• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

На сколько подорожало

Каждый год амурчане отмечают рост цен. Дорожает все, но больнее всего по карману бьют выросшие цены на социально значимые продукты, без которых практически не обходится ни одна семья. Еженедельный мониторинг продуктов Амурстатом показывает, что в январе отметился незначительный рост цен на молочку. На несколько копеек дорожал творог, на четыре рубля — сыры сычужные твердые и мягкие, на три рубля — масло. В основном это касается ввозимой в регион продукции, но не за горами и поднятие цен амурскими производителями.

— Индекс потребительских цен на товары и услуги за 2020 год увеличился на 7,2 процента, в том числе на продовольственные товары — на 7,6 %. Молоко и молочная продукция подорожали в среднем на 5,7 процента, — говорит начальник отдела сводных статистических работ, региональных счетов и балансов Амурстата Ирина Ремехова. — Так, молоко питьевое и молочный напиток подорожали на 5,91, сметана — на 4,65 процента, кисломолочные продукты — на 2,95, творог — на 1,33 процента, сырки творожные — 1,83 процента, сыр — на 7,54 процента.

Молочку завозят из других регионов

Одним из основных показателей, характеризующих устойчивость продовольственной независимости региона, является уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции. Анализ данных, по словам специалиста, показывает, что уровень самообеспечения молочной продукцией в Амурской области ощутимо снизился: с 92 процентов в 2015 году до 82 процентов — в 2019-м.

5,74

процента составил средний рост цены на молочную продукцию в Амурской области в 2020 году

В то время как ввоз молочной продукции, включая импорт, за указанный период, наоборот, увеличился — с 53,2 до 103,4 процента. То есть вырос почти в два раза. Молочку к нам ввозят из Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Иркутской и Кемеровской областей.

Доля собственного производства молока и молочных продуктов в продовольственных ресурсах в 2019 году составила 54,4 процента (в 2015 году — 62,3 процента). При пороговом значении, принятом в доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, в 90 процентов.

Поставка молока нашими производителями в другие регионы, если брать для сравнения 2018 и 2019 годы, сократилась в пять раз. Показатели 2020 года с учетом всех ограничений, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции, скорее всего, будут еще печальнее.

— Отчеты по ввозу в регион и вывозу из него молочной продукции за 2020 год появятся в сентябре этого года, когда мы получим сведения из Росстата. Но статистика у нас невеселая: вывоз молочной продукции значительно сократился, а ввоз ее к нам заметно увеличился, — замечает Ирина Кузьминична.

Проиндексировали стоимость

Почему ж растет цена на любимую многими молочку? Причин множество. Стоимость таких социально значимых продуктов, как молоко, сметана и сливочное масло, складывается из нескольких составляющих: закупки сырого молока, логистики, расходов на производство и упаковку продуктов, внедрения нового оборудования и программ.

Почему мы недоедаем молока? Самая главная причина — отсутствие достаточно платежеспособного населения.

Отдельным пунктом затрат для переработчиков молока в этом году станет внедрение обязательной маркировки «Честный знак». С января законодатель обязал их регистрировать в этой национальной системе свою молочную продукцию.

Понятное дело, что все понесенные затраты придется заложить в себестоимость товара. Поэтому, например, молочный комбинат «Благовещенский» в новый год зашел уже с новыми ценами.

— Повышение цен на молочную продукцию у нас произошло 26 ноября прошлого года, в среднем она подорожала на 3,2 процента, а молоко и сливочное масло — на 2,8 процента, — комментирует начальник планово-экономического отдела АО «Молочный комбинат «Благовещенский» Наталья Колмогорова. — Рост цены обусловлен несколькими причинами: поднялась цена на основное сырье, в связи с ростом курса евро увеличились расходы на упаковочные материалы (в среднем на 2,5 процента, а на упаковку для молока — на 6,4 процента). Также увеличились расходы на запасные части, сервисное обслуживание оборудования по розливу молочной продукции (у нас запущена новая линия), на вспомогательное сырье — например, закваску для кисломолочной продукции. Кроме того, выросли тарифы на горячую и холодную воду, на различные моющие и дезинфицирующие средства — на отдельные виды вообще до 16 процентов. Еще в связи с пандемией увеличились расходы на защитные средства (маски, перчатки, дезсредства). В ближайшее время мы не планируем увеличивать цену на свою продукцию, но, что будет к концу года, не известно.

Пока сдерживают цены

Как сообщили представители двух других крупнейших производителей молока и молочной продукции в области, им еще удается сдерживать цены на свои продукты.  

—  Цены мы пока не повышали, держим их на прежнем уровне, но это непросто, как вы видите по сложившейся экономической ситуации. Добавился и «Честный знак», который тоже повлияет на стоимость молочной продукции, — объясняет ситуацию руководитель отдела маркетинга ООО «Хладокомбинат-партнер» Николай Баластрик. — Производителей молочной продукции теперь обязали маркировать каждый продукт, а один QR-код стоит 50 копеек. Это помимо того, что оборудование на одну линию обходится почти в 10 миллионов рублей. Затраты, которые несем, мы обязаны заложить в производимый продукт. Факторов, влияющих на это, много — начиная от упаковочного материала, который покупаем за евро, и заканчивая ежегодной индексацией закупочной цены для производителей сырого молока (подсобных хозяйств). А мы, замечу, держим одни из самых высоких цен на закупку молока в области.

Официальный уровень инфляции в стране — 6 процентов, в пределах этого показателя ежегодно повышаются цены на товары и услуги.

«Серышевский производственный комплекс» ценники на свою продукцию в этом году еще не переписывал, но к весне планирует это сделать.

— Причины повышения стоимости нашей продукции — те же самые, что и у других производителей. Это удорожание упаковки и обязательная маркировка молока и готовой молочной продукции на сайте национальной системы цифровой маркировки «Честный знак», — прокомментировали АП на горячей линии предприятия.

Все амурские переработчики признаются, что пандемия коронавирусной инфекции сказалась на снижении объемов реализации молочной продукции. Долгий период времени бюджетные организации — школы и детские сады — полноценно не работали, соответственно, производители не могли поставлять молоко для питания. Но предприятия ищут пути сбыта, стараются находить новых покупателей.

Надои молока постепенно растут

Начальник управления продовольственных ресурсов министерства сельского хозяйства Амурской области Наталья Тюшникова:

— Такие молочные продукты, как молоко, кефир, сметана, творог и масло, входят в социальную потребительскую корзину, поэтому они каждый день должны находиться на прилавке магазинов. Поэтому молокоперерабатывающие предприятия стараются только в крайнем случае увеличивать цены на молочку. Понимая, что молоко и кефир — это первостепенные продукты на столе и у пожилого, и маленького, и у взрослого человека. Свой недополученный доход при повышении цен на ГСМ, электроэнергию и тепло они «разбрасывают» на более дорогие молочные продукты — йогурты, кисломолочные напитки и сыры.  

141,6

тысячи тонн сырого молока было произведено в области в 2020 году

Хватает ли нам сегодня своего молока? Если брать производство сырого молока на душу населения, то, конечно, мы производим меньше, чем необходимо по рациональным нормам потребления. В 2020 году было произведено 141,6 тысячи тонн сырого молока (в 2019 году — 138,1 тысячи тонн), а норма — 250 тысяч тонн.

Всего 55 процентов от нормы закрываем своим молоком. Но мы же не изолированный регион, из других субъектов к нам идет молочная продукция, причем даже та, которую сами не производим, — сгущенное, сухое молоко, сливки сгущенные, сгущенное какао, кофе. Свою продукцию мы тоже отправляем в другие регионы — Приморье, Хабаровский край, Забайкалье, Якутию, где она пользуется большим спросом.

Специалисты считают, что амурским производителям молока есть куда расти, мощности их не загружены на сто процентов.

Усредненно на душу населения Амурская область потребляет 194 килограмма молочной продукции в год на человека (по данным баланса продовольственных ресурсов потребления основных продуктов питания за 2019 год), а должна — 325 кг. Почему мы недоедаем молока? Самая главная причина — отсутствие достаточно платежеспособного населения. Согласитесь, для бюджета пожилого человека, получающего пенсию 10—12 тысяч рублей, ежедневно покупать литр молока, который стоит больше 60 рублей, накладно. Потому мы недоедаем молока и мяса, зато переедаем хлеба и картошки, которую выращиваем на своих огородах. 

К слову, нашим перерабатывающим предприятиям есть куда расти — их мощности не загружены на 100 процентов, они могут производить и больше 200 тысяч тонн молока. Молочная отрасль у нас развивается стабильно. Прирост идет за счет развития крестьянско-фермерских хозяйств. В этом году будет завезено 2 400 голов маточного поголовья. КФХ, которые участвуют в грантах, стараются закупать молочный скот, чтобы получать и молоко, и мясо. Так что, надои будут расти — до 145 тысяч тонн в этом году, думаю, дорастем.


«Амурская правда» в соцсетях:

      

 

Возрастная категория материалов: 18+