Фото: ООО «БСК-ВЗРЫВПРОМ»Фото: ООО «БСК-ВЗРЫВПРОМ»

15 февраля ООО «БСК-Взрывпром» отметит 20-летний юбилей. К этой дате компания подошла с достойным багажом: развиваясь, несмотря на внезапные повороты судьбы, сохраняя кадры и оборудование, расширяя географию работ. Как буквально за одну ночь было принято решение о создании предприятия, почему новая техника поначалу казалась чудом и почему секрет успеха — в сильных духом людях, читайте в материале «Амурской правды».

На размышления дали ночь

Сегодня ООО «БСК-Взрывпром» входит в группу компаний «Взрывпром». А история создания подразделения уходит корнями в 2000 год, когда было принято решение о строительстве железной дороги Улак — Эльга на территории двух регионов — Приамурья и Республики Саха (Якутия). В связи с этим образовалась Балтийская строительная компания «Восток». Для стройки железной дороги предстояло выполнить огромный объем буровзрывных работ — порядка 90—100 миллионов кубов. Поэтому потребовалось создать специализированное предприятие, которое смогло бы взять эту задачу на себя. Так и появилось ООО «БСК-Взрывпром».

— В то время я возглавлял ООО «Магистраль», — рассказывает Константин Рудницкий. — Специализировалось оно как раз на буровзрывных работах. Я организовал эту компанию сам, и она успешно вела деятельность уже три года. Помню, вечером раздался телефонный звонок. Мне поступило предложение, как местному жителю, бамовцу и руководителю «Магистрали», создать предприятие по производству буровзрывных работ в структуре Балтийской строительной компании «Восток». Мне дали гарантии, что новая компания будет загружена объемом работ, получит самостоятельность, то есть никто не будет вмешиваться в процесс, но предприятие сможет рассчитывать на всяческую помощь.

На размышление руководителю дали ночь, в связи с чем выдалась она тяжелая. Он не совсем понимал, что такое Балтийская строительная компания «Восток», но времени вникать не было. Позвонил некоторым своим товарищам в других городах, переговорил с сотрудниками в «Магистрали», посоветовался, проанализировал ситуацию.

— В  итоге мы с коллегами пришли к выводу, что если не я, то все равно кто-то создаст эту компанию, — замечает Константин Абрамович. — Логика была такой: если придет дилетант, не имеющий достаточного опыта или небрежный в работе, может загубить компанию и коллектив, подвести людей, поэтому лучше в чужие руки это дело не отдавать. Утром я дал положительный ответ, объяснив, что на начальном этапе из-за нехватки мощностей на новое предприятие придется привлекать субподрядные организации, и одной из них станет «Магистраль». Мне сказали, что ничего зазорного в этом нет и обозначили три дня, чтобы зарегистрировать организацию и предоставить отчет о ее создании. Название ООО «БСК-Взрывпром» я придумал сам, просто мгновенно, и ровно через три дня был открыт расчетный счет нового предприятия.

Поначалу «в арсенале» была только шариковая ручка

Следующие задачи, которые предстояло решить руководителю, — создание коллектива и оснащение.

— Все, что у нового предприятия тогда было, это шариковая ручка, — делится историей предприятия гендиректор. — Я составил заявку, какая техника и в каком количестве нужна для выполнения планируемых грандиозных работ. Пригласил в штат опытнейших специалистов. Первым сотрудником коллектива стала главный бухгалтер Лидия Иннокентьевна Степанова — очень ответственная, рачительная, профессионал бухгалтерского дела. Затем на должность главного инженера пришел Сергей Михайлович Кузнецов — коренной тындинец, много лет работавший в разных строительных организациях города. Я знал его как хорошего толкового специалиста. Вместе мы начали решать кадровую проблему и в кратчайшие сроки получили все необходимые документы для производства буровзрывных работ.

На субподряд привлекли ООО «Магистраль». Через пару месяцев по заявке начала поступать новая современная техника.

— Мы просто не верили своим глазам, — вспоминает Константин Рудницкий. — Для нас — пацанов, которые до этого момента работали на той технике, с помощью которой строили БАМ, то есть уже старенькой и не на один раз ремонтированной, — это было настоящее чудо! Только буровых установок получили 72 штуки и столько же компрессоров. Десятками приходили специализированные машины по перевозке взрывчатых веществ, вахтовые автомобили, вагончики для создания инфраструктуры. С большим энтузиазмом мы начали строить вахтовый городок. У нас было умение и огромное желание работать, и даже если мы чего-то не понимали, то постигали новый опыт, учились у своих коллег. Самое главное — была уверенность, что мы на правильном пути и все у нас обязательно получится.

Замершая железнодорожная стройка оставила без работы

Строительство железнодорожной ветки Улак — Эльга началось, как и планировалось, в 2000 году и шло высокими темпами.

— Я помню, как на открытие стройки приезжала делегация, в составе которой был министр путей сообщения того времени Николай Аксененко. На станции Улак прошел митинг в несколько тысяч человек. Я такое массовое ликование видел до этого, наверное, лет 30 назад, когда ходил на демонстрации в честь празднования 1 мая и 7 ноября в Советском Союзе, — улыбается Константин Абрамович. — Некоторые даже плакали от радости, осознавая, что в экономически непростой постперестроечный период открылась перспектива, будет работа, а значит, и возможность обеспечивать семью.

Только стройка продолжалась недолго. В декабре 2001 года ее неожиданно прекратили, остановив финансирование.

— Такой вот поворот судьбы для нашего предприятия, как и для многих других. Мы враз лишились объемов и заработка, — продолжает собеседник. — К тому времени ООО «БСК-Взрывпром» уже набрало обороты и нужно было оперативно действовать, чтобы его сохранить. Встретив новогодний праздник, мы поехали строить автодорогу Чита — Хабаровск, где была большая востребованность в буровзрывных работах. На нескольких объектах там уже выполняла заказы «Магистраль». Несколько лет мы были заняты на этой стройке, параллельно искали и брали другие заказы. Сначала на железной дороге, потом пошли газопроводы и нефтепроводы, добавились угольные, старательские и другие объекты. Мы поехали по России-матушке. География работ быстро расширялась: Мурманск, Красноярск, Иркутск, Магадан, Чукотка, Сахалин. Брались за заказы смело, без сомнений в своих силах, потому что у нас хватало специалистов, оборудования и опыта.

Главный ресурс — коллектив

Главной движущей силой ООО «БСК-Взрывпром», по словам руководителя, всегда были и остаются люди. Сегодня в подразделении трудятся 350 человек — это более 30 процентов от общей численности коллектива ГК «Взрывпром». Основной костяк специалистов держится на предприятии много лет.

— Девиз нашего предприятия: «Мы честно дело делаем свое!» — подчеркивает Константин Рудницкий. — И это соответствует действительности. Наши сотрудники — очень сильные духом, волевые люди. В них — колоссальная мощь и энергия, позволяющая уверенно идти вперед и не бояться трудностей. Это касается каждого нашего бурильщика, взрывника, водителя, инженерно-технического работника, сварщика, токаря. У нас каждый — человек с большой буквы и на своем месте. Многие пришли в коллектив еще в период становления предприятия и до сих пор находятся на трудовой вахте. Это очень ответственные и отзывчивые люди, способные самостоятельно принимать решения.

Главный инженер ООО «БСКВзрывпром» Сергей Кузнецов признается: никогда не жалел о том, что 20 лет назад принял предложение Константина Рудницкого трудоустроиться на предприятие и занять должность. Нагрузка всегда была ему по силам, а работа — по душе. Старался быть опорой руководителю, помогать во всем. Отчетливо в память врезались многие моменты из трудовой биографии компании. Один из них — как в первый год деятельности удалось собрать коллектив более чем в 500 человек.

— К нам пришла новая техника в большом количестве, а работать на ней в таких масштабах было некому. В ту пору в стране уже произошел сбой в системе профессионального технического образования. Мы приглашали работать тех специалистов, которые еще не вышли на пенсию после строительства БАМа. Но этого было недостаточно, — вспоминает Сергей Кузнецов. — Обзванивали разные уголки нашей страны и рассказывали людям о предприятии и условиях работы. Получили хороший отклик, начался приток кадров.

Сами готовили бурильщиков

Помимо профессионалов, на предприятие принимали необученных молодых людей, в которых видели перспективу и большое желание освоить новое дело. Здесь пошли по пути опыта стройки БАМа — создали школу подготовки кадров (в этом случае — профессиональных бурильщиков), получили лицензию на образование. В учреждение принимали желающих из Амурской области, Забайкалья, Хабаровского края, и после курсов сроком до трех месяцев выпускали в бой — на практику. 

— Там-то новоиспеченные специалисты проявляли характер, показывали, будет ли из них толк. Ведь труд у них тяжелый, условия суровые. Зимой на улице было минус 40—45 градусов, старая техника замерзала — не могли ее завести и согнать с платформ. В итоге многие новички не выдерживали и уходили, — разводит руками Сергей Кузнецов. — В 2001 году был экономически сложный период в стране, а у нас была стабильность — мы платили зарплату месяц в месяц. Однако даже это не удерживало людей. Сто человек обучим, а после практики остается 15—20. Но зато на тех, кто остался, можно было положиться. Сегодня текучки почти нет, разве что по рабочим кадрам на вахтах, но и этот процесс стараемся стабилизировать.

Компания стала одной из лучших в стране

Два десятилетия в интенсивной динамичной работе для гендиректора пролетели стремительно и плодотворно. «Несмотря на то что были на нашем пути какие-то сложности и трудности, мы продолжали развиваться, нам удалось сохранить коллектив и оборудование, — отмечает Константин Рудницкий. — Более того, со временем мы прочно встали на ноги и смогли технически перевооружиться, закупив импортные буровые станки».

Сегодня «БСК-Взрывпром» работает на более современном уровне, чем 20 лет назад. Автотехники достаточно, есть свои вахтовые городки.

— Что не изменилось с годами, так это любовь к профессии и гордость за свое дело! К сегодняшнему дню — к юбилею — предприятие пришло очень достойно. В настоящий момент мы являемся одним из лидеров в транспортном строительстве в Российской Федерации. Головной офис и производственная база по-прежнему находятся в Тынде, а работаем далеко за пределами Приамурья, у нас есть свои представительства и необходимое количество людей, чтобы вести деятельность в регионах присутствия.


За руководителем — как за каменной стеной

Взрывное дело, по словам главного инженера компании Сергея Кузнецова, это не только физически тяжелый труд. Чтобы правильно выполнять такие работы, нужен огромный багаж знаний. — В первую очередь специалисты изучают особенности местности. Это может быть карьер или выемка, мерзлота, камень, скала и много еще чего, — поясняет Сергей Михайлович. — Поэтому в работе так важен опыт. Много времени занимает сама подготовка — анализируем условия, все нюансы. Исходя из этого, делаем расчеты. А потом заряжаем да взрываем — тут уже все просто.

Главный инженер считает, что определяющую роль в успешном развитии ООО «БСК-Взрывпром» сыграла прежде всего личность руководителя, который взял на себя ответственность за людей и несет ее все эти годы. — Константин Абрамович — очень грамотный специалист, потому что знает взрывное дело с азов. Когда-то сам начинал с должности мастера, получил хороший опыт на многолетней практике. В работе он привык всегда все задуманное доводить до логического завершения, трудолюбивый, целеустремленный, жесткий и требовательный не только к коллективу, но и к себе. А самое главное — порядочный. Я не помню такой ситуации, чтобы когда-то он не рассчитался с организацией или работником. Так что все эти годы коллектив чувствует себя за таким руководителем как за каменной стеной! — уверяет Сергей Кузнецов.

В горняки пошел «за компанию»

Константин Рудницкий родился и вырос в поселке Холбон Шилкинского района Читинской области. В его семье представителей горных дел не значилось. Так что проторенной дороги в профессию не было. На горный факультет в Читинский политехнический институт он пошел учиться, можно сказать, вынужденно. В школе был спортивным парнем, хотел поступать в институт физкультуры. Но судьба распорядилась иначе.

— Меня отправили на соревнования союзного значения в город Пятигорск, я так жестко готовился, что перетренировался и перегрузил сердце, — рассказывает Константин Абрамович. — Специалисты меня обследовали и рекомендовали отдохнуть от спорта несколько месяцев. А в этот период как раз нужно было определяться с будущей профессией и сдавать вступительные экзамены. Мои товарищи-земляки поехали поступать в Читинский политехнический институт, и я с ними за компанию. Экзамены сдал легко, без проблем. Получил профессию горного инженера. По распределению в августе 1986 года приехал работать в Тынду в спецуправление № 87. Прикипел душой к месту и людям, и вот уже 35 лет здесь живу. Считаю столицу БАМа своей второй малой родиной, очень люблю этот город и горжусь тем, что создал группу компаний, которая вносит свою лепту в его экономику. В частности, обеспечивает рабочими местами. А это ведь неразрывно связано с судьбами многих людей, причем не одного поколения.

Константин Рудницкий, генеральный директор ООО «БСК-Взрывпром»:

— От всей души желаю нашей компании как можно больше денежных, достойно оплачиваемых объектов, чтобы они влекли за собой благополучие предприятия и сотрудников. Всем, кто трудится у нас, — крепкого здоровья, веры в свои силы и, конечно же, счастья: оттого, что жизнь продолжается, что есть работа, востребованность и возможность заниматься любимым делом, обеспечивать семью, достойно растить детей и вести их в будущее.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+