• Личный архив Сергея Узюмского
  • Личный архив Сергея Узюмского
  • Личный архив Сергея Узюмского
  • Личный архив Сергея Узюмского

Доказать самому себе

— Мое первое путешествие было в 2014 году от Оренбурга до Анапы. Я хотел посмотреть море, в тот год как раз была сочинская Олимпиада, — начал повествование Сергей Узюмский. — Никому не сказал, даже родным, чтобы не стыдится, если вдруг не получится. Взял наличку, рюкзак и вышел на федеральную трассу.

Дорога на удивление заняла всего два с половиной дня, я преодолел 2 100 километров. Их проехал на 21-й машине в одну сторону и на 23-х автомобилях — обратно. Тогда еще я отлеживал статистику, мне было интересно.

Сейчас уже не считаю. И никому ничего не доказываю, просто получаю удовольствие от путешествия. «Бродяга со смыслом» — ищу то место, где буду нужным и где захочу остаться. В пути я много встречал людей, которые жалуются на свою жизнь, работу, дом, семью, но им это жалко бросить. И я ищу себя.

Приехал в Анапу, увидел море, искупался — в сентябре оно прохладное уже. Побыл буквально полтора часа и отправился домой. На самом деле дольше к поездке готовился, чем она длилась.

После моего первого путешествия автостопом последовали другие. Я отправился из Оренбурга в Петербург, потом из Питера в Сочи и обратно. В городе на Неве познакомился с необычным парнишкой Мирославом Нейкиным, по прозвищу Апчи. У меня тоже, кстати, прозвище есть — для друзей я Царь. Он сам чукча и как-то скользь заметил: «Вот было бы хорошо, если бы кто-то взял и на мою родину съездил, посмотрел, как там». Я возьми и согласись. На следующий день отправился в путь.

Родители Апчи

Три с половиной месяца я добирался от Питера до Анадыря. Автостопом и гидростопом — на судах по воде. Стартовал в мае, приехал в августе. До поселка Сеймчан, что на реке Колыме, добирался автотранспортом. А дальше на судах до Чукотки — сухогрузах, нефтевозах. Сложно было договариваться с капитанами, чтобы брали на борт.

Названия поселков и городов на Колыме и Чукотке хорошо запомнились: Среднеколымск, Анюйск, Билибино, Певек, Эгвекинот. Под Певеком мне предлагали остаться жить. По образованию я ветеринар, и люди, которые занимаются разведением северных оленей, хотели, чтобы я с ними работал. Там моя профессия очень ценится. Но у меня на тот момент была цель — Анадырь.

20

км Сергей проделал пешком по Краснодарскому краю, шел от Ростова до Краснодара

И я на судне «Игорь Ильинский» добрался до самой крайней точки России на северо-востоке. Анадырь — это небольшой городок, где всего 15 тысяч жителей. Меня встретили родители Мирослава (Апчи) и его сестра. Они помогли снять комнату на первое время и даже оплатили ее. Я сразу смог приступить к поиску работы. Через три дня устроился в такси, на транспорт предприятия.

В среднем зарабатывал 63 тысячи рублей в месяц. По их меркам, это никак. Например, булка хлеба в Анадыре стоит 80 рублей, литр молока — 100 рублей, 35 тысяч съемное жилье. Но мне зарплаты хватало. Кстати, там нет в продаже быстро портящихся продуктов, у того же молока полгода срок годности. Фрукты и овощи были китайские. Их привозят самолетом. Качество продуктов, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.

Снежные зимы и северное сияние

Природа в этом северном краю и правда удивительная! Ни с чем ее не сравнить. Зимой в окрестностях Анадыря ничего не видно, кроме снега. Ни дорог, ни направлений, ничего. Выехать можно только на снегоходе и по компасу.

Очень понравилось северное сияние и отношение людей друг к другу. На севере очень позитивные люди живут, отзывчивые, на улице тебя не оставят, если видят, что-то случилось. Северное сияние переливается всеми цветами радуги и движется. Кажется, оно, как шелковый шарфик на ветру, на ощупь — только протяни руку. Но не потрогаешь, только посмотришь. И почему-то не получались хорошие фото.

Еще впечатлили местные блюда. К примеру, вельхопальхен — это прокисшее мясо оленя. На вкус сладко-кислое, очень вкусное, не тухлое. Даже нет ассоциаций, с чем сравнить. Мясо местные закапывают на определенную глубину, и оно там под каким-то особым давлением бродит.

Еще из блюд вкусен мантак — кожа кита. Похоже на сало свиньи, но со вкусом рыбы. Очень нежное, растекается в руках, как масло сливочное. Его едят сырым с солью или с соевым соусом, нарезая тонкими пластами. Стоит оно там недорого, но приходится заказывать из поселков и платить за доставку. Чукчам разрешено добывать китов. Мантака я наелся на всю жизнь.

Любовь к чукче

В Анадыре я планировал пробыть всего две недели, но навигация закончилась, из-за вставшего льда суда перестали ходить. Улетать самолетом, посчитал, не спортивно, и решил погостить здесь до весны. Одежды зимней у меня не было, через новых знакомых кинул клич по соцсетям, и люди выручили, принесли мне вещи. Оделся как в магазине, от многого даже пришлось отказаться. Ну зачем мне 9 пар обуви и 3 куртки?

Завел в городе много друзей, познакомился с девушкой. У нее восточная внешность: мама ее — чистокровная чукча, а папа — китаец. В итоге прожили мы 2,5 года. Когда решил возвращаться «на материк», предложил поехать со мной, но она отказалась. Сказала, что не представляет, как можно жить в дороге, следить за своей гигиеной, где-то ночевать. Для нее это нонсенс. Но среди путешественников встречается десяток-другой девушек, которые без движения жить не могут, и они находят возможность поддерживать себя в чистоте.

Соблюдать гигиену в пути несложно. По дороге встречается много кафешек и гостиниц. Зайди в любую и приведи себя в порядок. Во многих придорожных кафе появились душевые кабинки, комнаты отдыха для дальнобойщиков. За все мое долгое путешествие я нашел около двадцати мест, где с радостью остановлюсь и отдохну.

Китайка в Благовещенске

После Анадыря своей задачей я поставил вернуться обратно в Питер, но уже через Владивосток. Когда узнал, что в Благовещенске можно увидеть Китай и больше нет такого замечательного места, решил изменить маршрут — сделать крюк в Якутию и Амурскую область.

В этот раз мне все-таки пришлось воспользоваться авиатранспортом. Из Анадыря я долетел до поселка Сокол (Магадан). В аэропорту перед рейсом пришлось расстаться с теми вещами, что собрали мне люди, а также оставить палатку и спальник — был перевес багажа.

3200

км мужчина проехал с одним дальнобойщиком, но с остановками на ночевку путь от Питера до Сочи

Из-за сильных морозов я задержался на две недели в Магадане. Там обратился в православный храм, попросил о временном приюте. Мне выделили дом без удобств, я разбирал старый забор и топил досками печку. Оттуда продолжил путь до Якутска, доехал за два дня на легковушке и с дальнобойщиком. По пути имел возможность остановиться в самом холодном месте на земле — Оймяконе. Было -42, простоял полтора часа, пока машину не поймал.     

От Якутска на двух машинах я добрался до Шимановска. Там остановился в хостеле, переночевал, почитал про Благовещенск и заехал туда. Город мне понравился, посмотрел через Амур на Китай, попробовал китайской кухни и отправился дальше, переночевал в Прогрессе. Впереди меня ждали Хабаровск и Владивосток.

В морском порту я собирался пробыть до июня. Но ситуация с коронавирусом изменила мои планы. Дороги между поселками были перекрыты, с работой тоже не гладко, поэтому выдвинулся на Байкал. Далее Анапа и возвращение в Санкт-Петербург, ставший вторым домом. У меня там очень много друзей, они ждут, когда вернусь.

Волшебные слова

У меня нет каких-то волшебных слов, чтобы попроситься в машину. Говорю обычно так: «Здравствуйте! Я путешественник. Путешествую автостопом, допустим, из Анадыря в Питер. Буду благодарен, если вы подвезете меня по пути, сколько сможете».

Я не обижаюсь, если мне отказывают (понятно, люди осторожничают). Сам тоже никогда не обижу водителя, если мне не нравится дорога с ним. Просто попрошу: «Остановите, пожалуйста, здесь! Я всегда мечтал доехать вот досюда».    

Деньги я никогда не плачу за дорогу. Разве что когда передвигаюсь в городском транспорте. Например, Волгоград очень длинный город, заезд и выезд из города — это одна трасса, расстояние приличное, его я проезжал на автобусе, покупал у кондуктора билет.

Кстати, из Питера в Анадырь я приехал с деньгами — заработал в дороге 13 тысяч рублей. В одном из городов нанялся грузчиком, в другом — водителем на продуктовой базе, пару дней развозил молочные продукты по поселкам.

Основная же еда путешественника — это картошка, хлеб, каша и мясо. В дороге я питаюсь даже лучше, чем когда был студентом. Дальнобойщики часто оставляют мне продукты: хлеб, тушенку или кашу. Но пару раз мне приходилось просить в поселках еду, когда не оставалось даже кусочка хлеба. И люди давали.

Когда я был в тундре (а какое-то расстояние прохожу пешком), то ловил рыбу. Причем там не нужно даже никакую наживку использовать. Наловил и на месте пожарил, поджигал ветки кустарников.

На связи со спасателями

Мой смартфон всегда включен, в местах стоянок обязательно заряжаю его. Также я постоянно нахожусь на связи с МЧС. Геолокация сообщает спасателям о моем местонахождении. Перед своим большим путешествием я зашел в управление МЧС и сообщил, что собираюсь проделать такой-то путь, они теперь меня мониторят.

Со стороны правоохранительных органов у меня проблем не было. Мои документы проверяли только в Билибило (Чукотка), где стоит атомная электростанция, но там проверяют у всех. 

10

минут чаще всего ждет путешественник попутку на трассе

Обязательно созваниваюсь с родными — мамой и братом, сообщаю им, где я есть, чтобы не переживали. Мой младший брат — домосед и человек семейный. Я тоже дважды был женат, но что-то не срослось. Пока меня манит дорога.

Маршрут по Дальнему Востоку мне принес большую радость. В одну сторону я ехал осенью, в другую — уже весной. Кстати, по Северу много машин ходит. И люди там останавливаются значительно чаще, понимают, что холодно, и шутки с этим плохи. В генетике у них это прописано: помоги другому. Этим решается вопрос выживания.

Пока моя задача — посмотреть как можно больше российских городов. В ближайших планах — отметить в Анапе мой 34-й день рождения, а он 21 мая. Эпидемию коронавируса решил переждать на юге. Кстати, за три с половиной года, что я путешествую, инициатор моей поездки Мирослав Нейкин (Апчи) открыл с другом в Краснодаре ресторан чукотской еды. Побываю и у них в гостях.

Пять правил автостопщика

  • дурно не пахнуть,
  • быть общительным,
  • быть ненавязчивым,
  • искренне интересоваться человеком, с которым едешь,
  • не бояться рисковать.

Что должно быть в рюкзаке

3 комплекта вещей, чтобы переодеться (3 комплекта нательного белья, 3 пары штанов и кофт),

25

кг — вес рюкзака и наплечной сумки Сергея Узюмского

 куртка, шарф запасной,

вещи для хостела — майка, шорты, сланцы,

2 пары носков,

набор мыльных принадлежностей,

КЛМН — кружка, ложка, миска и нож.

Возрастная категория материалов: 18+