккеистами.

— Ой, как красиво! Спасибо большое! 

Возрастная категория материалов: 18+