Самую первую авторскую экскурсию Юлия Гоман разработала 3 года назад. Фото: Любовь СоколовскаяСамую первую авторскую экскурсию Юлия Гоман разработала 3 года назад. Фото: Любовь Соколовская

Край золотопромышленников и купцов

Темное прошлое города — довольно интересная тема. Экскурсии с криминальным уклоном проводят в Питере, Владивостоке и других городах. Благовещенску в плане «бурной молодости» тоже есть что вспомнить — как-никак край золотопромышленников и купцов, а там, где деньги, там и соблазны!

Поэтому экскурсовод музейно-выставочного центра «Дом И. А. Котельникова» Юлия Гоман решила разработать авторский маршрут с говорящим названием «По тёмной-тёмной улице». На днях состоялась премьера новой экскурсии, в ходе которой первая группа ступила на скользкую историческую дорожку. И хотя в это время солнце ярко светило, впечатление от посещения мест былой разбойничьей славы нисколько не было испорчено.

Вы будете удивлены, узнав, какое место в городе было самым опасным 100 лет назад. Угол Большой и Мастерской. То есть пересечение Ленина и Шевченко! Похоже, за сто лет мало что поменялось!

Налево пойдешь — кошелек потеряешь

Куда именно повести группу на старте маршрута, решает не гид, и даже не участники, а случай. Доброволец из группы подкидывает игральный кубик, и в зависимости от того, что выпадает — чет или нечет, определяется направление движения.

— Во время разработки маршрута, изучая газеты из фондов краеведческого музея с 1899 по 1917 год, я набрала столько материала, что стало ясно: вместить его в полуторачасовую экскурсию невозможно. Поэтому я придумала «фишку» с использованием кубика. Это не только помогло уместить самый любопытный материал, но и внести нотку непредсказуемости. Кстати, тот, кому экскурсия понравится, может прийти второй раз и, если кубик выпадет иначе, посетить совсем другие места.

Фото: Любовь Соколовская

На кубике выпало четное число, и мы двинулись от Дома Котельникова в сторону Шевченко. Первая остановка — район гостинодворского базара и торгово-промышленной базы «Чурин и Ко» (ныне Центр эстетического воспитания).

В начале прошлого века бойкое это было место! Достаточно нескольких заметок из раздела криминальной хроники тех лет, чтобы проникнуться духом лихолетья. От жестоких разборок между торговцами и покупателями до зверских убийств. Чтобы вовлечь участников в процесс, гид предлагает им примерить на себя разные роли — репортеров, экспертов и обвинителей на судебных процессах.

Фото: Любовь Соколовская

Эпицентр разбоя
 

Вы будете удивлены, узнав, какое место в городе было самым опасным 100 лет назад. Угол Большой и Мастерской. То есть пересечение Ленина и Шевченко! Именно этот район чаще всего встречался в колонке «происшествия». И за сто лет мало что поменялось! По сей день в заведениях, расположенных в этом районе, полицию вызывают с завидной регулярностью!

Улица Мастерская вообще имела недобрую славу. Артельщики после возвращения с приисков спешили прогулять заработанные деньги, после многодневных попоек могли учинить различные непристойности, в качестве развлечения стреляли по случайным прохожим либо до смерти избивали недавнего приятеля.

Газеты тех лет в красках описывают ночные оргии в злачных местах: «Под видом кухарок и горничных скрываются проститутки. Каково приходится мирным жителям и их семьям, проживающим в округе!» Возмущения ли в прессе, либо ходатайства горожан заставили городские власти официально переселить бордели на улицу Безымянную. Сейчас это улица Новая, и самое известное учреждение, расположенное на ней, — кожно-венерологический диспансер: публичные дома закрыли, а «осадочек» остался.

В основу маршрута легли публикации в газетах «Эхо», «Амурский край», «Известия комитета общественной безопасности» за 1899–1917 годы.

«Червонные валеты» на Амуре

Самой известной бандой начала 20-го века в Российской империи были «Червонные валеты». Преступная группировка включала около тысячи участников по всей стране, их нелегальные доходы исчислялись миллионами! Когда верхушку удалось поймать, вся страна следила за ходом судебного процесса.

Из 48 подсудимых — 36 были представителями высших слоев общества. Золотая молодежь развлекалась тем, что придумывала разнообразные махинации. Вряд ли их интересовали деньги, коих у них и так было предостаточно, — дореволюционные мажоры просто спасались от скуки. Увы, забавы за чертой закона, устраиваемые великосветскими баловнями, не канули в Лету, а лишь изменили формы и масштабы.

— Вообще при сборе материала меня не раз посещала мысль, что многие факты можно сравнить с нашим временем. Например, уже сто лет назад технические новинки использовались для получения легкой наживы. Так что современные интернет-мошенники — далеко не новаторы, — делится наблюдениями Юлия Гоман.

Например, в начале ХХ века в Благовещенске объявился свой «комбинатор». «Червонные валеты» — именно так называлась статья, посвященная расследованию преступления с применением телеграфа. Хотя справедливости ради стоит отметить, что «валет», задумавший получить 5 тысяч рублей с «Кунста и Альберса», был один. Второй участник был обычным забулдыгой, выполнявшим роль подсадной утки.

Такой вот «Пассаж»

Фото: Любовь Соколовская

Одно из самых громких экономических преступлений начала века совершили братья Косицыны — сыновья известного купца Григория Прокопьевича, основателя торгового дома «Г. П. Косицын с сыновьями», третьего по значимости в дореволюционном Благовещенске.

Одна из ключевых остановок экскурсии — знаменитый «Пассаж» Косицыных — трехэтажное кирпичное здание, оборудованное паровым отоплением и водопроводом! Пассаж — был построен в пику конкурентам, но не окупился и стал причиной драмы.

Предполагалось, что роскошные помещения будут сдаваться в аренду, однако желающих ее оплачивать не нашлось, семья оказалась на грани банкротства, и тогда старший сын купца решился на немыслимый для молокан шаг — преступление.

В сентябре 1902 года в путь по Амуру отправился пароход Косицыных «Гилюй», груженный, если верить накладным, пушниной, венецианским стеклом, чаем, кровельным железом на 300 тысяч рублей. До пункта назначения судно не доплыло. Но обойдемся без спойлеров! Что произошло с пароходом, в чем обвинили сыновей известного купца и как стороне обвинения удалось доказать их причастность, можно узнать в ходе экскурсии.

Возьми для защиты брелок!

Фото: Любовь Соколовская

Конечная точка маршрута — полицейское управление. Здесь собравшиеся узнают о том, кто охранял правопорядок в Благовещенске в середине 19-го века и как описывали первого полицмейстера современники. А еще гид расскажет, чем закончился эксперимент благовещенского сыскного отделения, основанный на версии «поймать преступника может только преступник».

Ну а чтобы участники экскурсии после всех открытий не боялись ходить по улицам города, автор маршрута по окончании прогулки вручает каждому рекламку из дореволюционной газеты. Желающим обеспечить себе безопасность могут заказать по почте пистолет-брелок «с патронами и сильным выстрелом, прочной конструкции, изящной отделки, всего за 2 рубля» — с пересылкой из Варшавы!

Такой же, но с серебряной отделкой обойдется в 2 руб. 50 коп. Ну и проверенный годами маркетинговый ход: «При выписке 3 штук сразу 60 копеек уступки».

Как хобби превратилось в профессию

Фото: Любовь Соколовская

Самую первую свою авторскую экскурсию Юлия Гоман, журналист по образованию, разработала три года назад, когда о работе в музее и не помышляла. Однако вскоре хобби превратилось в профессию. Устроившись в краеведческий музей, она подготовила для юных посетителей интерактивную экскурсию с элементами кукольного театра по залам природы «Была у зайца избушка», а затем воплотила в жизнь квест «Я не кукла, я живая».

Экскурсия «По темным-темным улицам» рассчитана на аудиторию 16+. Проводиться она будет несколько раз в месяц. Узнать о ближайшей можно из анонсов в соцсетях Дома Котельникова. Запись по телефону 49-44-10.

В музее — без свидетелей

Экскурсионный план в Доме Котельникова наполняется нестандартными форматами. Как вам такая идея — устроить свидание в старинной усадьбе? Индивидуальная экскурсия «Очарованье русской стариной» проводится для пары в отсутствие других посетителей и завершается романтическим чаепитием.