Карточка из ниоткуда
«Правда жизни заключается в том, что я не знаю, откуда у меня эта открытка», — разводит руками Евгений Литус. Коллекционер, более 30 лет собирающий почтовые карточки о Благовещенске, не помнит, где он купил сенсацию и сколько она стоила. Одну из двух тысяч открыток краевед выбрал спонтанно, чтобы развлечь подписчиков. О послании ему было известно лишь то, что отправлялось оно в 1910 году из амурской столицы, о чем свидетельствуют три почтовых штемпеля. Местом доставки значилась Бельгия.
— Когда мне прислали перевод с именем Чепурина, я был ошеломлен! — признается краевед.
Летчик Евгений Чепурин жил в Благовещенске в первой четверти XX века, был сыном состоятельного мещанина Ивана Чепурина, который вместе с купцом Алексеем Афанасьевым возглавлял крупнейший в амурской столице механический завод, сохранившийся до наших дней, ныне — «Амурский металлист». Брат Евгения, Константин, был высокообразованным инженером и изобретателем. Еще больший восторг у творческих амурчан вызвало содержание открытки.
«Мои дорогие товарищи. Спасибо Монжарден, мне приятно было получить ваше письмо. Признаться, я не ожидал такого искреннего проявления дружбы. Вы настоящие друзья, хоть вы и так далеко, у черта на куличках! У меня все хорошо, до настоящего момента, пока я не разбил свою физиономию. Я закончил ремонт мотора. И чтобы испытать его, поместил на свой гидросамолет. К несчастью, я потерял алюминиевый винт, он упал в воду, потому что сломалась ось. Надеюсь, что у вас, как обычно, дела обстоят чудесным образом. У меня идет все как по маслу. С супругой живем в любви и согласии. Она передает вам дружеский привет. Жду момента, когда буду иметь удовольствие вновь увидеть вас. А пока сердечно жму всем руки. Е. Чепурин (Апчхи)».
— По официальной информации, самый первый гидросамолет взлетел во Франции в 1910 году. В России же — в 1912-м. Текст данной открытки говорит о том, что гидросамолет был в наших краях гораздо раньше, и дает надежду, что он мог взлететь в Благовещенске. И тогда это был первый полет гидросамолета в России! — рассуждает Евгений Литус.
Текст открытки говорит о том, что гидросамолет был в наших краях гораздо раньше, и дает надежду, что он мог взлететь в Благовещенске. И тогда это был первый полет гидросамолета в России!
В доказательство он приводит находку краеведа Валентины Кобзарь из старинной периодики. «Аэроплан, изготавливаемый на механическом заводе Чепурина, будет готов к августу. Первые полеты будут проходить на одной из городских площадей или на ипподроме», — писала газета «Эхо» в июне 1910 года. А новообретенная открытка была отправлена как раз в августе 10-го года. Евгений Литус допускает: речь шла об одном и том же судне. А то, что полет планировали провести на ипподроме или городской площади, к примеру, могло быть ошибкой журналистов.
В том, что послание принадлежит перу именно летчика Чепурина, Литус тоже не сомневается. Уж слишком много совпадений. Речь о самолете, к тому же карточка держала путь в мотоциклетный клуб бельгийского города Льеж. Известно, что Евгений Чепурин был спортсменом, любителем скорости, и в том числе мотоциклистом.
Лингвистическая ловушка
Однако в кругу краеведов сенсацию приняли скептически.
— В годы, когда была написана эта открытка, слово «гидроплан» на французском языке означало совсем другое. Самолеты-амфибии тогда называли «гидроаэропланы», потому что сами самолеты назывались аэропланами. А словом «гидроплан» обозначали глиссирующую скоростную лодку! Еще один нюанс: в начале 20-го века в авиации винты делались из дерева, а автор открытки пишет, что уронил в воду алюминиевый винт. Много вопросов. Почему нигде не прозвучал этот самолет? Тогда в мире каждый такой случай был бомбой, — приводит доводы краевед Алексей Горлач.
Механический завод Чепурина и Афанасьева занимал ведущее место в машиностроении Дальнего Востока. Предприятие производило оборудование для приисков, экскаваторов, насосных транспортных средств, а также для мельниц и лесопильных предприятий, чугунное литье, здесь ремонтировали суда.
С ним соглашается руководитель ресурсного центра французского языка при БГПУ Ольга Кухаренко, которая и перевела сенсационную открытку. «В первом переводе я указала слово «гидроплан». Но после дискуссии пересмотрела текст. Действительно, если переводить слово hydroplane как глагол, то оно означает «скользить по поверхности воды». Передавать смысл лингвистически — это одно, а знать исторический контекст — совсем другое дело», — отмечает переводчик.
Оппоненты Литуса парируют: его доводы скудны, чтобы претендовать на изменение истории.
— Около четырех лет назад в Москве сделали копии и передали в нашу областную библиотеку старые подшивки газет «Эхо», «Амурский листок», «Амурский пионер», «Благовещенск» и еще нескольких изданий. Я прочла от корки до корки газеты с 1908 по 1912 год. Никаких упоминаний о том, что кто-то летал на самолете, сделанном в Благовещенске, нет. Нельзя делать веские выводы на основании одной открытки, — подводит черту краевед Валентина Кобзарь.
Самолет Чепуриных существовал!
Самолет Чепурины все-таки построили! Подтверждение этому нашла амурская журналистка Наталья Овсийчук. В 2011 году она снимала цикл программ «История одного дома», одна из серий которого была посвящена прошлому завода «Амурский металлист». Спустя несколько лет после выхода передачи в эфир Наталью через соцсети отыскал внук Константина Чепурина — Владимир Евсюченко, в те годы проживавший на Ямале. Через него журналист получила уникальные фото.
— На одном из снимков Константин Чепурин стоит рядом с винтом самолета. Фото сделано на заводе в Сахаляне, — рассказывает Наталья.
Известно, что завод Чепуриных в 1918 году был национализирован советской властью. Сыновья основателя Ивана Чепурина — Константин и Николай — эмигрировали в Китай. В Сахаляне (сейчас Хэйхэ) братья наладили авторемонт и установили автобусное сообщение между Сахаляном и Харбином. Затем они переехали в Цицикар и Харбин, организовав в обоих городах бизнес по ремонту автомобилей.
А вот летал ли самолет в Благовещенске? Пока о полетах в амурской столице известны только легенды. Одну из них открыла Наталья Овсийчук. В 2014 году журналист снимала программу про род Агаревых. Когда речь шла о талантливом механике Николае Агареве, его потомок неожиданно вспомнил о самолете.
— Отец мне мельком рассказывал: построили они какой-то самолет, летали на нем по Благовещенску. На уровне второго этажа налетели на здание, разбились, сами живы остались, — повествует Леонид Агарев. (Прим. ред.: интервью из фильма «История одного рода»).
Здание «чепуринского» завода сохранилось по сей день и является памятником архитектуры. Ныне там расположен завод «Амурский металлист».
И ниточки снова ведут к семье Чепуриных. Так, Николай Агарев занимался пароходостроением. А пароходы в Благовещенске строили на бывшем заводе Семена Шадрина, управляющим которого был Константин Чепурин. Далее в программе повествуется, что девушка Нина из семьи Агаревых вышла замуж за Лесю (Алексея Афанасьева, сына совладельца чугунолитейного завода Чепуриных).
Любопытными воспоминаниями поделился известный в Приамурье художник Владислав Афанасьев, когда рассказывал о Вознесенском кладбище.
«Стоял памятник — часть самолета с пропеллером. Это наш земляк, который привез из Англии самолет братьев Райт (прим. ред. — два американца, за которыми в большинстве стран мира признается приоритет конструирования и постройки первого в мире самолета) и развлекал жителей города полетами. Об этом я узнал от художника-эмигранта из США, который в перестроечные годы приехал из города Сан-Франциско, с берега речки Русской, где обосновалась диаспора бывших благовещенцев. Как выяснилось, он являлся сыном хозяина механического завода «Чепурин и Афанасьев». Он приехал в Благовещенск посетить места своего детства и Вознесенское кладбище, где покоится его дядя, первый летчик города Благовещенска», — пишет Владислав Афанасьев.
Новые подробности о летчике Чепурине
Как бы то ни было, старинная карточка подарила краеведам новые данные о личности Евгения Чепурина. До сих пор о нем известно чрезвычайно мало.
— Благодаря этой открытке я делаю вывод, что Евгений, как и брат Константин, учился в Бельгии. Был очень образованным человеком. Вы видели, какой у него почерк! Он упоминает жену, ранее о его семье мы ничего не знали, — анализирует карточку Валентина Кобзарь.
О дате и обстоятельствах смерти летчика Чепурина увлеченный краевед узнал из некролога, написанного известным писателем Александром Куприным!
О высоком уровне образования свидетельствует и знание иностранных наречий. Опытному переводчику Ольге Кухаренко пришлось обращаться за помощью к друзьям за границей, чтобы переложить текст на русский. «Открытка написана на красивом правильном французском языке с отдельными словами и выражениями на валлонском языке. Это один из языков Бельгии, распространен в южной ее части, в регионе Валлония. Бельгиец, к которому я обратилась за помощью в расшифровке, предположил, что автор использовал отдельные валлонские слова, чтобы придать несколько хулиганский оттенок своим выражениям. Этот коротенький текст изобилует образными выражениями, и, если б не те хулиганские шутливые вкрапления на валлонском, я бы сказала, что стиль письма возвышенный», — дает оценку Ольга.
Развернувшаяся дискуссия вытащила на поверхность и другие важные факты. Так, долгое время считалось, что Евгений Чепурин умер в 1913 году. Однако энтузиаст Алексей Горлач нашел этому опровержение, перелопатив газетные архивы.
Краевед заметил орден на груди Евгения Чепурина и не поверил, что он погиб в 1913-м.
— Меня заинтересовал портрет Евгения Ивановича Чепурина, где он стоит с орденом рядом с отцом. И когда я прочел о том, что он погиб в 13-м году, понял, что это глупость. Не мог он тогда погибнуть, потому что воевал в Первую мировую войну. Я нашел сведения о его службе и наградах. Евгений призывался офицером в 37-й Сибирский стрелковый полк в октябре 1914 года, когда была объявлена мобилизация. У него два боевых ордена. Судя по документам на второе награждение, он с ранением находился в перевязочном отряде, — делится сведениями Алексей Горлач.
О дате и обстоятельствах смерти летчика Чепурина увлеченный краевед узнал из некролога, написанного известным писателем Александром Куприным! Он был напечатан в амурской газете «Народное дело» в 1917 году.
Из некролога, написанного Александром Куприным:
«9 августа Чепурин собирался ехать на фронт, а 8-го, в понедельник, в 6 часов вечера начал на Гатчинском аэродроме свой блестящий, прощальный полет, в присутствии почти всех офицеров школы. Между прочим, он еще днем сказал своему механику, что в этот вечер он попробует сделать то, на что не отваживался до него ни один человек в мире! Героическая смерть ожидала его тогда, когда ему было только 25 лет, в расцвете молодости, здоровья, красоты, отваги и удачи. В нем очень много потеряла русская военная авиация. Достаточно указать на то, что более 30 летчиков, учившихся под его руководством, в настоящее время летают на истребителях в сфере неприятельского огня и многие из них уже сбили по нескольку немецких аэропланов».
— Александр Иванович Куприн жил в те годы в Гатчине, где находилась военная авиационная школа. Он и рассказал в некрологе о том, что Евгений в 1916 году окончил эту школу, остался инструктором. Погиб в 1917-м во время показательных полетов. Выполнял фигуры пилотажа, не вышел из штопора и врезался в землю, — продолжает краевед.
Краеведам точно неизвестно происхождение старой фотографии, но предположительно она сделана на похоронах летчика Чепурина именно в Благовещенске, на снимке видно фюзеляж самолета.
В одной из старинных газет Горлач наткнулся на выдержки из последнего письма Евгения Чепурина домой. В нем летчик описывает гибель товарищей, не зная, что вскоре сам проживет похожий сценарий.
«На «мертвой петле» аппарат, крылья которого сложились, не выдержал нагрузки, и Робинэ с 1 700 метров полетел вниз. Благодаря мотору в 100 сил и высоте удар получился такой, что мотор вскочил весь в землю, а летчики попали во фруктовый сад. Из Робинэ, сидевшего впереди, стала отбивная котлета, даже сердце выскочило из внутренностей, а убитый механик за минуты падения стал совершенно седой», — писал Евгений.
Могилы Чепуриных утрачены вместе с Вознесенским кладбищем
Писатель Куприн ошибся, утверждая, что летчик Чепурин похоронен в Гатчине. Алексей Горлач отыскал в газете 1917 года объявление о том, что погребение Евгения Ивановича Чепурина состоялось в Благовещенске в сентябре, спустя более месяца после его гибели. Современники обнаружили и другие подтверждения.
Так, в конце 80-х коллектив «Амурского металлиста», готовясь к юбилею завода, нанял историка. Последнему удалось связаться с внучкой Ивана Чепурина в Москве. Экс-директор завода Валерий Бушманов предоставил редакции письмо, написанное ее мужем.
Письмо от потомков Чепуриных, хранившееся на заводе «Амурский металлист».
Из него следует, что тело Евгения перевезли в Благовещенск и предали земле на Вознесенском кладбище. Там же нашли покой глава семьи Иван Чепурин и его сын Евгений. Нельзя обойти вниманием и легенду о могиле с деталями самолета на Вознесенском кладбище, которую выше вспоминает Владислав Афанасьев.
Чепурин — автор первого дальневосточного автомобиля!
И это еще не конец! В книге «Деловой мир Приамурья», изданной «Амурской ярмаркой», лаконично утверждается: инженер Константин Чепурин сконструировал и построил первый на Дальнем Востоке автомобиль. В глобальной сети есть снимок якобы того самого авто… Возможно, быть продолжению повести об этой необыкновенной семье, начавшейся лишь с открытки, которая спустя сто лет таинственным образом вернулась в Благовещенск.
Возрастная категория материалов: 18+
Константин Чепурин-мой прадед. Они действительно собрали автомобиль, самолёт, лодки моторные ещё были. Есть фотографии.Могу поделиться
— Ирина 86очень интересно, ждем продолжения!
— tanita