Крест на истории?
Поводом для ожесточенной дискуссии стали события 27 апреля 2020 года. В этот день архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан совершил чин основания новой церкви Албазинской иконы Божией Матери в Благовещенске. О мероприятии областная столица узнала постфактум — информация появилась на официальном сайте Благовещенской епархии. Журналистов и общественность не приглашали.
Фото: официальный сайт Благовещенской епархии
«Храм Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть Бысть!» расположится в районе пересечения улиц Ленина и Чайковского. До революции там располагалась первая женская обитель, устроенная в честь главной дальневосточной святыни. Монастырский комплекс уничтожили в годы революции. Чтобы увековечить память, на этом святом месте, по благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана возводится храм. Белоснежная церковь изящно впишется в сквер, который будет полностью сохранен в своем первозданном виде и станет именоваться «Албазинским» по названию храма», — сообщает Благовещенская епархия.
Информация спровоцировала волну протеста. Ведь в сквере, где стартовала православная стройка, десятилетие назад поставили поклонный крест в надежде возродить совсем другую святыню — Шадринский собор.
«На самом деле с 1902 по 1936 год в квартале Большая (Ленина) – Ремесленная (Чайковского) – Семинарская (Политехническая) стояла церковь Святой Живоначальной Троицы – великолепный храм, который в народе называли и называют Шадринским собором (построил его Семен Саввич Шадрин). Через шесть лет после освящения собора, в 1908 году, был основан градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский общежитский монастырь. Около 1910 года было построено каменное здание монастыря. Не монастырь, а Шадринский собор взорвали в 1936 году. Здание женского монастыря не было «разрушено в прошлом веке». Стоит, где стояло. Сейчас – на территории политехнического колледжа. А строительство нового храма, начатое с искажения исторических фактов, – это попытка переписать историю Благовещенска. Вымарать из нее славное имя Семена Саввича Шадрина, уникальную историю самого храма и память о нем. Ощущение, как будто Шадринский собор вновь взорвали», — парировала в своем блоге краевед Валентина Кобзарь.
— Большинство горожан воспринимают этот сквер местом под возведение Шадринского собора. В сообщении епархии — ни одного слова о нем! Православие переписывает собственную историю, и это возмущает меня больше всего. Я бы понял, если бы это делали атеисты, коммунисты или какие-нибудь проходимцы, — комментирует краевед Евгений Литус.
Современники застали очевидцев Шадринского собора
Современники сохранили свидетельства о том, что именно Шадринский собор, и никакой другой, стоял в сквере на пересечении соверменных улиц Ленина — Чайковского. В фильме, снятом продюсерским центром «Покров» в 2011 году, запечатлены рассказы очевидцев, которые ходили в святыню и видели, как взрывали величественный храм. «О великолепии Шадринского собора я лично слышала от старожилов города. Надо было видеть, с каким восторгом бабушки, которым уже за 70, его вспоминали! Помню, Раиса Яковлевна Семенюта сказала: "Чтобы Шадринский собор восстановить, я бы всю душу отдала..." Это был уникальный храм, архитектурная жемчужина Дальнего Востока. У меня надежда теплилась, что рано или поздно эта красота в городе появится. Не важно, в каком виде — как культовое сооружение или в другом качестве, допустим, как музей истории и архитектуры города, как Софийский храм в Харбине», — говорит Людмила Козлова, экс-редактор корпоративной газеты «Амурской ярмарки», автор материала о Шадринском соборе в книге «История Благовещенска. 1856—1917», изданной «Амурской ярмаркой».
Собор поддержали священнослужители, общественность и политики
Идея воссоздания Шадринского собора принадлежала оргкомитету по восстановлению историко-культурного наследия Благовещенска «Возрождение», инициировавшем строительство в амурской столице таких объектов, как Триумфальная арка и благовещенский Кафедральный собор. Оргкомитет возглавлял архиепископ Гавриил, управлявший в те годы Благовещенской епархией. По воспоминаниям краеведов, владыка считал своей миссией вернуть городу святыню.
«Восстановление самого величественного храма Благовещенска будет способствовать исправлению судеб нашего народа, возвращению его на путь истинный мира и созидания», — говорилось в обращении архиепископа Гавриила в московский патриархат.
— В 2007 году приезжала в город Феодоровская икона Божией Матери. На месте, где стоял Шадринский собор, прошел молебен. Через несколько дней после него к генеральному директору «Амурской ярмарки», заместителю председателя оргкомитета по восстановлению историко-культурного наследия Благовещенска Анатолию Телюку пришла делегация горожан с просьбой сделать все возможное для возрождения собора. Они сказали, что всего за 8 часов заинтересованные люди собрали 800 подписей! — вспоминает Людмила Козлова.
В этом же 2007 году проект воссоздания Шадринского собора был внесен в муниципальную целевую программу по развитию туризма на территории Благовещенска. Власти города намеревались направить средства на изготовление проектно-сметной документации. Инициативу поддержало руководство региона.
«Губернатор Приамурья Николай Колесов и архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил подписали соглашение о сотрудничестве между правительством области и епархией. В подписанном соглашении нашел отражение вопрос сохранения духовного и культурного наследия Приамурья. Возможно, объединенные усилия светской и духовной властей приблизят восстановление Шадринского собора в Благовещенске, взорванного в 1930-х годах», — писала «Амурская правда».
В 2008 году мэр Александр Мигуля накануне 152-летия города подписал постановление «О строительстве церкви во имя святой Живоначальной Троицы (Шадринского собора)». Была создана рабочая группа по созданию проекта собора, ее возглавил архитектор Валерий Сикерин.
Растяжка на здании бывшего кинотеатра «Амур» гласила, что на его месте построят Свято-Троицкую церковь.
В 2009-м снесено здание бывшего кинотеатра «Амур», в 50-е годы прошлого века возведенное на месте православной святыни. Затем проведены археологические изыскания и обнаружено одно из захоронений, о которых свидетельствовали и старожилы.
— Могилу не стали трогать в надежде, что все по-христиански будет перезахоронено, когда начнется строительство. Кто в этой могиле, неясно. Но краеведами документально утсановлено, что на погосте Свято-Троицкой церкви покоится прах Анастасии Ефимовны Шадриной, жены Шадрина. Не исключено, что рядом с ней был похоронен и сам Семен Саввич. Известно также, что на этом погосте похоронены монахиня Богородично-Албазинского монастыря Евпраксия и вдова благовещенского купца Дьячковская, — рассказывает Людмила Козлова.
В 2010 году возрождение святыни благословил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Начался сбор пожертвований. Как свидетельствуют материалы СМИ, идею строительства Шадринского собора поддерживал и экс-губернатор Амурской области Олег Кожемяко, при котором был выбран подрядчик — ОАО «БуреяГЭСстрой». «По словам гендиректора компании Геннадия Кузнецова, в случае оперативного поступления первых средств Шадринский собор удастся полностью восстановить за три года», — в 2010 году сообщала «Амурская правда».
В 2011-м в сквере в центре города установили поклонный крест. Краеведы также вспоминают, что епархией был зарегистрирован приход храма Святой Живоначальной Троицы. На месте будущего собора прихожане проводили субботники и молебны. «Молились под открытым небом, а ощущение, будто под сводами храма. Шадринский собор незримо возвышался над этим намоленным местом», — пишет в своем блоге Валентина Кобзарь.
Начало конца
В этом же, 2011 году сменилось руководство Благовещенской епархии, управляющим был назначен архиепископ Лукиан (Куценко). Годом ранее в отставку был отправлен мэр Благовещенска Александр Мигуля. Говорить о Шадринском соборе стали реже. А затем наступил затяжной период тишины.
______________________________________________________
«22 марта в этом сквере остановился общеепархиальный крестный ход с чудотворной Албазинской иконой. Духовенство с верующими области помолились, в том числе и об успешном начале строительства малого храма-часовни и большого собора в честь Святой Живоначальной Троицы, который являлся приписной церковью Богородично-Албазинского монастыря», — сообщала Благовещенская епархия в 2014 году.
______________________________________________________________
Молчание прервалось в конце 2019-го. Благовещенская епархия поменяла на своем сайте объявление о сборе пожертвований на Шадринский собор. Сообщалось, что ныне открыт сбор на храм в честь Албазинской иконы Божией Матери.
«Мы не в силах отменить прошлого и предотвратить варварского уничтожения целого монастырского комплекса, который располагался в районе перекрестке улиц Ленина и Чайковского, бывшей Ремесленной площади. Мы не можем восстановить собор Троицы Живоначальной, который был построен купцом Семеном Саввичем Шадриным. Сейчас, по ряду причин, это невозможно, но мы можем и должны вдохнуть новую жизнь в оставшийся уголок земли, переданный Благовещенской епархии, чтобы он опять работал на благо и культурное возрождение нашего города», — гласила информация от 29 октября 2019 года.
В сквере вовсю ведутся строительные работы. По плану церковь должна быть построена до конца 2020 года.
27 апреля 2020 года епархия объявила, что строительство уже в разгаре: «На территории будущего храма вырыли котлован под фундамент. До этого была произведена расчистка территории стройплощадки. В течение недели планируются работы по установке свай и заливке фундамента». Обескураженные краеведы начали свое расследование. И оказалось, что еще весной 2019 года организованный в честь храма Святой Живоначальной Троицы приход был перерегистрирован и получил другое название — православный приход храма Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть Бысть». Логично предположить, что епархия уже тогда планировала новое строительство в известном сквере.
— Епархия отказалась от восстановления Шадринского собора. Отказалась втихушку! Нужно понимать, что и кинотеатр «Амур» сносили, и землю передавали именно под Шадринский собор. Идею его воссоздания поддерживали и власти, и общественность. Это вопрос не религии, это вопрос города. К этой истории относились как к памятнику городу, — высказывает свое мнение краевед Евгений Литус.
«Люди больше десяти лет жили идеей о Шадринском соборе. Люди не знают храма Албазинской иконы Божией Матери. Пусть он будет в другом месте, а здесь временный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Зачем здесь менять одно на другое? Зачем менять название прихода, зачем стирать память об историческом месте?», — недоумевает Ольга Тур.
— Перевирают историю напрочь! Что мне просто покоя не дает — там ведь захоронения. Будут строить на костях? — задается вопросами Людмила Козлова.
Куда делись пожертвования
Едва епархия объявила о строительных переменах, горожане задались вопросом: куда были или будут направлены деньги, которые собирали на Шадринский собор на протяжении 10 лет. Известно, что в 2010 году член Совета Федерации от Амурской области Амир Галлямов пожертвовал 1 миллион рублей на воссоздание святыни. «Амурская правда» обратилась за разъяснениями к Наталье Грызловой, которая возглавляла благотворительный фонд «София», открывший счёт для сборов на храм.
— Я и как частный жертвователь принимала участие в сборе средств: каждый месяц в день зарплаты приносила свой вклад. Я жила рядом с этим сквером, и мне очень хотелось, чтобы там был воссоздан Свято-Троицкий собор. Но сенатор Амир Галлямов был единственным человеком, который пожертвовал крупную сумму. Сборы шли тяжело, не несли люди деньги. Когда уже понятно стало, что ничего не получится и храм не будет строиться, Галлямов сам попросил эти деньги перенаправить на другие цели. Часть средств была направлена на помощь детям. Часть суммы я перечислила в фонд храма, который сейчас строится на территории ДВОКУ, по этому поводу тоже были баталии (Наталья Грызлова — супруга начальника ДВОКУ. — Прим. ред.). Амиру Наилевичу я об этом доложила. Деньги, собранные частными жертвователями, я вернула в епархию, — рассказала Наталья Леонидовна.
Каким был остаток, Наталья Грызлова не припомнила: «Прошло уже много времени. Но это была незначительная сумма. Часть средств была потрачена на поездки Валерия Сикерина в Санкт-Петербург». По словам Натальи Леонидовны, Благовещенская епархия тоже принимала деньги. Кроме того, в общественных местах амурской столицы были расставлены урны для пожертвований. Возвращаясь к уже сказанному: еще в мае 2019-го епархия ликвидировала приход в честь храма святой Живоначальной Троицы. Но как заметили наблюдательные активисты, сборы на Шадринский собор ведутся и сейчас.
Урны для сбора пожертвований на Шадринский собор до сих пор стоят в общественных местах.
— Мне посыпались фото, что до сих пор в универмаге и в «Товарах для дома» есть огромные плакаты: «Восстановим Шадринский собор». И стоят вот эти урны. Формально это мошенничество, статья Уголовного кодекса. Собирают деньги на то, чего не собираются делать, — считает Евгений Литус.
АП обратилась в администрацию благовещенского магазина «Товары для дома». Там подтвердили: аншлаг о сборах на Шадринский собор на прежнем месте.
— Ящик стоит с 2011 года. Раз в два месяца приходят женщины с доверенностью на имя казначея Благовещенской епархии, вскрывают его в присутствии наших администраторов, пересчитывают деньги и изымают. Мы ставим подтверждающую подпись. Суммы небольшие. Как правило, несколько тысяч рублей, — прокомментировал директор по развитию магазина «Товары для дома» Дмитрий Евсеев, добавив, что с учетом последних новостей о планах епархии руководство магазина, вероятнее всего, уберет скандальную урну.
Земля и миллиарды: почему строительство не сдвинулось с мертвой точки
Планы о возрождении Шадринского собора на протяжении долгих лет оставались лишь на бумаге. По одной из версий, строительство тормозил земельный вопрос. Часть территории, где, предположительно, стояла святыня, оказалась занята таксопарком. Землю задолго до грандиозных планов взял в долгосрочную аренду известный в Приамурье политик и бизнесмен Виктор Черемисин. На вопрос «Амурской правды», действительно ли он отказался передавать участок, он ответил:
— Неправда. Я, наоборот сказал, что согласен. Но при одном условии: что церкви будут переданы все сооружения, находящиеся в этом квартале, которые раньше принадлежали церкви.
Так или иначе Виктор Юрьевич и сейчас остается арендатором куска исторической земли. По его мнению, возрождение собора изначально было утопией — уж слишком дорого оценивались работы. В те годы — в полмиллиарда рублей.
— 500 миллионов – это стоимость только восстановления конструктива храма. А отделка, внутреннее и внешнее убранство? Уже тогда было понятно, что необходимо около 1,5 миллиарда. Примерная стоимость строительства этого храма сейчас — порядка 2 миллиардов рублей. Собрать эти деньги в городе на 200 тысяч человек, из которых только 20 тысяч хорошо относятся к церкви и еще 2 тысячи реально могут пожертвовать деньги – это фикция, — высказал свое мнение Виктор Черемисин. — Нужно осмыслить вопрос строительства Шадринского собора. Чтобы это понимать, необходимо провести опросы, дебаты, дискуссии, слушания. Этого ничего ведь не было, никогда. Была инициативная группа по восстановлению — и только. Я хочу, чтобы все это стало нормальным проектом, который не был бы узурпирован кем-либо. По моему мнению, церковь у нас отделена от государства, и только церкви решать, будет ли там храм и каким он будет.
«Шум сейчас подняли люди, которые никакого отношения к православию не имеют. Это пиар на костях. Это преступно к самому собору и к самой церкви», — считает Черемисин.
Мысль о невозможности строительства грандиозного храма в современных условиях поддерживает и Наталья Грызлова. «Да, была создана целая программа по просьбе Александра Мигули. И что случилось потом с Мигулей? После все остановилось. Такие крупные проекты просто на пожертвования бабушек не воссоздадутся. Нужен какой-то генеральный спонсор или в какой-то мере административный ресурс», — считает Наталья Леонидовна.
С серьезными трудностями столкнулся и архитектор храма уже на этапе поиска информации. В мае 2007-го Валерий Сикерин с Владыкой Гавриилом побывали в храме Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге — «близнеце», по проекту которого и был построен Шадринский собор. В 2010-м по просьбе Валерия Яковлевича губернатор Олег Кожемяко обратился с официальным письмом к властям провинции Хэйлцнцзян в надежде получить чертежи Софийского собора в Харбине, построенного уже по образу Шадринского. Однако документов нигде так и не нашли. В распоряжении архитектора были лишь несколько фотографий внешнего облика святыни и ее копии в Харбине и Санкт-Петербурге, которые можно было только разглядывать. К счастью, они сохранились до наших дней.
Краеведы не считают аргументы о земле и деньгах весомее истории и памяти о величии наших предков.
«Пусть сейчас нет денег, настанут лучшие времена. Оставим это потомкам. Пусть появится храм через 50 лет, но именно Шадринский собор! Отсутствие денег — не повод строить избушку», — высказывается Евгений Литус.
— Это понятно, что при всем желании в настоящее время возродить Шадринский собор не удастся. Но ведь можно было в память о нем соорудить хотя бы малюсенькую часовню, а не строить новодел с другим именем, — предлагает бюджетный путь решения Людмила Козлова.
Лелеявшие идею о возрождении Шадринского собора люди уверены: ценность «архитектурной жемчужины Приамурья» несопоставима со скромной церковью, которую возводят сейчас. Ее планируют поставить в ускоренные сроки — до конца 2020 года.
Так будет выглядеть храм Албазинской иконы Божией Матери, который возводят на месте Шадринского собора. Фото: официальный сайт Благовещенской епархии.
СПРАВКА АП
Смоделированные виды Благовещенска. Фото: официальный сайт Благовещенской епархии.
Шадринский собор на Ремесленной площади был заложен 16 мая 1896 года, в память о короновании императорской четы Николая Александровича и Александры Федоровны. Посвятили храм «Святой Животворящей Троице». Расходы по строительству практически полностью взял на себя купец, пароходостроитель Семен Саввич Шадрин. Строительство обошлось ему в 250 000 рублей. Городская Дума в октябре 1896 года ассигновала средства в сумме 2 000 рублей лишь на приобретение икон.
Из книги «История Благовещенска. 1856—1917»: «В 1901 году храм был построен, в плане он представлял собой крест. На колокольне имелось десять колоколов, самый большой из которых был весом 304 пуда (первый в Благовещенске подобной величины), пол каменный, выложенный разноцветной плиткой, рамы в окнах железные, на хоры вела чугунная лестница. Иконостас, также чугунный, был изготовлен на чугунолитейном заводе, принадлежавшем С. С. Шадрину. 17 сентября 1901 года Преосвященный Никодим осмотрел новый храм, который уже построили и признал храм лучшим в городе «по красоте стиля и отделки». Он высказал пожелание, чтобы к храму пристроили отдельную колокольню высотой 40 саженей, «соединив колокольню длинным коридором и, в довершение всего, повесить на той колокольне колокол в одну тысячу пудов, чтобы звон этого колокола раздавался далеко в стране языков, седящих во тьме и сени смертельной».
И сейчас остается тайной, как в Благовещенск попали чертежи храма. Известно только, что Шадринский собор был самым величественным сооружением в городе. Как рассказывается в фильме продюсерского центра «Покров», он обошелся почти в три раза дороже годового бюджета Благовещенска тех лет. Собор стал самым высоким сооружением в городе — 47 метров высотой. «Это 15-этажный дом. Всего на 18 метров ниже современной гостиницы «Азия», — приводит сравнения ведущий. Внутреннее убранство тоже было великолепным – иконы заказывали из центра страны.
Храм Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге, по чертежам которого был построен Шадринский собор. Известно, что в 1902 этот храм году был включен архитектурную энциклопедию второй половины XIX века как один из лучших образцов зодчества. Фото: официальный сайт Благовещенской епархии.
В 1936 году, в период ярого богоборчества, Шадринский собор было решено разрушить. Очевидцы свидетельствовали, что мощное сооружение устояло после первого взрыва. Подрывать святыню пришлось несколько раз.
В 50-е годы на месте храма был построен кинотеатр «Амур». В здании в разные годы размещались разные учреждения, в том числе зоопарк. В 2009-м постройку снесли.
«Мы хотим увидеть хотя бы фрагмент ушедшей эпохи»
Ольга Тур, горожанка, интересующаяся краеведением:
— Мне очень нравятся православные храмы, имеющие свою особенность, что-то своё неповторимое и оригинальное. Таким был собор Святой Живоначальной Троицы. К сожалению, не все в этом мире можно вернуть из небытия. Невозможно сегодня повторить любимый горожанами Шадринский собор. Когда пошла речь о новом строительстве, была надежда, что благовещенцы и гости города увидят хотя бы фрагмент ушедшей эпохи, и новый храм-часовня будет иметь своё неповторимое лицо, к примеру — один из приделов разрушенного храма. Для этого не нужно грандиозных вложений. А если бы в этот храм-часовню вернулись те иконы святых, в честь которых были освящены приделы собора, то справедливость хотя бы частично была б восстановлена. Правый придел был освящен во имя Николая Чудотворца и святой великомученицы Александры, а левый — во имя пресвятого Симеона Христа ради юродивого и преподобной мученицы Анастасии Римлянки. Главной святыней храма предполагалась икона Святой Троицы. И праздник в городе был бы на Троицу. Мы восстанавливали храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Была совершенно утрачена колокольня. Даже не знали точного места ее расположения, но после реставрационно-восстановительных работ, после коллективных размышлений, согласований в город вернулась звонница, полностью повторяющая фрагменты архитектуры старого храма. Всякое доброе дело начинается с согласия, с любви, с желания объединиться вокруг общей для всех идеи, тогда оно получается и исполняется во Славу Божию. Очень хотелось бы, чтобы вернулась Свято-Троицкая церковь к тем, кто без малого век ждет ее возвращения.
«Амурская правда» направила официальный запрос на имя управляющего Благовещенской епархией архиепископа Лукиана (Куценко).
Возрастная категория материалов: 18+
Лукиан Куценко жуткий монастырь построил в Ленобласти (тервенический). Там такие жуткие нелюди живут. Там за монастырем ,через лесок, стоят местные баньки деревенские, деревенских жителей, заброшенные, и в одной жила их бывшая трудница, которой жить было негде. И они там собрались : и монахини и трудники мужики (которым тоже идти было некуда — а то бы и не пошли), они собрались толпой и эту баньку, где их когда-то-бывшая трудница жила, пришли и выбили там окна, оторвали двери, трубу разрушили, даже стену одну вынесли, а был уже конец осени и человеку некуда было идти — и всё только из-за того , что та где-то кому-то рассказывала, что когда у них в монастыре жила, к ней приставал родственник настоятельницы (брат), который там живет постоянно в том монастыре. Рассказала видите ли, они узнали что она рядом с ними живет и побежали мстить, разрушили жилье человеку в конце осени
— Angelina (гость)Я против неправды и за то, чтобы восстановили Шадринский собор. Даже если строительство будет 100 лет. Дорогу осилит идущий. А храмы и раньше строили не один год.
— Алевтина (гость)