«Мечтаю купить дочери жилье»

5

октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования

Юлия Бобовкина, учитель русского языка и литературы. Приехала из города Белорецка (Башкирия) в школу в селе Томичи Белогорского района

— О программе «Земский учитель» я узнала от коллег, потом прочитала на сайте министерства образования Башкирии и решила поучаствовать. Обычно я участвую во всех подобных новшествах, поэтому собрала документы и подала на Амурскую область, Забайкальский край и Башкирию. Получилось, что стала победителем в дальневосточном регионе.

Чувства были двоякие: конечно, очень обрадовалась, но пугало расстояние. В таком возрасте, а мне 48 лет, так далеко уезжать от своих страшновато, и ехать одной в чужой край тяжело. Но я ни о чем не жалею, рада, что приехала, буду здесь работать, учить ребятишек. Работу свою люблю, так что все должно получиться.

Деньги сыграли решающую роль в моем переезде. У меня, к сожалению, нет нормального жилья, только комната в коммунальном общежитии.

Не скрываю, что деньги сыграли решающую роль в моем переезде. У меня, к сожалению, нет нормального жилья, только комната в коммунальном общежитии. Дочка моя с мужем и сыном скитаются по съемным квартирам. Поэтому считаю своим долгом помочь ребенку с жильем. Просто у себя на родине заработать на квартиру мне нереально. В своей школе проработала 20 лет, и что имею? Дальше только пенсия, и других возможностей у меня не будет. А теперь смогу осуществить свои мечты.

На два миллиона в Белорецке можно купить хорошую 2-комнатную квартиру. Это город металлургов, небольшой, спортивный, чем-то похожий на ваш Белогорск. У нас там горы, горнолыжная база, бассейны. Природа похожая, смешанные леса, сосновый лес. Знаете, такое ощущение, что я сейчас где-то недалеко от дома.

По условиям конкурса я должна была прибыть в село не позднее 17 августа, а о результатах узнала в мае. 4 августа мы с зятем и его мамой выехали на машине. Дочь осталась дома с 3-летним сыном. Семь тысяч километров преодолели за шесть суток, спали немного, по два-три часа. Машину загрузили полностью. Помимо личных вещей, я везла телевизор, ноутбук, принтер, утюг, обогреватель — специально его купила, прочитав, что здесь большая влажность, уже пригодился. Еще везла две сумки книг и даже продукты. Старалась обеспечить себя на первое время: кто его знает, сколько здесь что стоит. Хотя в интернете почитала про Томичи.

Впечатление не обмануло, и я не разочаровалась, скажу вам. Проблема возникла только одна — жилье. Предложили квартиру, в которой раньше, видимо, жила неблагополучная семья, где были отрезаны все коммуникации. Директор школы Татьяна Григорьевна Лосенкова помогла купить сантехнику, девочки-технички побелили потолок, спасибо им за это. Сейчас все хорошо, осталось доделать ремонт на кухне.

Здорово мне помог сосед Борис Викторович Иванов. Не знаю, что бы я без него делала. Это человек большой и бескорыстной души, помог перевезти вещи из гарнизонной квартиры. Когда увидел, что не на чем спать, дал надувной матрас. Он же ввернул все лампочки, прикрепил тюль на окна и водогрейку на кухню. Причем тюль и гладильную доску принес свои. Я предлагаю деньги за помощь, он не берет. Иногда даже зовет на обед. Электроплиты же в квартире не было, в привезенной мультиварке я готовила себе еду — ее дочь положила в последний момент. Но сейчас все уже более-менее наладилось, обжилась. На первую свою зарплату, думаю, диван приобрести.

Уроки у меня в трех классах — в 5, 6 и 7-м, веду русский язык и литературу, родной язык и родную литературу. В неделю 29 часов, есть один мальчик-надомник. Конечно, с нетерпением ждала первый учебный день. Ребятишки мне понравились. Таких, кто сидит и ждет, когда урок закончится, единицы. В основном детки начитанные, работают хорошо. Всех я уже запомнила, даже подружились. Ребятишки, мне кажется, везде одинаковые.

Самый большой класс — это шестой, там 24 человека. В пятом и седьмом — в два раза меньше учеников. Сейчас, в эпидсезон, некоторые болеют. Учебная программа здесь такая же, авторы те же, так что для меня трудностей никаких в этом плане нет. Все свои наработки я привезла с собой, да и коллеги помогают.

Кстати, я первая из прибывших в Амурскую область учителей должна получить два миллиона рублей. Как написал наш куратор: «С вашей фамилии начали». Так что деньги где-то на подходе. Эта программа, считаю, нужна. С одной стороны, это поддержка учителей, а с другой — обмен опытом. Мы же общаемся с коллегами, что-то берем от них, что-то даем им. Возможно, какая-то часть учителей здесь останется и дефицит кадров будет закрыт.

По школе, где отработала 20 лет, конечно, скучаю. До сих пор осталась во всех группах. Но я оптимист по натуре: если приехала в Приамурье, значит, это было нужно. Кстати, когда коллеги провожали меня, пожелали встретить свою половинку. Насчет остаться здесь навсегда у меня нет однозначного пока ответа, жизнь покажет. Пока я осваиваюсь, привыкаю. Работать есть над чем, всероссийские проверочные работы вот провели, результаты не очень обрадовали, будем работать. Мы же сюда приехали ребятишек учить.

А люди у вас здесь, правда, другие — более открытые, доброжелательные и читают газеты. Когда на почте отправляла письмо, обратила внимание, что покупают прессу. Как будто попала в 80-е годы — в хорошем смысле. Ребятишки играют на улице, во дворах, как в моем детстве. Необычно, непривычно, но это здорово!

 «Поехала учителем на родину мужа»

Вероника Гроня, учитель английского языка. Переехала из Благовещенска в село Томичи Белогорского района

— В 2019 году я окончила Благовещенский педагогический университет и семь месяцев проработала в языковой школе. Потом в интернете прочитала новость о программе «Земский учитель», меня это заинтересовало, и решила попытаться. Муж родом из Томичей, поэтому указала школу в этом селе, где была вакансия учителя немецкого языка, а это мой профиль.

Была еще и другая причина: город со временем надоедает, хочется побыть в тишине. А здесь тихо, воздух свежий, хорошо! В Благовещенске у нас своей квартиры не было, мы с мужем снимали жилье, а в Томичах нам ее предоставили.

Какой я учитель? Серединка между строгой и доброй, и помочь могу, если требуется, и пожурить, если не слушают.

В плане переезда ничто не беспокоило, волновало только то, какую квартиру предложат. Но нам повезло, досталась хорошая «трешка». По своему вкусу сделали ремонт, мебель привезли свою, купили новую кухню и кровать, установили водонагреватель. Быстро обустроились, квартира у нас в аренде, которую оплачивает школа.

Мой первый рабочий день был очень волнительным, как и у любого человека. Практику я проходила в вузе, но она все-таки отличается от настоящей работы. Веду уроки у детей со 2-го по 7-й класс — немецкий и английский языки. Первый урок был в пятом классе, дети приняли меня с любопытством, осторожностью, потому что я новый учитель. А сейчас у нас все хорошо. Второклашки меня очень любят, много приятных слов говорят: «Какая вы красивая», «Такая умная, больше знаете, чем мы». Уважают, восхищаются, и это приятно. Потому что я ближе им по возрасту, мне 23 года.

Какой я учитель? Серединка между строгой и доброй, и помочь могу, если требуется, и пожурить, если не слушают. Если вижу, что ребенок не может справиться, то с ним сяду и сделаю домашнее задание.

Вообще, в сельских ребятишках нет той наглости и самоуверенности, которая сегодня присутствует у городских ребят. В этом плане мне легче работать. Еще в средней школе ты даешь базовый уровень английского, нежели в той же школе английского языка, где учащиеся получают более углубленный материал. Хотя мне, конечно, хочется научить детей языку, выдать как можно больше, поэтому иногда прошу ребят остаться после уроков. 

В школу я иду с хорошим настроением, рассчитываю, что мы с ребятами все сделаем из того, что запланируем. С детства мечтала быть учителем: рассаживала игрушки на диване и учила их. Муж у меня тоже педагог, окончил факультет математики и информатики БГПУ, но работает в другой сфере. Он поддержал наш переезд в Томичи. Кстати, в новую квартиру мы впустили не кошку, как принято, а собачку — у нас померанский шпиц Лили. Ей тоже очень нравится в селе, тут есть где побегать.

«Это наше первое долгое путешествие»

Владимир Саленков, учитель английского языка. Переехал из города Серов Свердловской области в поселок Прогресс

— Не скрываю, что денежное вознаграждение заставило меня поучаствовать в программе «Земский учитель»: подрастают дети, надо думать об их будущем. По профессии я учитель английского языка, после института год отработал в школе, потом проходил службу в органах внутренних дел и системе УФСИН, имею звание майора. Шесть лет назад вернулся в школу. В этом году у меня юбилей — исполнится 50 лет, и я его отмечаю на новом месте.

Нисколько не сомневался, что пройду по конкурсу, почему-то была уверенность. Хотя требований к учителям было много, оценивали по балльной системе. Учитывалось наличие образования (высшее или среднее), смежной специальности, педагогического стажа, категории, достижения (какие места ученики занимали в олимпиадах). К слову, у меня вообще редкая специальность, спасибо за это советскому образованию — учитель истории, социально-политических дисциплин и английского языка в средней школе, я окончил Курганский пединститут.

В поселок Прогресс мы ехали своим ходом — на машине с прицепом: я, жена Елена, ее 15-летний сын Вячеслав и наша дочь Виктория, ей пять лет. Расстояние в 7 тысяч километров мы проехали за 12 дней. Ребенок маленький, останавливались на ночевки в мотелях. Если в Сибири проблем с гостиницами нет, то в Забайкальском крае их очень мало, поэтому приходилось прикидывать расстояния заранее.

Это наше первое столь долгое путешествие. Сделали остановку на Байкале — впечатлил, будет отпуск, еще поедем. Мы решили, что все свои отпуска будем проводить, узнавая дальневосточный край, место, где теперь живем. Хотим побывать в Хабаровске, во Владивостоке, на Японском море.

В городе Серове, который находится в 400 километрах от Екатеринбурга, у нас есть своя двухкомнатная квартира, в ней сейчас живет тесть. Серов — промышленный город, там три завода, это центр северного управленческого куста Свердловской области. Мы специально выбирали поселок городского типа, жена была не готова жить в деревне. Хотя я сам-то привычный — вырос в семье военного.

Трудностей я не боюсь, но эти бытовые вопросы выматывают. А люди и местность у вас, конечно, потрясающие. Сосед вечером стучится, принес ведро картошки и помидоры: «Нате!» Просто так, понимаете?!

Жена в Прогрессе сразу нашла работу, она экономист, и теперь трудится в отделе образования. Когда мы приехали в поселок, было такое ощущение, что прибыли в прошлое лет на 10 назад. Удивили мелкие магазинчики, отсутствие больших торговых сетей и инфраструктуры, завышенные цены на продукты — все дороже на 20—30 рублей, а то и больше.

И самая главная проблема — здесь невозможно снять благоустроенную квартиру. Их просто нет. У той, которую планировала предоставить администрация, нашелся собственник — наследник умершей хозяйки. Другой предложенный вариант требует капремонта и больших финансовых вложений, еще и находится за речкой. Летом пешком оттуда до школы идти 35 минут, а зимой, представляете, сколько добираться. Поэтому самим приходится искать жилье, да и мы были настроены его снимать.

Не поверите, но квартиру, где временно живем, нам помог найти первый встречный. Мы с женой прошлись по домам, увидели, что парень съезжает, подошли к нему, спросили про аренду квартиры. Он позвонил кому-то, в итоге сняли квартиру у молодой пары. Но она выставлена на продажу, поэтому сидим на чемоданах и ищем другое жилье.

Трудностей я не боюсь, но эти бытовые вопросы выматывают. А люди и местность у вас, конечно, потрясающие. Сосед увидел на нашей машине номера другого региона, поинтересовался, откуда приехали. А вечером стучится, принес ведро картошки и помидоры: «Нате!» Просто так, понимаете?! Природа тут шикарная, я уже по грибы в лес сходил, креветок в озере половил — сам же рыбак и охотник, душа моя радуется.

Дочка в садике адаптировалась хорошо, как будто туда и ходила. А вот сын переживает, он увлекается робототехникой, программированием, здесь с этим сложно. Но мы сразу обсудили, что если возникнут проблемы с учебой, самореализацией, то он сможет вернуться в Серов к родному отцу и доучиваться там. В общем, пока присматривается.

В моей прежней школе было углубленное изучение предметов, на 1 300 учеников — 9 учителей иностранного языка. Понимаете, какой уровень? Поэтому я вижу пробелы в английском языке у нынешних моих учеников и буду делать все, чтобы их ликвидировать. Когда ехал сюда, мне сказали, что будет ставка 21 час в неделю, то есть 4—5 уроков в день. Но перед моим приездом уволилась учитель английского языка, и теперь нас только двое предметников. И моя ставка нынче 38 часов в неделю, или по 7 уроков в день. Здесь, кстати, классы не делят на группы, приходится заниматься сразу с 22—26 учениками. Еще веду классное руководство.

Свои наработки я уже стал внедрять на новом месте. Мы с ребятами провели Международный день европейских языков. Старшеклассники рассказывали младшим ребятам об английском языке. В Серове хорошо удавалась «Битва хоров», когда ученики в красивых костюмах пели песни на английском языке. Идей масса, будем воплощать. Ребята меня сразу приняли, контакт был налажен с первых уроков. Двое ребят уже выбрали английский язык в качестве Единого госэкзамена.

Признаюсь, в школе работать сложнее, чем в системе УФСИН. Нагрузка большая. Свою зарплату еще не видел, но думаю, что при такой же нагрузке столько же получал бы и в Серове.

Планы на два миллиона у нас с женой одни — дать хорошее образование детям, чтобы в будущем они смогли обеспечить себя. Мы сторонники этого, не вкладываемся в недвижимость.

Для «земских учителей» открыта горячая линия

У 47 учителей, прибывших по программе «Земский учитель» из других регионов, в WhatsApp есть своя группа, в ней они переписываются друг с другом и с куратором, делятся впечатлением. География участников обширная — от Подмосковья до Забайкалья и Благовещенска. Большинство педагогов не от хорошей жизни решились покинуть нажитое место. И для молодежи, и для учителей со стажем жилищный вопрос — основной.

Амурский областной институт развития образования запустил горячую линию для педагогов, которые трудоустроились в школах региона по программе «Земский учитель». Контакт для связи: (4162) 226-264, пн.— чт.: 8.00 — 17.00, пт.: 8.00 — 14.30.

Обратиться за помощью специалистов института могут не только «земские учителя», но и директора образовательных организаций, а также родители школьников. 

«Мы рады обмену опытом»

Светлана Яковлева, министр образования Амурской области:

— На сегодняшний день в Амурской области 47 педагогов, которые приехали из разных уголков нашей большой Родины и работают в наших образовательных организациях. Конечно, для нас это замечательная помощь. Тот факт, что педагогам будут выделены средства на обустройство, очень важен. Но самое важное, что эти педагоги, работая в наших школах, привнесут нотку иного в образовании. Потому что каждая территория большой России имеет свои изюминки в преподавании. И этот опыт, который прибыл вместе с педагогами, он очень нужен. Будучи в одной из школ районов, я услышала замечательную фразу от учителя, которая приехала: «У вас так хорошо оборудованы учительские места и такие замечательные дети, есть с кем работать». Она имела в виду оборудование кабинета учителя, возможность использовать технические средства при проведении урока. У нее есть желание подготовить детей для участия в конкурсах, олимпиадах. Я сомневаюсь, что у нее не было такого желания там, где она работала, но тот факт, что она так положительно отозвалась об условиях работы наших педагогов и наших детках, радует. Значит, мы делаем правильные изменения в системе образования.

И еще одна фраза прозвучала от «земского учителя»: «Я расскажу своим коллегам, как здесь здорово, пусть приезжают работать». Поэтому мы желаем, чтобы у всех учителей, которые приехали к нам, были комфортными и условия работы, и условия проживания. Чтобы наша Амурская область стала для них местом, где они останутся и продолжат свою работу. А ученики, чтобы прославляли школу и учителей.    

Возрастная категория материалов: 18+