Фото: БГПУФото: БГПУ

В первом выпуске было 42 человека

В первый год на обучение студенты набирались в два этапа — в сентябре и феврале, по 60 человек в каждом. Прием заявлений велся всего на три отделения: физико-техническое, химико-биологическое и общественно-литературное. В течение года открылись два новых отделения — агрономическое и общественно-политическое — с преподаванием на украинском языке.

9 сентября 1930 года в объявлении о наборе студентов, напечатанном в газете «Амурская правда», сообщалось, что «рабочие, батраки, колхозники, бедняки, середняки и их дети, а также вообще все нуждающиеся будут обеспечены гос. стипендией до 70 рублей в месяц. Кроме того, начиная с первого курса, значительная часть студентов будет законтрактирована». Занятия в вузе начались 16 октября — этот день считается официальным днем рождения учебного заведения.

Сначала институт помещался на третьем этаже бывшей женской гимназии, а менее чем через год переехал в здание школы им. К. А. Тимирязева, которая открылась в бывшей мужской гимназии. В этом здании педагогические кадры готовят по сей день.

Первым директором агропединститута стал амурчанин Владимир Харченко. А первыми преподавателями — Василий Покровский, который преподавал педагогику, математики Леонтий Китанин и Евгений Тихонов, Сергей Семашко вел политэкономию, английский язык — Густав Кук, экономическую географию — Стефан Бухаревич, биологию — Иван Бородин, химию  — Яков Гольдберг, русский язык и литературу — Николай Тополь. Всего к началу занятий в штате числилось 12 преподавателей. К концу первого учебного года количество увеличилось вдвое.

Первые 73 студента педвуза были набраны в основном из числа рабочих и крестьян. Студентам не хватало столов и стульев, а учебные кабинеты поначалу были оборудованы буфетами и гардеробами, купленными у жителей города и в комиссионных магазинах. Ощущался недостаток и в учебных пособиях. Сами учащиеся в первые годы существования института проживали в деревянных домах-общежитиях по 15—20 человек и питались в студенческой столовой, которую обеспечивало продуктами собственное подсобное хозяйство.

В 1933 году в агропединституте состоялся первый выпуск. 42 молодых специалиста получили назначения заведующими отделами народного образования, директорами и преподавателями школ и техникумов на Колыме, Чукотке, Сахалине, Камчатке, в Анадыре, Нижнем Амуре и в других северных районах Дальнего Востока.

Среди первых выпускников был Виталий Закруткин — в дальнейшем известный писатель и литературовед.

«Просим зачислить в ряды бойцов»

«Обнаглевшие кровавые фашисты нарушили границы нашей цветущей Родины. Мы, студентки педагогического института, просим горвоенкомат зачислить нас в ряды бойцов, идущих на фронт защищать любимое Отечество» — такое коллективное заявление, подписанное девушками-студентками института, 27 июля 1941 года опубликовала «Амурская правда».

В течение 1941/42 учебного года было мобилизовано в армию более 10 преподавателей. В тот же учебный год 39 студентов ушли на фронт, в апреле 1942 года добровольно ушли в армию 17 девушек-студенток. Архивные документы хранят приказы по институту с краткой формулировкой: «Отчислить в связи с уходом в РККА».

В институте во время войны действовали курсы медицинских сестер, на которых обучалось 47 девушек. По окончании занятий слушательницы отправлялись на практику в больницы и амбулатории. В качестве народных ополченцев преподаватели и студенты проходили военную подготовку.

В годовых отчетах института военного периода можно найти сведения о том, что в связи с острым дефицитом учительских кадров осенью 1941 года обучение завершили досрочно. Выпуск студентов заметно сократился. Например, в 1943-м число выпускников уменьшилось почти в четыре раза в сравнении с 1941-м. Однако, несмотря на тяготы военного времени, в вузе расширялась учебнопроизводственная база, работали научные кружки.

Наука и творчество

Почти с самого основания вуз начал вести научно-исследовательскую работу. Среди выпускников и преподавателей университета немало тех, чье имя известно сегодня не только в узком научном кругу, но и широкой общественности.

— В 1939 году был подготовлен к печати первый выпуск «Учёных записок». Это были первые шаги в научной работе, — вспоминал впоследствии Федор Цвид.

Но по-настоящему серьезная исследовательская работа началась в вузе в послевоенное время. В этот период большую роль в научной деятельности преподавателей и студентов стала играть краеведческая тематика — вопросы географии, истории, геологического прошлого Приамурья.

Значительный вклад в развитие географической науки и образования в Амурской области внес известный исследователь Николай Шульман, проработавший на кафедре географии более 45 лет и передавший любовь к географии не одному поколению молодых учителей. Всего Николаем Карловичем было опубликовано более 120 научных и научно-методических работ.

Анатолия Лосева, известного ученого, больше 30 лет проработавшего на кафедре литературы БГПИ, в том числе 15 лет возглавлявшего ее, называют основателем литературного краеведения Приамурья. Сегодня имя Анатолия Васильевича носит литературнокраеведческий музей БГПУ.

Еще одним выдающимся преподавателем, оставившим яркий след в истории не только вуза, но и всей Амурской области, стал Вячеслав Белоглазов, создавший прославленный танцевальный коллектив «Ровесники». Среди выпускников и преподавателей вуза с 90-летней историей — немало выдающихся личностей, чей вклад в развитие науки и образования трудно переоценить.

Студенческая жизнь будущих педагогов всегда была неотделима от творческого процесса и реализации собственных талантов. Фестивали художественной самодеятельности, литературные вечера, конкурсы, концерты, встречи и  молодежные праздники, научно-исследовательские кружки — формы вузовской работы с годами претерпевали изменения, отвечая требованиям современности, а учебный процесс постоянно совершенствовался.

Сегодня, спустя 90 лет, университет по-прежнему живет активной научной и творческой жизнью. Преподаватели БГПУ готовят высококлассных специалистов, востребованных в различных сферах деятельности, передавая новым поколениям педагогов свои знания, опыт и любовь к профессии учителя.

Пожар в год 30‑летия и большое строительство

В год своего 30‑летия один из старейших дальневосточных вузов пережил страшный пожар. В огне погибло значительное количество учебного оборудования и литературы. К счастью, усилиями студентов и преподавателей удалось спасти богатейшую библиотеку вуза, дорогостоящие приборы и пособия по физическим и математическим дисциплинам.

— Было принято решение восстановить сгоревший учебный корпус с одновременной его реконструкцией и пристройкой к корпусу центрального здания двух корпусов на 40 тысяч кубометров, — писал в своих воспоминаниях Федор Цвид, ректор института в 1956—1970 годах. Его называли Федором-строителем за непрерывное строительство домов для преподавателей, студенческих общежитий и за восстановление и расширение учебных площадей. После пожара в течение двух лет занятия для студентов велись в основном в вечернее время, в помещениях средних школ и других учеб‑ ных заведений города. В сентябре 1962 года главный корпус был восстановлен. В течение следующих двух лет были построены и приняты в эксплуатацию пристройки к главному корпусу.

В октябре 1980 года институт торжественно отметил свое 50‑летие, а в следующем году был награжден орденом «Знак Почета». У вуза появился свой музей. К полувековому юбилею институт располагал тремя учебными корпусами, учебными мастерскими, агробиостанцией, собственным учебно-спортивным лагерем, столовой с двумя залами и буфетом, медпунктом, физиотерапевтическим и зубоврачебным кабинетами, а также институтским оздоровительным лагерем в районе Песчаного озера. К концу 1980‑х в структуре института было 7 факультетов, 36 кафедр, на которых работало свыше 400 преподавателей, 2 проблемные лаборатории. Подготовка студентов велась по 15 специальностям.

Возрастная категория материалов: 18+