Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №40 (28982) от 14 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 октября 2021,
среда

Парящие над Ивановкой: благовещенский дельталетчик проводит в небе уникальные экскурсии

Общество

Если ты хотя бы раз, стоя над высоким обрывом, мечтал раскинуть руки и шагнуть вперед, — значит, путешествие на дельталете надолго отложится в твоей памяти. Опытные дельталетчики признаются: эти ощущения не сравнить с полетом на самолете, вертолете, прыжком с парашюта или любом другом способе подняться в небо. Дельтаплан и дельталет дарят возможность не просто летать, но парить и лавировать в потоках воздуха, ощутить себя настоящей птицей. Страшна ли на самом деле экскурсия на дельталете, почему клиентов катают только осенью и в конце весны, как самому «встать на крыло» — «Амурская правда» выяснила у профессионального  дельтапланериста и дельталетчика Виктора Радченко. Амурчанин уже больше десяти лет дает возможность всем желающим увидеть небо с высоты птичьего полета.

«На старт, внимание, от винта!»

Я честно старалась не визжать. Уговаривала себя всю дорогу до Ивановки, а затем — до Дальневосточного аэрокосмического музея, где и базируется сегодня большинство дельталетов амурчан. Крепилась, пока на меня надевали шлем и ветрозащитную куртку, пристегивали ремнем безопасности к сидению и показывали, как правильно держаться. А потом за спиной взревел мотор, дельталет набрал скорость, оторвался от земли, а я сквозь шлем начала орать, что передумала и «верните меня обратно».

300

километров пролетает без дозаправки дельталет Виктора Радченко

Но через пару минут большой испуг сменился огромным восторгом. Эти ощущения действительно очень сложно передать словами. Ты — в воздухе, а воздух — вокруг тебя. Если в автомобиле ты полностью управляешь траекторией движения, находишься внутри, то здесь двигатель работает вместе с потоками ветра, а ты — единое целое с небом. Ощущение свободного полета и безграничной свободы, а еще — невероятно красивые и как будто раскрашенные красками поля, озера и леса — там, далеко внизу.

Стандартное время воздушной прогулки — 20 минут. И этого времени достаточно, чтобы понять, почему дельталетчики вновь и вновь поднимаются в небо.

Мечта длиною в жизнь

С 1987 года Виктор Радченко летает на дельтапланах.

— Наверное, все дети в детстве мечтали научиться летать. Я не был исключением, — делится воспоминаниями председатель амурской областной общественной организации сверхлегких летательных аппаратов «Полет» Виктор Радченко. — Конечно, в Токуре, где я родился, в Мазаново, где прошло детство, о дельтапланах можно было только мечтать. После армии я устроился токарем в «Главамурстрой» в Благовещенске. Узнал, что в городе есть общество дельтапланеристов, тогда оно тоже называлось «Полет». И отправился к ним.

Тогда на группу из 60 человек приходилось три «общественных» дельтаплана. Однако желающих покорить небо это не останавливало. «Дельтаплан — это треугольное крыло на каркасе с подвеской. Подвеску надеваешь на себя, пристегиваешь карабином к крылу, разгоняешься, ловишь поток воздуха — и полетел», — рассказывает Виктор Андреевич.

Ощущения при путешествии на дельталете сложно передать словами: ты — в воздухе, а воздух — вокруг тебя. Двигатель работает вместе с потоками ветра, и ты становишься единым целым с небом. Ощущение свободного полета и безграничной свободы, а далеко внизу — невероятно красивые и как будто раскрашенные красками поля, озера и леса.

Первые полеты длились всего несколько секунд. Ради них дельтапланеристы съезжались со всего города и его окрестностей на лед Чигиринского озера и попеременно «запускали» друг друга по принципу воздушного змея с помощью специальных лебедок и роликов.

— Следующим этапом стала одна сопка в Моховой Пади, очищенная от деревьев и кустарников. Нужно было разбежаться, чтобы крыло заполнилось встречным потоком воздуха, правильно встретить воздушный поток и суметь с его помощью подняться. А затем правильно приземлиться, — объясняет председатель «Полета». — Затем начали выезжать по выходным на одну хорошую гору в районе Свободного. Там время полета уже достигало нескольких минут. Потом, в 1990 году, был Спасск-Дальний: приморцы организовали соревнования. Здесь удавалось лететь до 15 минут. Мы участвовали, смотрели и учились. Затем были поездки в Молдавию, Грузию, Туву, Кемерово, Алма-Ату. Также дальневосточники-дельтапланеристы съезжались в село Лазарево в Еврейской автономии, и устраивали там соревнования, паря с горы высотой 360 метров. 

Большинство любителей полетов сходили с дистанции после первых тренировок, часть отсеивалась через пару месяцев. А те, кто больше не мог жить без неба, искали возможность развивать любимое дело.

Дельталеты незаменимы для аграриев

 Фото: Алексей Сухушин

— В девяностых клуб начал искать возможности зарабатывать средства. Наши ребята ездили по всему Советскому Союзу, обменивались опытом. С Запада России пришло новшество: крыло дельтаплана усиливали и к нему ставили тележку с двигателем. Назвали новый аппарат дельталетом, — вспоминает Виктор Радченко. — С 1992-го мы тоже начали их собирать. Двигатели ставили мотоциклетные: тележки тогда получались легонькие. Сперва одноместные, потом стали и двухместные.

90

километров в час — средняя скорость дельталета во время воздушных прогулок

Обучать полету на новых, по сути, летальных аппаратах амурских энтузиастов было некому. Учились сами, созванивались с коллегами из других регионов. В двухтысячных в западных регионах дельталетчиков начали привлекать к воздушной обработке полей гербицидами. «Двое наших съездили в Ростов-на-Дону, посмотрели, как работают ребята. И мы тоже начали осваивать это направление», — рассказывает руководитель «Полета».

В итоге амурские дельталетчики нашли свою нишу, сумев превратить хобби в заработок: сегодня профессионалы настолько востребованы у аграриев, что в сезон работы — с конца мая по сентябрь — вообще не берут туристов: нет времени. Дельталеты незаменимы, когда наземная техника не успевает обработать поля из-за погодных условий.

— Прокат желающих — это скорее хобби, и занимаемся мы им всего три месяца в году. В разгар работы на полях на это просто не остается времени: мы летаем с рассвета до заката практически без выходных. Нужно за сезон успеть обеспечить себя на зиму, отложить средства на начало следующего летного сезона, — замечает Виктор. — Поэтому туристические вылеты проходят только в сентябре-октябре и начале мая.

Московские крылья и японские двигатели

При этом централизованной услуги амурская общественная организация «Полет» не оказывает. У каждого дельталетчика есть свой аппарат, и на нем он под свою ответственность катает желающих.

— На сегодняшний день в области около 10 дельталетов. Большинство из них базируется здесь, на поле Дальневосточного аэрокосмического музея: у нас есть договоренность с администрацией, — рассказывает председатель «Полета». — Аппараты собираем сами: крылья шьет Москва, иногда заказываем с Украины. Оттуда же идут винты, а Белоруссия делает подходящие редукторы, японцы — двигатели, китайцы — колеса.

В среднем один дельталет обходится хозяину в 600 тысяч рублей. Удовольствие недешевое. Кроме того, аппарат необходимо где-то размещать, перевозить.

— Крыло собирается в шестиметровый пакет. Я его закрепляю на крыше своего X-Trail. А саму тележку креплю сзади автомобиля: она едет на задних колесах, — рассказывает дельталетчик. — Так и ездим. Конечно, это не самое удобное хобби. Но если без неба уже не можешь, выход найдется всегда.

Юридические сложности

Потенциал у воздушных прогулок на дельталете довольно большой: многим желающим приходится отказывать из-за нехватки времени. Но главная проблема — юридические сложности.

— По документам дельталет — единичный экземпляр воздушного судна. Как автомобилю необходим техосмотр, так и дельталету нужно получить СЛГ — свидетельство летной годности. Раньше его делали специалисты профильной федерации: мы приглашали их к себе, оплачивали перелет, проживание и работу. Они осматривали конструкцию и выдавали заключение. Но сейчас федерацию такой функции лишили. А кто должен в таком случае выдать свидетельство — неизвестно. Пока эта проблема не будет решена на законодательном уровне, развивать дельталетный туризм в области невозможно.

Дельталеты незаменимы, когда наземная техника не успевает обработать поля из-за погодных условий. «В разгар работы на полях — с конца мая по сентябрь — мы летаем с рассвета до заката практически без выходных».

Если юридическая проблема будет решена, дельталетчики готовы участвовать в разработке туристических маршрутов. Например, дельталет спокойно может довезти туриста до Муравьевского заповедника и обратно.

Два месяца на учебу

Виктор Радченко: «Пока здоровье позволяет, полеты я не прекращу».

Чтобы научиться самому летать на дельтаплане, необходимо пройти обучение: минимум 10 летных часов. Как правило, это занимает около двух месяцев. При этом в Приамурье живут и профессиональные спортсмены-дельтапланеристы. Звание КМС по этому виду спорта есть и у Виктора Радченко.

50

килограммов весит крыло дельталета. У дельтаплана оно в два раза легче

— Чтобы выполнить норматив, необходимо пролететь около 50 километров. Это вполне реально, если умеешь работать с воздушными потоками. Стартовал с трехсот метров — набирай высоту до тысячи. Средняя скороподъемность — 1—2 метра в секунду. Мой личный рекорд — семь метров, это было в Туве. Ощущения довольно сильные: поднимаешься по спирали, как будто на лифте. Важно зацентровать подъем и не вывалиться из него. Набрав высоту, летишь по маршруту. Затем необходимо пройти поворотную точку, грамотно приземлиться. Скорость крыла гасится встречным потоком ветра. Если попадаешь в попутный — упадешь, потому что перебирать ногами так быстро просто не получится.

 



«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Информацию о путешествиях в Амурской области можно узнать в Туристско-информационном центре по телефону: +7 (4162) 22‑44‑09, WA: +79 146 150 638, ticamur@mail.ru, @amur_travelhttps://visitamur.ru

 

Возрастная категория материалов: 18+

Фото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Материалы по теме

Как мы дошли до ручки: в Благовещенске открывается первый музей калачейКак мы дошли до ручки: в Благовещенске открывается первый музей калачей
Семейная база отдыха проводит курсы digital-детокса на «Михайловских озерах»Семейная база отдыха проводит курсы digital-детокса на «Михайловских озерах»
Амурский сафари-парк: где в Приамурье можно принять «лесные ванны» и покормить лося с руки
Райское место: фермер Роман Матуйзо создает заповедную зону с лотосами под Благовещенском
Таинственные водопады, восхождения и джип-туры: какие маршруты предлагают туристам в Приамурье
Место силы на границе: амурский бизнесмен планирует построить ВИП-турбазу на полуострове
Море тайги зовет: амурчанам предлагают прогулки на катерах по Зейскому морю и походы в тайгу
Лес, и кони, и «Контур»:прогулки с клубом «Контур» помогают по-новому взглянуть на амурскую природу
Чего Google не знает о Благовещенске: Оксана Савченко открывает горожанам и туристам тайны города
Крылья за спиной: аэрокосмический музей в Ивановке готовит новые сюрпризы для посетителей

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
У космодрома Восточный появится новый генеральный подрядчикОбщество
Под Благовещенском Toyota Probox насмерть сбила пешеходаПроисшествия
Краснокнижного беркута привезут в Благовещенск на обследованиеОбщество
До конца года в Свободненском районе ликвидируют все бесхозные скотомогильникиОбщество
Амурчанам предлагают выбрать села для проведения интернета в 2022 годуОбщество
Амурчанка рассказала на НТВ о лейкоме глаза из-за хлорки и алиментах в 15 рублейОбщество

Читать все новости

Общество

У космодрома Восточный появится новый генеральный подрядчик У космодрома Восточный появится новый генеральный подрядчик
Краснокнижного беркута привезут в Благовещенск на обследование
До конца года в Свободненском районе ликвидируют все бесхозные скотомогильники
Амурчанам предлагают выбрать села для проведения интернета в 2022 году
Амурчанка рассказала на НТВ о лейкоме глаза из-за хлорки и алиментах в 15 рублей
Система Orphus