Часовня станет началом собора
Пустующий больше десятилетия «шадринский сквер» — тема раздора на просторах СМИ и соцсетей вот уже полмесяца. Едва благовещенская епархия обнародовала информацию о том, что на историческом месте началось строительство церкви в честь Албазинской иконы Божией Матери, поднялась волна протеста. Ведь долгие годы в центре города мечтали возродить Шадринский собор. Краеведы назвали будущий новодел «лжехрамом» и написали открытое письмо на имя владыки Лукиана (Куценко).
О стройке в "шадринском сквере" благовещенская епархия сообщила 27 апреля.
Общественный резонанс привлек внимание властей. После переговоров архиепископа с губернатором Василием Орловым и мэром амурской столицы Валентиной Калитой было решено вынести острую тему на обсуждение научно-методического совета по вопросам охраны, использования и сохранения объектов культурного наследия Амурской области. Совет выступил третейской стороной в конфликте: ни епархия, ни краеведы не имели права голоса. Научная элита встала на сторону благовещенской епархии, оставив ее планы на «шадринский сквер» почти без изменения.
— Замечу, что в научный совет входят историки, краеведы, археологи, архитекторы. Мнение этим людям навязать невозможно. В данной ситуации мы специально пригласили конфликтующие стороны: и епархию, и группу краеведов. Получили право высказаться все. Самым спорным вопросом оставался архитектурный облик будущего храма. Была представлена позиция Валерия Яковлевича Сикерина (автора проекта Шадринского собора. — прим.ред. АП), мы взяли его материалы в виде презентации. Но, тем не менее, в первую очередь архитекторы рекомендовали не делать сейчас мини-копию Шадринского собора или какие-нибудь его элементы. Честно говоря, решением совета я был удивлен. Думал, что проект отправят на доработку и выполнят здание в другом стиле. Однако на голосовании из девяти человек только один воздержался, остальные выступили за то, чтобы оставить храм в таком виде, — прокомментировал член научного совета, начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант.
Такую позицию поддержал краевед, генеральный директор «Амурской Ярмарки» Анатолий Телюк. При владыке Гаврииле он был заместителем руководителя оргкомитета по восстановлению историко-культурного наследия Благовещенска «Возрождение», инициировавшем в 2007 году идею воссоздания Шадринского собора.
— Мое мнение совпадает с мнением совета. Мы проголосовали, причем единогласно. Первое: никто не отменяет воссоздание в перспективе Шадринского собора. Второе: для того, чтобы приход жил, чтобы этот участок территории был приобщен к духовной жизни, необходимо построить там временную, я подчеркиваю, именно временную церковь-часовню. Она будет посвящена Албазинской иконе Божией Матери и будет выполнять функцию напоминания о Свято-Троицкой церкви», — выразил согласие с итогами заседания член совета Анатолий Телюк.
Облик будущей церкви Албазинской иконы Божией Матери. По словам владыки, храм экономичный, чтобы не затрачивать на него много средств и при необходимости снести, когда появится возможность построить собор.
Ранее архиепикоп Лукиан заявил, что общественный взрыв произошел из-за недоразумения — горожане получили неполную информацию о стройке в центре города. Прояснилось, что часовня в честь Албазинской иконы Божией Матери возводится не на фундаменте кинотеатра «Амур».
— Никто не претендовал на Шадринский собор. Храм, который будет строиться, очень маленький. Место выбрано специально, чтобы не ставить его там, где когда-то был собор. Решено, что он не должен быть похож на Шадринский собор, чтобы потом было не жалко его снести или разобрать. Все понимают, что невозможно сейчас восстановить собор, слишком много нужно средств. Это первое. А во-вторых, нужно строить на хорошие чертежи, нужен не просто эскизный проект, а настоящий. Это тоже немалое время и немалые деньги. А у нас нет «шадриных» – тех, кто пожертвовал бы средства на все это, — прокомментировала АП член научного совета, архитектор-реставратор, главный специалист архитекторов ООО «Амурграждан проект» Людмила Чаюн.
«Когда я шел на совет, был настроен агрессивно. Сложилось впечатление, что строительство организовано на месте Шадринского собора. Уже в народе говорили, что крест на храме поставили. Но я услышал много нового. Нас убедили, что это временный храм, и это необходимо для того, чтобы приблизить восстановление Шадринского собора в будущем. Конечно, тот храм, который строится сейчас, мягко говоря, не эталон. На мой взгляд, совет провели поздно. Если бы мы собрались полгода назад, когда идея только зарождалась, архитектурный облик был бы другой», — высказал свое мнение член научного совета, эксперт, аттестованный Минкультуры России на проведение государственной историко-культурной экспертизы Владимир Крылов.
Шадринский собор нарисуют на гаражах
Компьютерная модель Шадринского собора.
Название будущего прихода так же оставили неизменным, поддержав позицию правящего архиерея. Храм будет именован в честь Албазинской иконы Божией матери. «Мы не вносим путаницу. Это логически два разных объекта: один увековечит комплекс монастыря, а площадка Свято-Троицкого собора сохранена для будущей стройки», — пояснил владыка. Тем не менее, руководство епархии пообещало подерживать память о Шадринском соборе и продолжить сбор пожертвований.
— На Шадринском соборе не поставлена точка. Это только начало работы по восстановлению памяти. Маленькая часовня с названием в честь Албазинской иконы Божией матери совершенно не противоречит историческому названию монастырского комплекса. И этот храм будет нести функцию штаба по воссозданию Свято-Троицкой церкви. Будет работать юридическая община, которой поручено заниматься возрождением собора. Это информация, это сбор пожертвований и молитва, — прокомментировал архипастырь.
«Планируется целая панорама на стене гаражей, которые присоединены к территории сквера. Мы надеемся живописно расписать ее картинами собора, интересными картинами исторических событий этого места», — поделился планами владыка.
— Возможно, будут использованы подвалы, которые остались от кинотеатра «Амур». Было озвучено предложение сделать 3-метровый макет собора и установить рядом с храмом. Владыка подтвердил, что история Шадринского собора найдет отражение на этом месте, — рассказал Виталий Ребизант.
Стройка идет под археологическим надзором
Обнаруженное в 2010 году захоронение находится под охраной.
Благовещенская епархия выразила инициативу профинансировать работы по поиску захоронений в «шадринском сквере» и увековечению их памяти. Достоверно известно, что под землей на историческом месте есть четыре могилы. Еще в 2010 году археологи обнаружили кирпичный склеп. Кто покоится под бетонными сводами, неизвестно.
— Радар показал, что на глубине метра что-то есть. Возможно, гранитная или мраморная плита. Чтобы вскрыть могилы, необходимо либо согласие родственников, которых мы вряд ли найдем, либо разрешение прокуратуры. Это сложные юридические процедуры, которые мы обязаны произвести, с получением специального разрешения Минкультуры России, — рассказал начальник региональной госинспекции по охране объектов культурного наследия Виталий Ребизант.
Захоронение находится под охраной. Ранее Виталий Ребизант рассказал «Амурской правде», что стройка церкви в «шадринском сквере» не угрожает разорением могил. «Все строительные работы по этой часовне будут проводиться под пристальным археологическим надзором», — успокоил Виталий Александрович.
После того, как эксперты приступят к изысканиям, встанет вопрос об установлении личностей людей, покоящихся в центре Благовещенска. Инспекция надеется на помощь амурчан.
— Мы будем признательны всем краеведам за любые крупицы информации: в каком гробу был похоронен, какие положены предметы, как выглядело захоронение, какие были элементы украшений. Вот эти все мелочи позволяют выполнить работу по идентификации. Если ваши читатели имеют какую-то информацию: воспоминания родителей, бабушек, дедушек, — просим этим поделятся, — обратился Виталий Ребизант.
Краеведы: «Нас не услышали»
Один из авторов открытого письма, адресованного благовещенской епархии, краевед Евгений Литус пришел на заседание не с пустыми руками. «За две ночи отрисовали», — показал он изображения часовни, которую группа активистов хотела бы видеть в «шадринском сквере».
— Мы разочарованы тем, что произошло. Ощущение абсолютно формального мероприятия, которое провели ради галочки. Мне не удалось зачитать предложения общественности, которые были собраны. Даже отделку этого собора элементами псевдорусского стиля отмели, якобы нагрузит фундамент. Мы предлагали немного изменить памятник героям Албазино: заменить герб Российской империи на купола. Господин Сикерин предложил поставить часовню, которая передает архитектуру Шадринского собора. Это недорого! Мы не навязывали невыполнимые требования. Но Благовещенску предложили смириться с тем, что будет построено, — выразил разочарование Евгений Литус.
По словам общественника Павла Ермакова, краеведы уже обратились в прокуратуру, чтобы проверить, на законных ли основаниях епархия сменила именование прихода Свято-Троицкой церкви, собиравшего пожертвования именно на Шадринский собор. Также активисты направили письмо в Русскую православную церковь.
— Хотелось бы услышать мнения патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословившего строительство Шадринского собора. Как он относится к тому, что местный владыка отменяет решение патриарха, — заявил Павел Ермаков.
Помимо озвученых спикеров, в состав научно-методического совета входят: хранитель музейных предметов Амурского областного краеведческого музея Владимир Абеленцев, профессора кафедры религиоведения и истории АмГУ Евгений Буянов и Андрей Забияко, ведущий архитектор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Ирина Коробий, скульптор Павел Никитин, архитектор Алексей Раханский.
Читайте по теме:
Амурские краеведы возмущены строительством «лжехрама» вместо Шадринского собора
«Нельзя десятками лет ничего не делать»: владыка Лукиан о застройке «шадринского сквера»
Валерий Сикерин о лжехраме вместо Шадринского собора: «Мне обидно за город»
«Мы хотим восстановить мир»: краеведы предложили Благовещенской епархии компромисс
Судьбу «шадринского сквера» решит Общественный совет
Возрастная категория материалов: 18+
Решение разумное, НО...
Архитектурно нынешний проект «временной церкви» не сочетается с внешним обликом Шадринского собора. Это огромный минус.
А вот проект часовни от краеведов гораздо лучше. В этом варианте получится единый комплекс — Шадринский собор и часовня, которую уже сейчас можно возводить.
— Порфирий Петрович Раскольников