Фото: Архив АПФото: Архив АП

Для амурской золотодобычи Чапковский — знаковая личность. Он родился в поселке Соловьевский, его родители трудились на одноименном старейшем прииске. После школы Юрий Константинович поступил в Благовещенский геологоразведочный техникум (ныне политехнический колледж) на специальность «маркшейдерия». После получения диплома в 1959 году вместе с молодой женой Фаиной отправился на работу в Забайкалье — на Хапчерангский горно-обогатительный комбинат. С 1960-го по 1963 год служил в армии, где стал членом КПСС. В 1963 году после демобилизации вернулся в Соловьёвский прииск.

До 1978 года прошел в прииске на дражной добыче от участкового маркшейдера до начальника крупного горного участка. Параллельно заочно учился в Иркутском  политехническом институте и получил диплом горного инженера.

В 1978 году приказом «Амурзолото» назначен на должность директора прииска «Дамбуки», который базировался в поселке Береговой Зейского района. Именно в годы работы Чапковского на предприятии в два раза возросло число драг — достигло 10, практически с нуля был организован высокоэффективный участок горноподготовительных работ, оснащенный мощными современными бульдозерами. В это же время в прииск в дополнение к дражной добыче пришли крупные современные артели старателей. В три раза — до четырех тонн — возросла годовая добыча золота, прииск стал лидером отрасли.Чапковский 16 лет руководил прииском — это были золотые годы предприятия, о которых в поселке вспоминают до сих пор. 

— Прииск строил Береговой, он был у нас на балансе. По старым ценам мы вложили в строительство поселковой инфраструктуры, домов, дорог 19 миллионов советских рублей. Вся ответственность за поселок лежала на плечах прииска, — вспоминал в интервью «Амурской правде» Юрий Константинович. 

В 1990 году Юрий Константинович пришел в большую политику: был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Ярый коммунист, он выступал за сохранение Советского Союза, поэтому в 1993 году участвовал в обороне «белого дома». Чапковский находился в здании Верховного Совета, когда по нему стреляли танки. За свою позицию лишился звания депутата Верховного Совета РФ, поплатился за это и как «красный директор». 

В начале 1994 года после краткого периода борьбы с приисковой оппозицией одного из лучшего руководителя амурской золотодобычи отстранили от должности директора прииска Дамбуки. Это решение стоило прииску будущего: новая команда не смогла сохранить предприятие в 90-х, его практически довели до банкротства, а поселок Береговой — до упадка.

В 1996 году Юрий Чапковский после непродолжительного руководства небольшой старательской артелью избран председателем Зейского райсовета народных депутатов, а с 2008 по 2011 годы являлся депутатом Заксобрания Амурской области. В 2012 году, когда ему было 73 года, жители Берегового избрали Чапковского главой поселка: он победил в первом туре, обойдя 8 конкурентов и набрав около 60 процентов голосов. 

— Зачем я пошел? Я вообще-то и сам думал: за тем, чтобы то место, в котором я прожил больше половины своей жизни, не осталось в таком состоянии, в котором сейчас находится, — с горечью признавался он. — Я имею в виду разруху. Все то золотое время, что я здесь жил и работал директором прииска, ко мне постоянно приходили люди с заявлениями выделить дом на земле. А сейчас люди уезжают, много пустых домов идут под снос. Когда рушится все, что я здесь создавал, — это очень задевает. 

Однако на посту он проработал недолго и ушел по состоянию здоровья. Несколько лет преподавал в Покровском горном колледже компании «Петропавловск» в Зее. Юрий Чапковский был творческим человеком: выпустил несколько поэтических и прозаических сборников, являлся членом Союза писателей России.

— Для меня он был одним из учителей по жизни, требовательным, порой суровым и потому, в конечном счете, справедливым. Да и не только для меня — для многих, это точно! — говорит известный амурский геолог Николай Трубников. — Жизненно активный и потому порой неудобный, умел он собрать вокруг себя и организовать круг единомышленников, но и неприятелей у него было тоже предостаточно. Без этого жизнь пресна, а преснятину Юрий Константинович не любил. Жил и творил он на сумасшедшей скорости. Такой скорости, от которой порою заносит на виражах, но и такой, которая выводит на высокую орбиту.


 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Мне говорили — не пора ли сидеть на печке?»: 73-летний глава Берегового о новой должности, первых жалобах и муниципальном золоте

Возрастная категория материалов: 18+