«Еще и орешницы есть», — раскрывают кулинарные тайны хозяйки кондитерского цеха. Маленькие изящные рогалики девушки-кондитеры делают так, будто плетут кружева. «А вот наши старые новые пирожные», — показывает заведующий производством Александр Прочко на большие подносы, напоминающие яркую полянку в солнечный день: розовые, ярко-желтые, нежнозеленые верхушки бисквитных кирпичиков, хорошо знакомых с детства, но, благодаря выдумке и вкусу кондитеров, заигравших по-новому. Ну и конечно, хлеб. Его здесь пекут разный, но всегда вкусный. Экскурсия по цехам хлебопекарного предприятия наводит на мысль, что о пандемии здесь как будто и не слышали. Но продовольственный рынок тем не менее чувствителен к любому отклонению от нормы. Как непредсказуемость и размах ситуации с коронавирусом сказались на одной из самых социальных и гуманных отраслей, а также о перспективах рынка и планах самого предприятия рассказал в интервью АП завпроизводством «Амурского пекаря» Александр Прочко.
У каждого своя ниша
— Александр Сергеевич, ваше предприятие почти два десятка лет на рынке — это серьезная заявка на долгожительство и большой запас прочности. Поэтому вопрос, который уже стал классикой жанра, — как сказалась пандемия на вас?
— Да практически никак. У нас такая отрасль, которую невозможно остановить. Хлеб — не просто социально значимый продукт. Это продукт питания, который ежедневно должен быть на каждом столе, независимо от того, что происходит вокруг. Поэтому коллектив работает в непрерывном режиме. Ни одного человека не сократили, ни одну позицию не уронили. Кстати, и пандемия наш коллектив особо не задела, видимо, Бог уберег. Объемы, конечно, корректируются. Но тут дело, я бы сказал, не в пандемии, а в потребителях.
— Что вы имеете в виду?
— Ну вот смотрите. Один из наших крупнейших потребителей — Амурский газоперерабатывающий завод. На его строительстве сегодня работают 33 подрядные организации, это около 15 тысяч человек. На первый взгляд, клиент для нас очень выгодный.
— А на второй взгляд?
— И на второй тоже. Другое дело, что объемы заказов от них постоянно меняются. Сегодня они берут одно количество продукции, завтра — другое. А послезавтра у них появляется идея открыть собственную пекарню. (Улыбается.)
Вторая причина, которая постоянно держит в тонусе, — высокая конкурентность нашей отрасли. Сегодня в каждом селе есть хотя бы одна пекарня, выпечкой хлеба занимаются фактически все торговые сети. Хлеба много, и от этого никуда не деться. У потребителя есть выбор, но производителю зайти на уже освоенное поле практически невозможно.
— И как со всем этим бороться?
— Я уже 8 лет в отрасли, есть опыт, наблюдения, и скажу откровенно — в конечном итоге на рынке останутся сильнейшие. Ну и, возможно, те, кто сможет удержать нишу какими-то своими ноу-хау.
— А что в вашем понимании — сильнейшие?
— Это предприятия, способные освоить большой объем производства за сутки.
— Как ваше?
— В том числе. Наше предприятие без особых усилий производит около 5 тонн продукции в сутки. Второй безусловный критерий — качество, это вне всякого сомнения.
Печем как дома
— Почему, как вы считаете, при такой конкуренции в отрасли хлебопечение все равно так популярно?
— За всех не скажу, но в нашем городе сложилась уникальная модель. Население Свободного — примерно 54 тысячи человек. На это количество у нас сегодня работают пять пекарен. И у каждой есть свой покупатель. Кто-то любит и предпочитает нашу продукцию, кто-то — наших партнеров по отрасли. Это абсолютно нормальное явление.
А вот на газовый завод надо 10 тысяч буханок хлеба, поэтому зайти туда могут только единицы. Вот круг и замкнулся. Но соль в том, что если раньше в Свободном сложно было купить вкусное печенье, сушки, пряники, то сейчас всего полно.
— Замечательно, что у «Амурского пекаря» есть все шансы замкнуть на себя крупного потребителя. Но такой вопрос — объемы маленьких пекарен позволяют не просто выдерживать качество, а печь фактически домашний хлеб, пирожки, плюшки, «как у бабушки». Крупным компаниям это сделать, наверное, сложнее? У вас и технологии заточены на большие объемы. То есть в каком-то смысле на массовку.
— А вот мы сейчас пойдем в цех, и вы сами увидите, что у нас в основном ручная работа. И бабушкины рецепты, и рецепты нашего детства. А еще мы постоянно что-то новое придумываем. Если не каждую неделю, то каждый месяц однозначно. Пирожные, печенье… И сразу развозим по потребителям, так сказать, на апробацию. И еще ни разу никто не сказал, что вкус не тот.
— Какие новинки? Что-нибудь новогоднее?
— Нет, Новый год — это, скорее, тематические тортики, которые для горожан стали уже новогодней традицией. А вот, например, чесночная лепешка с колбасой очень полюбилась свободненцам. Или кекс «Брауни». Видели его у вас в Благовещенске, попробовали, решили сделать у себя, только внесли собственные коррективы в рецепт, получилось «Брауни по-свободненски». Да сейчас сами попробуете. (Попробовали и подтверждаем: очень вкусно и действительно по-свободненски. — Прим. авт.) Или вот еще печенье лимонное, только И форма, и содержание на высоте. что, к слову, его девушки отпекли.
Да постоянно что-нибудь придумываем, народ у нас по этой части креативный. Вы спрашивали, почему мы, свободненцы, не опасаемся конкуренции. Да потому что мало кто сегодня делает печенье курабье, отсаженное руками, то есть кондитером, а не автоматом. (Отсаживать — формовать изделия, пропуская через шприц. — Прим. ред.) И если у нас срок годности от 15 до 45 суток, а у привозного «поточно-фабричного» печенья — полгода-год, возникает вопрос: а из чего же оно?
Открыть магазин и завоевать всю область
— Александр Сергеевич, продукция у вас действительно качественная и разнообразная. А как насчет того, чтобы открыть свою кофейню и там под чай и кофе продвигать все свои кулинарные находки, новинки и то, что уже полюбилось покупателю? Есть такая идея?
— А вы знаете, есть! И не идея, а вполне конкретный план. Открыть свой фирменный магазин, где будет всё: и выпечка, и новинки, и кофе, и чай.
— Сколько позиций сегодня производите?
Номенклатура на сегодняшний день — более 360 наименований. Объемы, как я уже сказал, не менее 5 тонн в сутки.
— Распространяете продукцию только по городу?
— Почему же? Помимо потребителей Свободного, есть еще не единожды упомянутый мною ГПЗ, наш Свободненский район, Шимановский, Серышево. Продукция, скажу не хвалясь, везде востребована.
Кстати, Серышево — своего рода индикатор того, о чем мы только что говорили. Раньше мы завозили туда продукцию тоннами, потом там открылись собственные пекарни, но кто нас любит — те остались верны «Амурскому пекарю». Это к вопросу о своем покупателе.
Оборудование новое, кадры проверенные
— Насколько мы знаем, вы постоянно проводите модернизацию цехов.
— Совершенно верно. В ноябре 2019 года полностью модернизировали производство. Не скрою, делали это под предполагаемое увеличение покупательского спроса: город растет, развивается, у нас идет большая стройка, мы сотрудничаем с компаниями, работающими на строительстве АГПЗ. Поэтому к техническому переоснащению подошли очень серьезно, приобрели через лизинг все новое: печи, шкафы-расстойки, тестомесы, мукосеи, тестоделитель.
— И коллектив стабильный, сложившийся?
— Конечно, все местные, все знают свое дело, профессионалы.
— Вы говорите, никого не сократили. А есть желающие трудоустроиться?
— А это сейчас у всех проблема. Все же у «Газпрома», как ни крути, зарплаты выше, с ними трудно конкурировать в этом отношении. Но у нас есть одно весомое достоинство: если к нам и нет очереди на трудоустройство, зато и от нас никто не уходит. Хотя труд пекаря легким не назовешь, не каждый сможет стоять у горячей печи всю ночь. В нашей отрасли работают профессионалы-подвижники. Наверное, это и не надо, чтобы на такое предприятие, как наше, стояли очереди и приходила массовка. Хлеб — он суетности не любит. Не каждому булочка дается в руки, хлебу нужна душа. А еще настроение и любовь. У нас весь коллектив такой.
— Что еще в планах?
— Самое, на сегодняшний день, главное — расширять рынки сбыта.
— Вы этот вопрос, я так полагаю, промониторили — шансы есть?
— Конечно. Во-первых, у нас же есть клиент, о котором я все время говорю. А во-вторых, мы можем расширить логистику в любом направлении, потому что уверены в качестве нашей продукции.
И нарежут, и упакуют
«Сейчас клиент любит все готовое. Поэтому купили специальное оборудование, делаем нарезку для тех, кому это удобно. Во времена моего детства было как? Берешь в магазине теплую буханку и по дороге домой надкусываешь. Сейчас такое не пройдет — буханка должна быть в упаковке, на которой вся необходимая потребителю информация о производителе, составе продукта, сроках годности. Меняются времена, и с ними меняются не только вкусы и нравы, но и правила», — философски резюмирует Александр Прочко.
В канун Нового года — двойные объемы
«Отдыхаем только в новогоднюю ночь, — рассказывает Александр Прочко. — 31 декабря выполняем двойные объемы, чтобы 1 января свежий хлеб был у всех на столе, а наши люди могли встретить Новый год дома, с родными».
Отрасли нужна поддержка
— Ваша отрасль стала центром внимания Правительства РФ, когда зашла речь о господдержке. Ваше предприятие попадает под критерии оказания помощи?
— Попадаем. В конце декабря нам позвонили из регионального минэкономразвития, ознакомили с условиями: не поднимать цену на хлеб. Поскольку на январь цены были уже скорректированы, у нас это условие будет выполняться с февраля. — Понятно, что эти меры вынужденные и временные, обусловленные обстоятельствами.
А какой, на ваш взгляд, должна быть системная поддержка отрасли и нужна ли она?
— Конечно, нужна. Как и любому производству, выпускающему социальный продукт. Возможно, это должны быть налоговые каникулы. Или субсидирование части затрат. Иначе получается диспаритет: мы должны держать цены (что в принципе обоснованно), но наши партнерыпоставщики себя ни в чем не сдерживают: необходимые ингредиенты для выпечки дешевыми никак не назовешь. Когда президент заявил о сдерживании цен на муку, масло, сахар, мы, можно сказать, воспряли. Потом пришло пояснение: эта мера распространяется на регионы, включая Урал. Но Сибирь и Дальний Восток не попадают, так как у нас дорогая логистика. По отношению к нам будут предприняты другие корректирующие меры. Какие — пока не знаем, но надеемся, что и нас не обидят. Ну а в качестве постоянной меры, считаю, нужны субсидии для компенсации части затрат на сырье.
Справка АП
Хлебопекарным предприятиям компенсируют часть затрат, связанных с производством продукции. Размер компенсации составит 2 000 рублей за тонну хлеба и хлебобулочных изделий с коротким сроком хранения (до пяти суток). Для небольших пекарен, которые производят около 15 тонн хлеба в сутки, сумма поддержки составит порядка 1 миллиона рублей за месяц работы. Для крупных, выдающих от 60 тонн продукции в сутки, — более 3,6 миллиона рублей. При этом предприятие, получившее компенсацию, должно зафиксировать цены на свою продукцию.
На правах рекламы
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии