Две пятерки — не одна…
— Олег, вы уже 55 лет на сцене. Верите в эти цифры?
— Верю, конечно! Я же прожил эти годы. Парадоксальные некоторые вещи происходят, особенно если про это не задумываешься. В молодости шаг был — пять лет. Например, за это время можно было закончить институт. А когда тебе уже 60, то за эти пять лет в принципе ничего уже не меняется. Просто интересное такое наблюдение. Когда я стал популярным — это 1988, 1989-й — девушки подбегали: «Можно автограф? Мы так любим вашу музыку!» Прошло лет 30 — и тоже такие же молодые девчонки подбегают: «Мама так любит ваши песни! Можно фото?» Прошло еще какое‑то время — уже подходят с гаджетами, просят селфи и говорят: «Бабушка выросла на ваших песнях!» (Смеется.) И тут меня это начинает настораживать: что‑то я уже не такой молодой, как раньше. Хотя в принципе — те же самые гастроли, те же самые залы, отражаешься в глазах десятков, а иногда и тысяч людей. Так и проходит моя жизнь — интенсивно.
— 1968 год, вам 17 лет — и первое выступление, за которое вы начали получать деньги. Помните ваш первый гонорар? И как проходили тогда ваши концерты?
— Я считаю свою творческую деятельность с того момента, как стал получать официально гонорары за свои выступления. Я стал профессиональным артистом — и мне стали платить за это деньги. В родном Калининграде я играл в группе «Атлантик» в местном доме культуры на танцах. И получал тогда 60 рублей — а это были хорошие деньги по тем временам! Для сравнения: старший инженер получал 120 рублей. Но дело не в этом. Именно тогда я написал песню, которая до сих пор популярна, — «Белый снег». Сначала она стала хитом в Калининграде (тогда интернета же еще не было), потом стала хитом в исполнении Валерия Леонтьева, потом я сделал на нее аранжировку и стал снова петь сам. И до сих пор на различных новогодних огоньках меня просят ее исполнить. Вот такой удивительный факт…
Вернусь к началу нашего разговора. Хоть я и занимался тогда музыкой, играл на танцах и получал за это деньги — я учился и окончил Высшее инженерное морское училище в Калининграде, а потом занимался научной работой, ходил в море почти три года, занимался спортом и писал диссертацию. А потом я всё же переключился на музыку полностью.
— А на что тратили первые гонорары?
— На аппаратуру. Микрофоны, гитары и так далее. Всё, что зарабатывал тогда, пока я не женился, тратил на технику! (Смеется.)
— Решили уже, как отмечать будете такую важную дату?
— Концертом. Решил сделать концерт с большим симфоническим оркестром, с хором, солистами Большого театра. Будет Родион Газманов и специальный гость SHAMAN. Идея сделать такой концерт появилась после того как виолончелист Борислав Струлёв вытащил меня на фестиваль классической музыки. Он меня уговорил, сделав несколько классических аранжировок к моим песням. Этот концерт состоялся чуть больше года назад в Белгороде на центральной площади. Ожидалось, что придет около семи тысяч человек, а в итоге было 37 000! И я был счастлив! Это было незабываемо, я буду помнить об этом всю жизнь! Что же касается юбилейного концерта, то в нем будут и старые хиты, и мои новые песни, которые еще ни разу нигде не звучали. И если этот концерт будет успешен, если будет интересна эта история, то я решил: в больших городах есть свои симфонические оркестры, и можно сделать такие концерты как юбилейный тур по российским городам.
Песни как дети
— Подсчитывали, сколько за 55 лет написали песен?
— У меня только новых, записанных в набросках, — около 400 песен. А если я буду все считать, то просто собьюсь. Из них большое количество, которые у всех на слуху долгое время, у нескольких поколений. С одной стороны — хорошо, что у меня песни такие долгожители. С другой стороны — они мешают новые песни показывать. Поэтому стараюсь держать какой‑то баланс: и прежние хиты не забывать, и новые композиции продвигать.
— Кстати, сейчас технологии шагнули далеко вперед. Искусственный интеллект может сам музыку писать. Может, стоит воспользоваться этим?
— Интересная мысль, кстати, надо подумать! (Смеется.) А если серьезно, с одной стороны, искусственный интеллект — это хорошо, с его помощью можно какие‑то вопросы решать. В творчестве он тоже нужен. В мире столько безграмотных песен, что, может быть, лучше пусть их пишет искусственный интеллект — хоть без ошибок будут… Но я свои песни всё же буду писать сам!
«Прошло лет 30 — и тоже такие же молодые девчонки подбегают: «Мама так любит ваши песни! Можно фото?»
— А есть песни, которые вы не любите, но вас постоянно просят их исполнять на концертах?
— Я сам себе все песни сочиняю: и музыку, и стихи. И отношусь к ним как к детям. Как их можно не любить?! Я просто не сочиняю то, что мне не нравится. Есть, конечно, которые самые любимые — это те, которые сейчас написаны. Потом они «вырастают» — и уже как будто не мои, а становятся фактически народными. У меня на отдыхе за границей однажды был такой случай. На острове Родос ко мне подошел один грек, который оказался не грек даже, а казак. Еще в гражданскую войну его родные уехали на этот остров и основали там поселение. Так вот, у его прадедушки была кассета с песней «Есаул». И этот грек, который со мной познакомился, думал, что это народная песня. А я ему доказывал, что это я написал! (Смеется.)
Стимулы к творчеству
— Вы давно под санкциями. 27 стран их ввели против вас. Как вам живется под этим гнетом? Кроме того, у вас же была недвижимость за границей, что с ней?
— У меня две квартиры, говорю всем сразу. Одна — в Юрмале, а вторая — в Италии. Я для себя решил так, что это сопутствующие потери. И я не думаю о том, как их там назад возвращать или нет. Только не пишите, что Олег Газманов лишился всего! (Смеется.) А что касается санкций… Я уже кавалер всех санкций, и меня это очень радует. Если во мне видят угрозу наши западные «партнеры» — значит, я полезен своей стране, и для меня это самое главное. И мне не важно, что меня не пускают в Италию, Латвию и какие‑то другие страны. Главное — что меня пускают в Пензу, Белгород, Санкт-Петербург и так далее… Я всегда писал, пишу и буду писать для своего народа, для своей страны. Меня это вдохновляет. Я, сколько езжу на гастроли, не могу обмануть миллионы людей, которые столько лет меня знают и ходят на мои концерты. Как же я могу куда‑то уехать и сказать: «Это всё неправильно!» Это же дикость какая‑то! Поэтому я очень радуюсь, что меня поощрили санкциями. Это стимулирует хорошую злость в работе!
«Песню «Единственная» я написал для своей любимой»
— Я знаю, что у вас есть песня, в успех которой вы не верили…
— Песня «Единственная». С ней вообще была отдельная история. Я ее написал почти 26 лет назад. Тогда у меня с моей любимой были очень непростые отношения и мы чуть не расстались. Там такие слова: «Не родятся наши дети, не подарят нам цветы…» Но мы так и не расстались — может быть, благодаря этой песне. И дети родились, и цветы мне дарят, и всё у нас хорошо, и любовь даже лучше, чем раньше была. Так вот, моя жена и дети говорят: «О ком тогда эта песня? Надо бы поменять слова!» Но менять что‑то у уже устоявшегося хита — сложное дело. Я долго сопротивлялся — но в итоге сделал это. Чуть-чуть изменил. И получилось, что и дети родились, и ветер исчез. Я эту песню теперь пою на всех концертах. И думаю, что больше обрадовалась не моя семья, а Филипп Киркоров (Филипп Бедросович тоже поет эту песню. — Прим. авт.). Он говорит: «Какое счастье, что ты наконец ее переделал! У меня просто часто ее просят спеть, например на свадьбах. Я уже думал сам поменять, а тут — такое счастье и радость!»
Фото: Вадим Тараканов
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии