• В этом доме прошло детство Ольги Мигуновой. Фото: Лариса Хатамова
  • Входная дверь с массивным крючком осталась от семьи Воропаевых. Фото: А. Ильинский
  • Ольга Мигунова. Фото из личного архива амурской ученицы Мессинга.
  • Ольга Мигунова и Нэлла Сахнова. Личный архив Н. Сахновой.

Ольга Мигунова и Нэлла Сахнова.

Дом детства Мигуновой доживает последние дни

«Мы жили на улице Рабочей, дом 180. В доме зеленого цвета, с белыми окнами, рядом росла огромная черемуха с крупными ягодами», — поделилась воспоминаниями о родительском доме во время интервью АП Ольга Мигунова.  Этот дом в Благовещенске стоит до сих пор. В нем живет семья, которая купила усадьбу у матери Ольги Мигуновой. Входная дверь с крепким крючком, распашные двухстворчатые двери в зал, деревянные перегородки между комнатами, балки на потолке, дощатый пол, — многое еще осталось от прежних хозяев. Нынешние владельцы — супруги Нина Кирюшина и Юрий Федяев только год назад узнали, что в их доме гостил сам Вольф Мессинг. Они рады недавно открывшемуся факту: у их жилья, говорят, хорошая энергетика.

В старенькой домовой книге сохранились записи о прежних жильцах — о бабушке Ольги Мигуновой, родителях, о ней самой и ее брате. Тут же хранится абонентская книжка за радио с контрамарками, квитанции за свет, оформленные на имя матери Ольги Мигуновой — Марии Яковлевны Воропаевой. У нынешних хозяев не поднимается рука их выбросить.

— Этот дом купили родители мужа себе под дачу в 90-х годах, мы в то время жили в Тынде, муж мой Юрий — почетный строитель БАМа, кавалер ордена Трудовой Славы, — рассказывает Нина Кирюшина. — Родители стали нас переманивать в Благовещенск, и мы решились. Я устроилась зубным техником, муж телеграммы возил по городу. Когда зашли в этот дом, он тогда был зеленого цвета, решили, что никуда отсюда не уйдем. Здесь появился на свет наш младший сын, рождение которого стало для нас неожиданным подарком: мне уже был 41 год, мужу — 51. Недавно справили нашему Степану 18-летие, он студент. Наш сын и двое внуков росли «тройняшками», всегда в доме были детские голоса.

Историю амурчанки Ольги Мигуновой в январе узнала вся страна, когда на экраны вышел сериал «Ученица Мессинга». По фильму героиня жила во Владивостоке, а на самом деле — в Благовещенске. О том, как стала ученицей и помощницей Мессинга, о детстве в Благовещенске, о 17 автокатастрофах и знаках от учителя бывшая амурчанка рассказала в большом интервью «Амурской правде». Прочитать материал «Амурская ученица Мессинга» можно на сайте ampravda.ru или в номере за 5 марта.

По словам Нины Владимировны, в их небольшом «гнезде» с тремя комнатками всегда хватало места и для многочисленной родни, и для друзей, приезжавших из Тынды по делам.

Дом сохранился практически в своем первозданном виде, супруги переделали только кухню-пристройку, убрав старенькую печку.

— На молоканскую Радоницу я всегда обращаюсь к Петру Лукьяновичу Воропаеву, который построил этот дом, отцу Ольги, и благодарю его за то, что оберегает нас. Он похоронен через дорогу, на молоканском кладбище, — говорит Нина Кирюшина. — Не поверите, но мы иногда слышим в доме какие-то посторонние звуки: то диван в маленькой комнате заскрипит, как будто кот по нему ходит, а у нас нет животных, то на кухне посуда загремит. Но нам не страшно.

Юрий Александрович в мистику не верит. Хотя слышал, что в их доме бывал Вольф Мессинг, который заходил в гости к семье Воропаевых. Об этом они с женой узнали только год назад, когда внучка знакомой готовила доклад о неизвестном Благовещенске.

Интересно, что Нина Кирюшина с дочерью еще задолго до покупки дома обратили на него внимание. Когда гостили у родных в Благовещенске, гуляя, присмотрели шикарную черемуху с крупными ягодами как раз возле него. Потом увидели возле дома старушку, просили у нее угоститься ягодами, она разрешила. Оказывается, это была мама Ольги Мигуновой. А «присмотренный» Ниной Кирюшиной дом уже вскоре купили родители мужа.

Долго черемуха радовала новых жильцов урожаем, а потом ее пришлось спилить из-за ветхости. Возможно, и самому дому осталось немного жить — одна из строительных фирм уже поинтересовалась у хозяев и их соседей продажей участков. На этом пятачке планируют построить административное здание. 

Подруга Нэлла не видела Ольгу сорок лет

«Амурской правде» удалось разыскать подругу юности Ольги Мигуновой — Нэллу Сахнову, теперь она носит фамилию Печерская. Девушки дружили с самого раннего детства, потом целый год гастролировали вместе с концертными номерами. Нэлла Ивановна была администратором творческой группы в Амурской областной филармонии.

Нэлла Сахнова (Печерская) на фото справа. Фото из личного архива.

— Мы с Олей учились вместе с первого класса, наша 3-я школа была восьмилеткой. После ее окончания подруга поступила в педагогическое училище, а я перешла в другую школу, оканчивать десятый класс. Кстати, здание школы до сих пор функционирует, сейчас там находится центр «Доброта». Еще в школе Оля часто вела концерты, мероприятия, блистала на сцене. После школы, пару лет, мы мало общались, учились в разных местах, а потом снова стали ходить друг к другу в гости.

В 1966 году в Благовещенск приехал известный гипнотизер Вольф Мессинг и провел в Доме офицеров Советской армии вечера психологических опытов. 

Нэлла Ивановна верит в дар своей подруги, сама в нем не раз убеждалась. Однажды девушки гуляли по улице Ленина, навстречу им шли двое молодых людей. Оля намекнула, что сейчас те ребята «будут за ними бегать». И правда, парни долгое время ходили за девчонками хвостиком.

Конечно, это можно списать на красоту и юность девчат, но Нэлла уверена, что так действовала Ольгина сила. Стоит той повести глазами, как люди подчинялись. В полную мощь свои способности Мигунова проявила, когда стала ассистенткой амурского гипнотизера.

Нэлла Сахнова, Ольга Мигунова и Вадим Кролик едут на гастроли. Фото сделано на паромной переправе через реку Бурею, 1972 г.  Личный архив Н. Сахновой.

— Мы вместе с Ольгой работали в филармонии, гастролировали по Амурской области с гипнотизером Вадимом Кроликом. Оля была его ассистенткой, помогала на сцене. Помню, мы выступали в Архаре, когда посредине программы гипнотизеру стало плохо, и Ольга тогда сама довела концерт. Состоялась как артист. После этого уже сама стала гастролировать, — вспоминает Нэлла Печерская. —  Из Амурской области подруга поехала по другим городам, работала какое-то время в Магаданской области, оттуда перебралась в Москву. А я осталась в Благовещенске и всю жизнь проработала в кассе железнодорожного вокзала.     

По словам Нэллы Ивановны, они с Ольгой Петровной не виделись уже 40 лет. «Я смотрела фильм про Олю, — говорит она. — Там, конечно, не все правда, но получилось интересно».

Ученице Мессинга платили в филармонии 100 рублей

Бывшие сотрудники Амурской областной филармонии, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе, хорошо помнят Ольгу Мигунову. В архиве учреждения сохранились документы об ее трудоустройстве. Так, 31 октября 1978 года Ольга Петровна была принята в качестве артистки разговорного жанра второй категории. Ей назначили оклад 100 рублей, расчетную ставку — 6 рублей 50 копеек.

100

рублей получала Ольга Мигунова, когда работала артисткой разговорного жанра в Амурской областной филармонии

В марте 1979 года Ольгу Петровну включили в состав ансамбля филармонии «Песня не знает границ». И она уже гастролировала по области с другими артистками. Зарплату Ольга Мигунова получала по меркам коллег не очень большую, потому что вокалистам платили тогда по 180—200 рублей. Зарплата выросла за счет добавления обязанностей звукорежиссера — доплачивали 30 процентов от размера его оклада, или 28 рублей 50 копеек.

— В Амурской областной филармонии в разное время числилось огромное количество популярных личностей и артистов. Во времена СССР существовала такая практика: когда артист выезжал на гастроли в какой-либо регион, он прикреплялся к определенной филармонии. Поэтому сотрудниками Амурской филармонии числились и Вадим Казаченко, и Максим Дунаевский, и Иосиф Кобзон. Неожиданно для себя мы обнаружили Ольгу Мигунову. Для нас это новая страница в летописи Амурской филармонии, — поделилась с АП директор Амурской областной филармонии Ольга Смирнова.

Благовещенский концерт Вольфа Мессинга

Великий маг или мистификатор — сегодня невозможно сказать с точностью, кем он был в действительности. О Вольфе Мессинге ходит множество легенд. Его выступление в Благовещенске до сих пор помнят горожане. Например, генеральный директор АО «Амурский крестьянский центр» Петр Камчедалов в конце 1960-х годов собственными глазами видел великого гипнотизера и верит, что тот обладал редчайшим даром провидца.

Студентом сельхозинститута Петр Павлович вместе с друзьями побывал на концерте Вольфа Григорьевича в Доме офицеров. Никогда прежде он не слышал об этом чародее, но захотел посмотреть на его способности.

— В начале выступления ассистентка гипнотизера рассказывала о нем самом, что это пожилой человек с больными ногами, еле ходит, но благодаря своему дару и своей силе воле перед концертом настраивает себя, что здоров. Я помню, как удивлялся тому, как он взбегал по крутым ступенькам на сцену и, наоборот, спускался в зал, порхал по ним, как молодой, — вспоминает Петр Камчедалов.   

Еще, по словам благовещенского бизнесмена, напарница артиста говорила про то, как он случайно подростком обнаружил в себе дар, когда ехал в поезде без билета. Достал какой-то клочок бумажки из кармана и захотел, чтобы тот стал проездным документом. На его удивление, контролер принял бумажку за билет и пробил компостером. С того времени он стал ставить разные эксперименты.

Ассистентка маэстро рассказывала про Сталина, к которому Мессинг попал без пропуска, преодолев многочисленную охрану, про итог мировой войны в пользу Советского Союза. Библиографы артиста не нашли официальных подтверждений этим вещам, хотя они вполне могли и быть.

— Концерт длился полтора часа, все это время Мессинг был очень энергичный, мы забывали про его возраст. До этого я уже видел гипнотизеров, как люди под гипнозом творили невообразимые вещи, но выступление Вольфа Мессинга — это было чудо. Там я впервые столкнулся с телепатией, чтением мыслей на расстоянии. Например, он быстро нашел спрятанную расческу в туфлю мужчины из зала. Сначала пробежал по проходам, вынюхивал как собака-ищейка, ноздри раздулись, лицо дико преобразилось. Потом подбежал к мужчине и сказал достать расческу из обуви. Угадывал текст из книги, зрители из зала загадывали абзац стихотворения, и он должен был воспроизвести, и он его прочитывал.

Сотрудница АП жила в одном гарнизоне с гипнотизершей

— Мой отец был военным, мы жили в гарнизоне села Черемхово Ивановского района, где работал в Доме офицеров, — рассказывает менеджер по рекламе «Амурской правды» Татьяна Степанова. — Там проходили концерты всех наших эстрадников, и как-то приезжал гипнотизер из Благовещенска. С ним была ассистентка Ольга Воропаева-Мигунова. Какие-то номера она показывала самостоятельно.

В Черемхове артистка познакомилась со своим будущим мужем, потом они поженились и жили какое-то время в военном городке. Иногда Ольга выступала, естественно, весь городок ее знал. Общительная, всегда элегантно одетая (у офицеров была хорошая зарплата), с уложенными волосами, макияжем. В браке у пары родилась девочка — кудрявенькая, черноволосая, похожая на папу, очень симпатичная.

У самой Ольги — очень красивые сапфировые глаза. Позитивная, раскованная, очень заметная, она легко входила в контакт с людьми, — такой я запомнила Воропаеву.

Без сомнения, Ольга Петровна хороший гипнотизер. Будучи подростком, один раз была на ее выступлении. Помню, офицеров, которых приглашали на сцену, просили снять мундиры и вводили в транс. Они и гражданские тоже пели, танцевали, показывали какие-то забавные номера. Но гипноз я не воспринимаю как эстрадное шоу, это серьезный метод для лечения определенных заболеваний, чтобы вывести человека из сложного состояния.

К слову сказать, наши амурские артисты всегда следили за тем, чтобы загипнотизированные люди невольно не скомпрометировали себя. Одна участница, помню, вышла на сцену и под гипнозом стала снимать с себя юбку, так гипнотизер корректно ее переориентировал. Это сейчас у нас любят показывать «чернуху», обсуждать и смаковать подробности, а тогда артисты думали о репутации своих зрителей.

«Под гипнозом чертил курсовую для артистки»

Как амурский художник Владислав Афанасьев познакомился с Ольгой Мигуновой 

— Мне бы хотелось восстановить некоторую несправедливость. И в фильме, и в вашем интервью Ольга Мигунова больше говорит о Мессинге, а ведь дар ей помог развить и наш амурский гипнотизер Вадим Кролик, — позвонил в редакцию АП после выхода статьи «Амурская ученица Мессинга» известный в Приамурье художник и скульптор Владислав Афанасьев. Он поделился своей историей знакомства с талантливой артисткой. В то время она еще была сотрудницей Амурской филармонии, ассистировала благовещенскому гипнотизеру, который чаще выступал под фамилией Кролин. С ним она ездила с гастролями по всей Амурской области.

Вадим Кролик во втором ряду в середине. Фото Владислава Афанасьева. 

— С Вадимом Ольга ездила с гастролями по всей Амурской области, — рассказывает заслуженный художник России, академик Российской академии художеств Владислав Афанасьев. — К сожалению, Вадим рано ушел из жизни, мы с ним познакомились еще в Сиваках, дружили. Ольга тогда училась на худграфе педагогического училища, параллельно с этим выступала. Сложные были времена: им то разрешали выступать, и они гастролировали, то запрещали, и люди подолгу сидели без работы.

По словам Владислава Петровича, однажды Вадим Кролик пришел к нему на работу и попросил помочь Оле с курсовой работой — надо было что-то начертить. Артисты срочно уезжали в командировку, и девушка не успевала сделать. Художник поначалу воспротивился: «Тебе помогу, а твоим знакомым не буду!» И не заметил, как попал под влияние гипноза.   

— Вадим подошел, прикоснулся пальцем к моему носу и ушел. Прошел час, у меня лицо стало неметь, чем дальше, тем больше я не чувствую своего тела. Время к обеду, надо ехать домой обедать, а я не могу сдвинуться с места. Звонит телефон, кое-как взял трубку: «Приедешь на обед?» — спросила жена. А я не могу ответить, трубку выронил. Весь день в таком оцепенении и провел, — вспоминает художник.

К вечеру приятель-гипнотизер снова заглянул в кабинет, спросил: «Будешь курсовую делать?», тот кивнул в ответ. Он опять прикоснулся к носу, и оцепенение прошло. «Состояние было такое, как будто выпил, даже жена вечером спросила: «Ты что, пил?!» К утру только окончательно отпустило. В общем, Вадим был одарен необычайно и многому научил Ольгу», — считает Владислав Афанасьев.

Я попросил Вадима Кролика научить меня гипнозу. На что услышал: «Старик, извини, но у тебя нет данных». — «Но ты же Ольгу научил» — «А у Ольги есть!»

К слову сказать, в те годы он и сам по просьбе другого приятеля едва не снискал себе славу гипнотизера. Они были в командировке в Тынде, его друг — цирковой художник и бывший гимнаст — от нечего делать предложил пустить среди местных слух, что Владислав Петрович владеет гипнозом. Уговорил. Они ставили стулья, Афанасьев якобы совершал какие-то магические действия и «укладывал» по струнке на них этого циркача. Окружающие все принимали за чистую монету. Слава быстро разнеслась по городу.

— Снова и снова люди стали требовать от нас «чудо», мы признались чистосердечно, что схитрили, что он бывший гимнаст, что мы оба художники, но никто не верил. В общем, попали в нехорошее положение. Но я заинтересовался гипнозом. Позже, когда мы с гипнотизером Вадимом Кроликом опять встретились, я попросил его научить меня. На что услышал: «Старик, извини, но у тебя нет данных». — «Но ты же Ольгу научил» — «А у Ольги есть!»

Афанасьев рассказывает, что он дважды был на концерте Вольфа Мессинга — в Благовещенске и Иркутске. Но больше ему понравилось, как работал амурский гипнотизер. Тот скажет зрителям смотреть на лампочку, те смотрят, он щелкнет пальцами, и люди уже в трансе. Работал он, говорит художник, потрясающе.

— Оля тоже хорошо запомнилась, красивая и яркая девочка, в дубленке ходила. Наверное, их всего две было в Благовещенске — у нее и у Вадима Кролика. Редкая по тем временам эта вещь была, не достать, — замечает Владислав Афанасьев.    

Возрастная категория материалов: 18+