• Заглавную роль в фильме «Девятаев» исполнил Павел Прилучный.
  • Кадр из фильма «Девятаев»

Помнить вечно!

Про что этот фильм? Про войну и подвиги на ней, которые совершали советские солдаты и офицеры. Лето 1944 года. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор: вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье: побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь — на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с «Фау-2» — «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Девятаев решает улететь, совершив самый дерзкий побег в военной истории.

— Для меня фильмы о войне — это долг перед тем поколением, которое воевало, — сказал режиссер Сергей Трофимов. — Я воспитан на рассказах о войне и на советском кино о войне и еще не расстался с этим опытом. Это часть меня, и я думаю, что мои дети тоже должны знать об этом. История Девятаева — о невероятной силе духа, которая была у этого человека и у всего его поколения. Мы даже представить себе не можем, что выпало на их долю, что они преодолели. И об этом важно рассказывать молодой аудитории. О том, что подвиг — это не красивое слово и не пустой звук.

Икар XX века

В истории Великой Отечественной войны есть множество удивительных подвигов, многие из которых пока неизвестны. Создатели фильма глубоко погрузились в историю, чтобы снять захватывающий и честный фильм.

8 февраля 1945 года пленный летчик Михаил Девятаев сбежал из фашистского концлагеря с девятью товарищами-заключенными, угнав у немцев бомбардировщик. Уйдя от воздушной погони, узники приземлились на занятых Красной армией польских территориях. Побеги из концлагеря были редки, успешных побегов насчитывается несколько десятков, успешных побегов на самолете — единицы. Случай Девятаева исключителен даже среди них.

— История Михаила Девятаева хоть и не замалчивалась, но долгие годы не была широко известна, — пояснил один из продюсеров фильма Игорь Угольников. — Его подвиг не вошел в пантеон легенд, потому что послевоенный СССР был жесток к героям, прошедшим плен. Путаница с документами — вместо летчика его записали в артиллеристы — в конце 1945 позволила Девятаеву вернуться из фильтрационного лагеря на Родину, но эта же путаница заставила власти считать его если не предателем, то вруном: мол, как мог артиллерист угнать самолет? А если все правда — то как доказать, что не предатель?

Только в 1957-м истории бывших пленных стали публично обсуждаться. И Михаил Девятаев из безвестности перешел в мир славы. А его странная, но правдивая история навсегда осталась для него и гордостью, и бременем. До конца дней — Девятаев умер в 2002 году — герой рассказывал и писал о своем плене и побеге, своим существованием свидетельствовал перед новыми поколениями, что и такие страшные страдания, и такой чудесный подвиг равно реальны и возможны.

Замалчивание подвига было связано с различными причинами, но, вероятнее всего, с тем, что в угнанном самолете была сверхценная документация, касающаяся немецкой программы «Фау-2».

Время пришло

Консультантом фильма был сын Михаила Девятаева Александр — профессор, доктор наук.

Сын Михаила Девятаева Александр (слева) и режиссер фильма Тимур Бекмамбетов.

— Об отце снято более 30 документальных фильмов, — рассказал Александр Михайлович. — Первая лента «Девятаев» появилась в 1961 году, ее снял Алексей Высоцкий, дядя Владимира Высоцкого. Потом были фильмы «Суровая память» — о нескольких военнопленных, которые стали лидерами сопротивления, «Догнать и уничтожить» Ярослава Голованова, после — еще много разных фильмов и телепередач. Об отце много легенд, фейков, нелепиц, которые удобны людям, чтобы доказать какую-то свою правду. К сожалению, мы имеем очень мало реальных документов о том, что представлял собой угнанный самолет и какую информацию отец привез с собой. Много говорили о том, что он все рассказал Сергею Павловичу Королеву, но никаких подтверждающих это документов не существует. Отец умер в 2002 году, и с тех пор я начал плотно заниматься его биографией, а с 2017-го я ушел с кафедры патофизиологии Казанского государственного медуниверситета, где проработал 43 года, и уже все свое время посвятил истории отца. У нас большая семья: дети Михаила Петровича, внуки, правнуки, несколько поколений. И они попросили меня представлять интересы нашей семьи. Любопытно, что моя дочь Диана однажды писала Бекмамбетову в соцсети про историю деда, но это сообщение осталось незамеченным. А через год Тимур участвовал в фестивале мусульманского кино в Казани, и там его будущая жена Наталья Фишман рассказала о судьбе героического земляка. И вот пришло время, и жизнь сама свела нас с этим режиссером...

Выше человеческих сил

Тимур Бекмамбетов, который был режиссером на кинокартине «Девятаев», очень проникся этой историей.

Михаил Петрович Девятаев (8 июля 1917 г. — 24 ноября 2002 г.) — гвардии старший лейтенант, летчик-истребитель, Герой Советского Союза. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике. Родился в поселке Торбеево в Спасском уезде Тамбовской губернии в семье крестьянина и был 13 по счету ребенком. Участник войны с первых ее дней. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей Bell P-39 Airacobra под командованием майора В. Боброва на отражение налета вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова самолёт Девятаева был подбит и загорелся; в последний момент летчик покинул падающий истребитель с парашютом, но при прыжке ударился о стабилизатор самолета. Приземлившись в бессознательном состоянии на захваченной противником территории, попал в плен. Был в четырех концлагерях — последний на острове Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха — крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2». 8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нем побег из концлагеря. Пилотировал его Девятаев.

 

— Некоторые историки говорят, что, если бы Девятаев не угнал тот самолет, не показал бы советскому командованию, где находятся пусковые установки ракет «Фау» на острове Узедом, и мы не смогли бы разбомбить этот остров вовремя, нацистские баллистические ракеты полетели бы на Москву, Париж, Лондон, и война бы приняла другой оборот, — говорит Бекмамбетов. — У немцев были тысячи «Фау». К концу войны их ракеты летали в космос. Благодаря Девятаеву на Узедом был направлен основной удар наших сил, и мы смогли остановить немецкий завод. Самолет, который угнал Девятаев, использовался немцами для контроля за стартом ракет, и в нем содержалась секретная информация, которая оказалась очень полезна для нашей космической программы. Наш фильм построен, если так можно выразиться, на официальных предположениях, но как в точности было на самом деле, не знает никто. Есть много версий, но ни одна из них не подтверждена, кроме той, которую изложил сам Девятаев. Официально так и не было признано, что он угнал самолет. Считалось, что это невозможно сделать — этот самолет был совершенно иначе устроен, им должны были управлять три человека, а не один. И еще при побеге из плена Девятаев весил 36 килограммов. В таком состоянии поднять самолет в одиночку… Никто не знает, как это возможно.

Сыграть героя

Главную роль летчика-героя Михаила Девятаева в этом фильме доверили Павлу Прилучному.

Павел Прилучный на премьере фильма «Девятаев».

— Девятаев — это реальный человек, которого многие знали и у которого живы родственники. Опозориться было никак нельзя, — высказался Павел. — Я начал изучать литературу и источники. К счастью, про него много написано. Потом познакомился с его сыном, он рассказал про какие-то мелочи, тонкости — словечки, поговорочки Михаила Петровича — и мне стало спокойнее. Мне нужно было не только тщательно изучить своего персонажа, но и сильно похудеть. За полторы недели я сбросил 12 килограммов. Это было очень сложно, особенно на площадке, где все постоянно ели горячие бутерброды с колбасой и сыром, и их божественный запах разносился по всей округе.

Самое страшное — за кадром

Съемки фильма были во многом уникальными — и по технической составляющей, когда для съемок полетов пришлось применять различные современные компьютерные технологии, и по психологической, когда пришлось работать над сценами, события которых происходили в концлагере.

Премьера фильма в Москве на Поклонной горе.

— Это не первый фильм, действие которого разворачивается в концлагере, но первый, где мы так подробно видим концлагерный быт, — говорит Александр Девятаев. — Мы немало знаем про мучения в концлагере, но никто не знает, как заключенные брились, как и что ели, как все это выглядело. Фильм рассказывает только про два лагеря, но в действительности отец был в четырех: первые два — это лагеря для летчиков, которые находились в польских городах Лодзь и Хойна. Третий лагерь — Заксенхаузен под Берлином. И наконец, Карлсхаген 1 на острове Узедом. Там было несколько концлагерей, этот непосредственно в Пенемюнде — ракетный центр барона Вернера фон Брауна. Сцены концлагеря в фильме трогают меня больше всего. Когда я приехал на первые съемочные дни — это было в середине февраля — там был кошмарный ливень и ураган, актеры работали часами на улице, это было для них тяжелым испытанием. В таких погодных условиях понимаешь, почему заключенные надевали под робу мешки из-под цемента. Немцы за это их избивали, но они все равно надевали, потому что иначе на пронизывающем ветру на аэродроме было не спастись. Вообще погода зимой в Кронштадте (часть съемок проходила именно там. — Прим. авт.) очень похожа на Узедом: он стоит на том же море, просто с другой стороны, и актеры оказались в условиях, похожих на лагерные, в этом смысле в фильме все очень достоверно.

Но не все сцены про концлагерь вошли в итоговый вариант фильма.

— Мир концлагеря настолько страшный и депрессивный, что это передавалось и съемочной группе, — пояснил Тимур Бекмамбетов. — У нас снято намного больше материала про лагерь, но несколько особенно страшных сцен я из фильма вырезал. Я подумал, что здесь очень важна мера, что нужно дать зрителю эмоционального переживания столько, чтобы ему не захотелось убежать из зала. Все понимают, что такое концлагерь, я не хотел спекуляции зверствами.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Создатели киноленты уверены, что этот фильм должен увидеть каждый.

— В «Девятаеве» в финале есть отличные слова: «Ошибки надо уметь прощать, а подвиги — помнить», — подчеркнул Бекмамбетов. — Для меня это квинтэссенция отношения к памяти о войне и победе. Если мы друг к другу будем относиться как члены одной семьи, друг друга любить, слышать друг друга, быть ответственными — вне зависимости от убеждений, статуса и власти — то такие понятия, как Родина и патриотизм приобретут совсем другое значение и другую ценность. Главное — оставаться людьми. В этом гуманизм всех лучших советских фильмов о войне. Все фильмы о войне, которые я люблю — про то, что на войне испытывается человек, и об отношениях между людьми. Защищать Родину — это твой долг, но ты должен оставаться человеком!


 

Самая большая на Земле война, за Победу в которой страна заплатила самую высокую цену, закончилась 76 лет назад. Казалось бы, давно пора забыть пережитые ужасы, перевернуть эту страшную страницу, но не получается. Потому что тогда придется забыть и о подвиге народа, победившего самое могучее зло XX века, и о подвигах конкретных людей — наших отцов, дедов и прадедов, которые сознательно шли на смерть, добывая для нас эту Победу, а вместе с ней — право на жизнь, право на будущее. Именно поэтому каждый год миллионы людей по всей России (а последние годы — и по всему миру) строятся в Бессмертные полки и идут по мирным улицам с портретами ветеранов войны — своих родных и близких. И именно поэтому каждый год в эти дни мы смотрим фильмы о войне — старые, ставшие классикой, и новые, которые дописывают неизвестные или малоизвестные страницы военной истории, страницы героической летописи страны.

Фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма

Возрастная категория материалов: 18+