По словам Оксаны Кустовой, по большей части работа агента — на ногах. Но сельские абоненты часто приходят и сами.
Неженское дело
Оксана Кустова уже 12 лет работает с абонентами. Сначала была контролером, потом должность переименовали в агента по сбыту энергии. В ее ведении — 1872 потребителя из Тыгды, Сиваков, Чалганов и поселка Ушумун. Объем работы с появлением единого платежного документа расширяется. Если раньше в квитанциях фигурировала только электроэнергия, то теперь ДЭК выставляет счета потребителям Чалганов также за жилищные услуги — техобслуживание, а в остальных населенных пунктах — еще и за обращение с ТКО.
Задача агента — снять показания счетчиков в многоквартирных домах, общедомовых приборов учета, помочь населению разобраться в счетах, избавить при необходимости от долговой обузы, провести сверку, вернуть свет. Наряду с этим ведется и работа с должниками, вместе с представителями управляющих и сетевых компаний.
— Контингент потребителей, конечно, разный. Встречаются и нетрезвые компании, кто‑то неадекватно реагирует, бывают спорные вопросы, но общий язык находим, договариваемся, — делится Оксана Анатольевна. — Сейчас знаю всех, как разговаривать, к кому какой подход. Мне моя работа нравится, много общения, не скучаю никогда, хотя я в Ушумуне одна работаю. Много уже благодарностей, пенсионеры меня часто ждут. С теми же справками для субсидии стараюсь помогать. Для пожилых это порой сложно. Иногда приходится успокаивать людей, когда они не видят сразу свои оплаты: элементарно деньги через банк не успели дойти, например.
— Женщинам сложнее! — подтверждает агент Тамбовского участка Дмитрий Яговкин с 10‑летним стажем. — Девушка была, перевелась в Благовещенск. Бригада у нас — два человека, такова инструкция. Приходится психологом высшего разряда иногда быть, есть и буйный народ. С кем‑то надо помягче, повеселее, с юмором, с другими — пожестче.
«Постоянные» клиенты
Каждый агент знает своих «подопечных» чуть ли не в лицо. У Дмитрия Яговкина — 10,5 тысячи абонентов из 8 сел: Лозовое, Садовое, Лиманное, Орлецк, Привольное, Придорожное, Новоалександровка, Козьмодемьяновка, Тамбовка.
— Абонентов прибавляется. Дома строятся — для сирот, по программам. В Тамбовке три большие 5‑этажки ввели, — говорит Дмитрий Алексеевич. — Но ходили раньше агенты гораздо больше. Когда‑то и квитанции сами разносили, сейчас это делают почтальоны. Хотя без дела мы, конечно, не сидим. Самые напряженные дни, когда нужно снимать показания счетчиков. Зимой потеплее одеваемся, носков две пары — и вперед. 4 улицы до обеда, 4 с обеда, километров 25 проходишь.
По словам агентов, самые добросовестные плательщики — люди пожилого возраста, воспитанные на честности и ответственности.
«Приходится быть психологом высшего разряда. С кем‑то надо помягче, повеселее, с юмором, с другими — пожестче».
— «Постоянных» клиентов хватает, — делится профессиональной терминологией тамбовчанин. — Это те, которые регулярно и хронически копят задолженность. Пока не приедешь, не уведомишь, что отключение, — не платят. 53 тысячи рублей — максимальный долг за электроэнергию по моему участку. Висит до сих пор в Козьмодемьяновке на женщине. Квартира стоит отключенная, хозяйка живет у матери, потихоньку высчитываем по решению суда. Был и 66 тысяч долг, но абонент сразу погасил, когда узнал. По средним показаниям платил долго, а потом недоплата огромная вышла. Такое часто случается в домах с электроотоплением.
Особенность многоквартирного жилого фонда в селах — часто счетчики установлены в квартирах, а не на площадках. Это дополнительная трудность. Приходится вывешивать листочки, жители сами пишут показания. Подозрительно низкие объемы, конечно, проверяют.
Агент по сбыту для селян — лицо энергокомпании
Агентов знают и все потребители — для населения они первая инстанция. «Сейчас в квитанции сотовый номер телефона и не указан, но они помнят с прежних времен и до сих пор звонят, — рассказывает Дмитрий Алексеевич. — И если свет потух, тоже сразу агентов набирают, хотя об этом нужно сообщать диспетчеру и у него же спрашивать о длительности и причинах отключения электроснабжения. Но мы, конечно, всегда поможем, подскажем».
Примет в работе особо нет: «мы не суеверные», смеются энергетики.
— Единственная примета — если не запланированный выезд в деревню, а спонтанный, то часто выходит, что мало к кому попадешь. Деревни-то знаешь свои, поэтому подстраиваешься в часы, когда абонентов застанешь точно, — говорит Дмитрий Яговкин. — Тем, кто работает в полях, в дождь хорошо приезжать. Зимой многие на ферму устраиваются, два раза в день они там, тоже выбираем время.
40-летний Дмитрий Яговкин по образованию электрик. Навыки оказались на руку - ДЭК сейчас предлагает абонентам и установку счетчиков.
Постепенно сельские абоненты становятся прогрессивнее — регистрируются в «Личном кабинете» на сайте ДЭК, скачивают мобильные приложения, сообщают показания счетчиков через сайт.
— Но все равно большинство предпочитает передавать данные о потребленных киловатт-часах по телефону, считают, что это более надежно, — бывает по 50 звонков в день, — рассказывает Оксана Кустова.
Платежная дисциплина бытовых абонентов последние годы улучшается, растет и грамотность. В Тамбовском районе отмечают, например, рост числа жителей, которые выбирают расчеты по «ночному» и «дневному» тарифу.
Об однофамильцах и собаках
Кстати, в каждой деревне свои распространенные фамилии у абонентов. Часто встречаются именные. «В Косицино было много Косициных, чьи предки образовали село, а сейчас их обогнали Барановы. В Лозовом у меня Богомазов много», — делится наблюдением специалист.
152 агента по сбыту работает в Амурэнергосбыте. Большинство их них — мужчины
Случаются во время будней агентов и курьезы. «Как‑то спутали коллеги, думали — кухня, а зашли в баню. Но обошлось», — смеется Дмитрий Яговкин.
— Самое страшное в нашей работе — это собаки! С сосисками не хожу, но когда‑то был для безопасности и электрошокер! Вроде и хозяева чаще всего встречают, но в сельской местности очень много собак, уследить не успевают, — говорит опытный агент из Ушумуна. — Раньше, когда мы сами снимали раз в квартал показания электросчетчиков в частном секторе, была просто беда. Сейчас ходим по многоквартирным домам, стало попроще. Мне моя работа нравится, позитивных и добросовестных потребителей ведь большинство!»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии