• Фото: Ольга Коржова
  • Фото из личного архива Марии Подручной

Жадные до жизни и впечатлений

Нет, Васе не предложили должность в Москве. Мы не брали ипотеку. Мы просто жадные! До жизни, впечатлений и приключений. Мы проедем больше 50 городов. Замерзнем на Байкале и поплачем (от счастья, конечно) на Алтае. Снимем с высоты птичьего полета чуйский тракт и гейзерово озеро, пообедаем на фоне радужных гор и марсианских пейзажей.

Подумаем, что общего у Амурской области с Забайкальем, узнаем, почему Новосибирск — столица Сибири. Поборемся с клаустрофобией в кунгурских пещерах, попытаемся понять, почему Пермский край назван в честь Пермского периода или наоборот. Сфотографируемся на границе Европы и Азии.

Семья Подручных намерена проехать на машине больше 50 городов России.

Попортим здоровье в Челябинске и потусим пару ночей на музыкальном фестивале в Екатеринбурге и в Уфе. Погреемся на Каспийском море, своими глазами посмотрим на Дагестан и Чечню, потолкаемся локтями на пляжах Сочи.

Вкусно поедим в Краснодаре. Испугаемся огнедышащего дракона под Липецком, восхитимся древнерусским зодчествами на Онеге, потеряемся в туманах Карелии.

Еще у меня есть мысль сделать цикл материалов в стиле нескучного краеведения и рассказать в нем о том, как красива Россия! Хотим рассказывать о людях, влюбленных в такую сложную, разную, холодную и чересчур горячую страну: контрастную и великолепную для жизни!

Чита: город сопок и контрастов

 В Чите повсюду — вездесущие сопки. Куда ни повернешь голову — везде рельефная картинка.

Первой остановкой на нашем пути стала Чита. Я ехала туда с великим предубеждением, что это город беспросветного криминала, взращенного лихими девяностыми и каторжным прошлым. Я думала, там нет места детским площадкам, паркам, простой суетливой городской жизни. Я ошибалась.

В Читу мы ехали вместе с нашей подругой. Она оттуда родом. Ее бабушка — магистр краеведения. Мама — чемпион мира по рассказам о малой Родине. И сама Оля говорит о читинских сопках так, что веришь ей и очаровываешься.

Чита — административный центр Забайкальского края. Поселение основано 368 лет назад. Во времена великого любопытства и безумия. Когда бояре и прочая знать снаряжали отряды и сплавлялись по рекам в поисках… Да ничего не искали. Лишь бы дома не сидеть.

По легенде, сын енисейского боярина с отрядом сплавлялся вниз по реке Ингода среди льдин, пока не наткнулся на сплошной лед. Это был сентябрь. Лед сковал реку, и ребятам, жаждущим приключений, пришлось сойти на берег и построить зимовье, три избы и крепость. Так и случилось начало строительства нового города. Эту легенду оспаривают, как и любую другую в последнее время.

Некоторым очевидно, что эти места и раньше были заселены. Монголами, бурятами и эвенками. Во всяком случае, городские легенды про могилу шаманки дают повод так думать.

Сегодня Чита — это стандартный провинциальный город с кучей проблем, грязным воздухом и криминалом. Но нас приютили, накормили и уложили спать прекрасные люди. Исказили наше представление о городе. Чита нам больше понравилась, чем нет.

Судите сами. Мясо здесь отличного качества и на 30 процентов дешевле, чем в Амурской области. Пейзажи колоритнее из-за вездесущих сопок. Куда ни повернешь голову — везде рельефная картинка.

  В Чите расположен крупный буддийский монастырский комплекс. 

Истории больше. Декабристы и буддисты дерутся за внимание туристов. Тут все очень несладко с туризмом (спойлер: во всей России не сладко), но посмотреть есть на что. В центре города современный парк для взрослых и детей, стильный и красивый.

Говорят, что в Чите полицейских так же много, как и гопников. Я видела только вторых. И то вежливых.

Оля подсказывает, что Чита очень контрастна. Кроме вежливых гопников здесь наследие декабристов и тотальная безграмотность; поля и сопки; мультикультурность и ксенофобия.

На момент прибытия в Читу мы проехали 1 400 километров и потратили 7 000 рублей на бензин.

Бурятия: хоть на край света

Мы сократили наше пребывание в столице Бурятии на сутки, несмотря на то что подъезжали к городу с раскрытыми ртами. Природа этого региона настолько объемная! Я не могла выключить камеру на телефоне и снимала, снимала. Однако в городе человеку, приехавшему просто поглазеть, делать особо нечего. Разве что фотать огромную голову Ленина на главной площади Улан-Удэ.

Давайте расскажу немного о наших субъективных впечатлениях. И пока мы не ушли далеко от площади, скажу, что возле большого брата, который приглядывает за улан-удэнцами, обилие скейтеров, трейсеров и прочей «нечисти». Они крутят фокусы на своих велосипедах и выполняют акробатические этюды на роликах. Ваня впервые видел такое вживую, и ему снесло крышу! У Вани новая мечта — научиться, как они! Весь оставшийся день (а мы хотели успеть многое) сын ныл и просился на площадь — смотреть на этих! 

В тот день я снова убедилась в правильности нашего решения увезти детей и показать им, как бывает. Ване семь, а он только что увидел, что на скейте можно делать сальто.

На главной площади Улан-Удэ стоит огромная голова Ленина.​ Фото предоставлено Марией Подручной

Сам Ленин выглядит впечатляюще. В советские годы я точно была бы послушной девочкой. Во время прогулок по площади, по крайней мере.

Возле города есть красивый дацан на Лысой горе. Он же — знаменитая Улан-Удэнская View Point (площадка). Весь город как на ладони. Сверху хорошо видно, что город в основном малоэтажный, а то и вовсе частный сектор. Деревянных домов по всей столице очень много. И многие сохранились в том виде, каком их задумывали строители. 

Вообще в этом городе все будто из прошлого — дореволюционной империи и сталинского СССР. В центре — большая площадь, здания правительства, министерств, театра и музея — монументальные, размашистые. От этого улицы здесь кажутся пустыми, редкие пешеходы — малюсенькими. Чуть свернешь с главной улицы — там пряничные деревянные домики с резными ставеньками. И всего процентов десять от всех зданий в городе — муравейники, высотные многоэтажки.

Ночевали мы в юрте. В пригороде можно снять круглый деревянный домик за 1 500 рублей за ночь.

Люди в Бурятии очень отзывчивые и добрые. Нам не попался ни один грубый или злой человек. У меня есть теория о том, что в холодных регионах люди греют друг друга теплым отношением. И в Бурятии теория очередной раз она подтвердилась.

Ночевали мы в юрте. В пригороде можно снять круглый деревянный домик за 1 500 рублей за ночь. Это, конечно, не аутентичная юрта с очагом в центре, но высота потолков в полтора метра по диаметру заставила нас почувствовать себя в гостях у малого народа.

И мы подобралось к самому интересному — местной еде. В Бурятии вся кухня кружит вокруг мяса и молочных продуктов. Скота они держат много, ухаживают за лошадьми и коровками усердно. Мясо и молоко у них получается наивысшего качества. Чего только стоит бурятская тушенка. Мы же все закупаемся ею при любом возможности, да?

Итак, что мы попробовали? Позы! В одном из предыдущих выпусков АП в рубрике «Кухня» был опубликован мастер-класс от бурятской бабушки по их приготовлению — «Юрта в пароварке: рецепт настоящих бурятских бууз». Хушуры — это позы, только жаренные во фритюре, почти наши чебуреки. Бухлер — насыщенный говяжий бульон с картошкой и большими нежными кусками мяса.

Все вкусно на 10 баллов в любой придорожной кафешке или ресторане. 

Буряты знают толк в хорошем мясе. В половине амурских заведений есть они бы не стали!

Не знаю, пытаются ли буряты сознательно сохранить свою историю и культуру или региону просто не хватает денег, чтобы закатать все в бетон и стекло и натыкать торговых центров. Так или иначе, Бурятия производит впечатление региона, который долго еще сможет радушно принимать гостей в дацанах и кормить их вкусными позами за клеенчатыми столами.

Бурятия не выпендривается. Они такие, какие есть. И в этом их прелесть. 

Почтамт на улице Бутина в Чите. Здание было построено в 1893 году. Фото: Ольга Коржова

«Мы хотим посмотреть на страну, в которой родились и живем, чуть более подробно, чем нам рассказывают о ней в новостных хрониках».

Продолжение следует.



 

Мария Подручная — известный амурский фуд-блогер и автор постоянной кулинарной рубрики в «Амурской правде». Подписчики из России и не только следят за рецептами, советами и жизнью Маши на ее странице @podruchnayamariya в Instagram.

Возрастная категория материалов: 18+