Принудительная эвакуация необходима

— Во время наводнения в Амурской области летом этого года мы столкнулись с проблемой — отказом местного населения от эвакуации, несмотря на угрозу затопления. В итоге мы были вынуждены держать на таких территориях спецтехнику, плавсредства со спасателями, хотя они были остро необходимы в другом месте, — пояснил Зиничев. — Мы обратились к президенту, и он дал поручение внести изменения в законодательство, чтобы в случае ЧС была возможность обязательной (принудительной) эвакуации населения.

Министр пояснил, что сейчас по закону эвакуировать людей можно лишь в двух случаях: при введении режима контртеррористической операции и режима чрезвычайного положения.

Инициатива родилась в Приамурье

Инициатива о введении принудительной эвакуации принадлежит губернатору Амурской области Василию Орлову. Еще летом во время наводнения, когда возникли проблемы с нежелающими эвакуироваться из затопленных сел амурчанами, глава региона говорил о необходимости изменения закона. По словам губернатора, люди просто не понимали, с какими огромными рисками столкнулись, и убедить их эвакуироваться было невозможно. Заставить также было нельзя — ведь закона о принудительной эвакуации нет.

— Паводок многому нас учит. У нас есть несколько инициатив, и все они касаются федерального законодательства. Первое — конечно, принудительная эвакуация людей, – рассказал губернатор Василий Орлов на встрече в редакции «Амурской правды». — В законе есть принудительная эвакуация при введении военного положения, но на ЧС это не действует. Я разговаривал со многими специалистами, в том числе с министром МЧС Евгением Зиничевым, который прилетал к нам во время наводнения. Все категорически согласны. Проблема, актуальная для страны. Наше Заксобрание уже начало работу над этой инициативой.

«Через час на кону уже могла стоять чья-то жизнь»

Летом в Приамурье сложности возникли с эвакуацией нескольких сел. Так, например, часть людей не захотела уезжать из ушедшего под воду села Углового в Мазановском районе. Сельчане ушли на сопку вместе с детьми и обитали там несколько дней. Все это время власти следили, чтобы у жителей были продукты, вода, при необходимости — медпомощь. Мало того, на сопку пришел медведь — дикие звери тоже пытались покинуть затопленные низины.

Серьезная ситуация сложилась и Желтоярово. В селе, где живут больше полутысячи человек,  эвакуироваться согласились меньше половины, хотя опасность была реальной. Населенный пункт защищала от разлившейся Зеи старая дамба, сквозь которую уже сочилась вода. Спасатели пытались ее заткнуть и насосами перекачивали воду обратно. По прогнозам на следующий день вода должна была подняться еще почти на полтора метра.

— Дамба бы точно не справилась, — отмечал Василий Орлов в летнем интервью «Амурской правде». — И дальше два сценария. Первый: если вода стоячая, то можно на крыше пересидеть. А второй: если дамба рванула, то ситуация, как (стучит три раза по столу) в Тулуне (поселок в Иркутской области, где во время наводнения погибли 20 человек — Прим. АП). Когда мы въезжали в село, оставалось сантиметров 10 до перелива дороги. То есть еще 15 минут — и выезда нет. И вот заезжаю, и такая картина: солнечная погода, полное спокойствие, а на встречу вдоль реки едут девочки в красивых платьицах на велосипедах. Я взрослым сказал: «Вам своих детей не жалко?» После этого мы еще человек 20 вывезли. Это абсолютно не нормально, так быть не должно. Ситуация развивалась таким образом, что через час на кону уже могла стоять чья-то жизнь.

За неполную информацию о ЧС надо наказывать

По поручению главы МЧС Евгения Зиничева планируется также ввести ответственность за неполную и недостоверную информацию о чрезвычайных событиях, получаемую из других федеральных органов исполнительной власти. «К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что некоторые из них используют безответственный подход: хочу дам информацию, хочу — нет. Но ситуация меняется», — сказал министр.

Он также не исключил появления в будущем одного закона, объединяющего Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и систему гражданской обороны (ГО), которые по своим функциям дублируют друг друга и имеют фактически одинаковые задачи.

— Возможно, будет создан новый закон, объединяющий РСЧС и ГО. Сейчас они регламентируются двумя законами («О гражданской обороне» и «О защите населения»), которые в некоторых положениях даже противоречат друг другу, — сказал министр.

Зиничев подчеркнул, что в защите населения от чрезвычайных ситуаций важна не столько роль МЧС, сколько роль всей РСЧС в целом.

— Усилиями одного министерства справиться с масштабными ЧС невозможно, поэтому в РСЧС входят все федеральные органы исполнительной власти, а также региональные структуры и службы. И важно, чтобы все они понимали свою ответственность в этих вопросах, — заключил глава Министерства чрезвычайных ситуаций.

Возрастная категория материалов: 18+