• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

Три года ремонтов

Свободненская трасса — одна из самых загруженных в Амурской области. Особенно сильно на трафик повлияло появление крупных инвестиционных проектов в районе. При этом дорога до города президентского внимания считается одной из самых сложных. Многочисленные повороты, спуски и подъемы не прощают невнимательных водителей. Почти четыре года назад началась масштабная реконструкция непростой трассы. Планируется привести в порядок все 135 километров пути между Благовещенском и Свободным. Но в первую очередь ремонтируют самые сложные и опасные участки.

В 2016 году на реконструкцию отправился Москвитинский перевал — печально известный смертельными авариями. В том числе жертвами опасного участка в феврале 2016 года стали мэр Шимановска Николай Донцов и его водитель Игорь Мешков. Грунтовую дорогу между 122-м и 129-м километрами спрямили, расширили и заасфальтировали. В этом году АО «Асфальт» заканчивает реконструкцию уже третьего своего участка свободненской трассы —  с 129-го по 136-й километры. К его ремонту компания приступила в сентябре 2019 года.

Дороге проложили новый путь

Сейчас строительство идет на протяжении всех пять с половиной километров. Дорожники круглые сутки укрепляют откосы, строят системы водоотведения, возводят основание будущей дороги. Техника работает и в русле водоотводных каналов, и на склонах сопок.

— В начале участка у нас строится первая нагорная канава для сбора воды с сопки и ее сброса, укрепляем камнем, чтобы не размывало. Дальше идет спрямление участка, там мы убираем слабые грунты, потом начнем там возводить земельное полотно — еще примерно полтора метра нужно отсыпать, чтобы довести полотно до нужной отметки, — обозначил фронт развернутых работ начальник участка АО «Асфальт» Вячеслав Косенко. — Пешеходные дорожки в нашем проекте предусмотрены на отвороте на Малую Сазанку. Здесь же идет укрепление шестой нагорной канавы и русла водоотвода. Этот участок трассы тоже спрямляем, у дороги будет полностью новое направление.

С 2016 года реконструкцией охвачены три участка трассы Благовещенск — Свободный: с 122-го по 129-й километры, с 90-го по 96-й и с 129-го по 135-й. Следующим будет отремонтирован участок между 47-м и 63-м километрами.

Впрочем, как отмечают строители, спрямить им пришлось большую часть трассы. По сути, на этих участках они возводят новую дорогу.

— У нас по новому направлению после реконструкции пройдет порядка 60—70 % трассы. Где-то она идет рядом со старой дорогой, где-то — в десятках метров, — рассказал Вячеслав Александрович.

Чтобы проложить новый путь, пришлось частично срыть несколько сопок. «Но мы их не полностью сносили. Убиралась только часть, для спрямления дороги. Проектировщики всегда стараются, чтобы работы прошли с наименьшим вредом для природы», — заверил специалист.

Работу осложнило закрытие моста в Благовещенске

После реконструкции трасса, ширина которой сейчас достигает максимум семи метров, будет занимать 12 метров от бровки до бровки. Проезжая часть будет увеличена до 7 метров, также с каждой стороны делается полутораметровая асфальтированная обочина, за ней будет начинаться обочина земляная.

Участки дороги, которые проходят по новому пути, сейчас закрыты для транспорта, но по старой трассе машины продолжают ходить. В том числе и там, где идут работы, движение ограничено, но не остановлено.

— Самая большая наша трудность в том, что движение не перекрывается. А в нынешней ситуации, когда в Благовещенске частично перекрыли мост через Зею, здесь трафик увеличился очень сильно. И это накладывает серьезные сложности. Тут сейчас нет асфальта. Машины постоянно поднимают пыль. Нужно постоянно приводить дорогу в порядок. Сразу увеличиваются затраты и время работ. Но нас не спрашивают о проблемах: есть сроки, в которые мы должны уложиться. И мы пытаемся уложиться, — рассказал Вячеслав Косенко.

Строительство дороги идет круглосуточно. Причем, по словам начальника участка, днем строители стараются максимально все подготовить к ночной смене, когда транспортный поток снижается и работы вести проще.

Каменные укрепления строят вручную

Как отмечают строители, самая тяжелая и дорогостоящая работа — укрепление покатых склонов вдоль дороги и водоотводных каналов с помощью габионов и матрацев Рено —проволочных конструкций, которые заполняются камнем.

— Почему это самый дорогой вид работ? Потому что это ручная работа. Техника только подает камень в ковшике, а дальше люди разбирают, сортируют, укладывают определенным образом: камень в итоге не должен проходить сквозь ячейки матраца, чтобы потом не выпадал и не нарушил конструкцию, — объяснил Вячеслав Косенко.

Водоотводные каналы укрепляют камнем — эта работа выполняется полностью вручную, строители сортируют камень и укладывают в специальные металлические сетки.

Зимой строители вели укрепление километрового склона сопки с левой стороны дороги. Работы стартовали 1 декабря. Перерыв сделали только на время сильных морозов, и уже к 1 апреля весь откос был выложен камнем.

— В целом у нас ушло два с половиной месяца работы на 1 километр 200 метров. Общая площадь укрепления — 12 700 квадратных метров. Ушло порядка 4 тысяч тонн камня, — поделился начальник участка. — Ребята все вручную выравнивали, раскладывали. Зимой это занимает очень много времени, но нужно было делать эту работу, чтобы успеть уложиться в сроки.

Теперь самая сложная и ответственная задача — строительство нагорных канав. Траншеи будут собирать всю воду с сопок и уводить в каналы. Чтобы дожди не размыли конструкцию, ее также укрепляют камнем. Всего на пятикилометровом участке будет построено шесть нагорных канав. Три из них уже готовы.

— Наиболее сложные нагорные канавы — это первая и шестая. Они самые высокие, там необходимо делать большую систему каскадов из габионов. Например, на шестой будет 20 перепадов: 10 с одной стороны и 10 с другой. И длина канавы будет 250 метров. А на первой канаве перепад от верхней точки до нижней достигает 50 метров. Плюс сложно подавать материал — высоко, неудобно, — рассказал Вячеслав Косенко.

Асфальтировать начнут в августе

В целом реконструкция, которая началась в сентябре прошлого года, идет по плану и приближается к финишной части. Сдать трассу должны к 15 сентября. С середины июля-августа начнется асфальтирование проезжей части.

— До середины июня мы доведем основание до проектных отметок, сделаем планировку кюветов, отсыпем дорогу песчано-щебеночной смесью и запустим транспорт по новому направлению, — озвучил планы Вячеслав Александрович.

Для шестой нагорной канавы для сбора воды необходимо сделать 20 перепадов водостока — по десять с каждой стороны сопки.

По его словам, не меньше месяца потребуется чтобы земля отстоялась, прежде чем можно будет приступать к ее асфальтированию. За это время строители демонтируют старые участки дороги, которые больше не будут использоваться. Асфальтобетонное покрытие с них будет переработано и снова пойдет в дело. А на месте старой дороги восстановят плодородный слой, территорию засеют травами.

Коронавирус не пройдет

Ежедневно на строительстве свободненской трассы работают около полусотни человек. Как уверяют строители, эпидемия коронавируса на их работе не сказалась. На площадку допускаются только здоровые сотрудники.

— У нас каждое утро работник, прежде чем выйти на смену, проходит медосвидетельствование. Если есть подозрение на болезнь, если у работника температура — он отстраняется от работы до выздоровления, — рассказал начальник участка АО «Асфальт» Вячеслав Косенко. — Эта система не связана с коронавирусом, она у нас всегда работает. Все водители и механизаторы обязаны пройти медкомиссию каждое утро и вечер. У нас с этим серьезно. Есть некоторое неудобство из-за того, что на это тратится время, но здоровье превыше всего.

Возрастная категория материалов: 18+