Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №2 (28995) от 20 января 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 января 2022,
вторник

Кто следит за пандусами: Госстройнадзор — о том, как сделать городскую среду доступнее и комфортнее

Общество

Среда, доступная для людей с ограничениями, — требование, с которым сегодня сталкивается любой современный город. И Благовещенск — не исключение. С одной стороны, это фактор инвестиционной привлекательности амурской столицы, а с другой — показатель нашего отношения к людям и самим себе. К сожалению, процесс адаптации проходит с бюрократическим скрипом: несмотря на массив нормативов, одни стремятся оптимизировать расходы, другие — соблюсти требования для галочки. И во всем этом часто забывают о людях, для которых создается «доступная среда», но которые так и не могут преодолеть ее барьеры. Кто следит за пандусами? С этого вопроса мы начали разговор с заместителем начальника инспекции Госстройнадзора Амурской области Людмилой Ирклиенко.

Кто следит за пандусами: Госстройнадзор — о том, как сделать городскую среду доступнее и комфортнее / Среда, доступная для людей с ограничениями, — требование, с которым сегодня сталкивается любой современный город. И Благовещенск — не исключение. С одной стороны, это фактор инвестиционной привлекательности амурской столицы, а с другой — показатель нашего отношения к людям и самим себе. К сожалению, процесс адаптации проходит с бюрократическим скрипом: несмотря на массив нормативов, одни стремятся оптимизировать расходы, другие — соблюсти требования для галочки. И во всем этом часто забывают о людях, для которых создается «доступная среда», но которые так и не могут преодолеть ее барьеры. Кто следит за пандусами? С этого вопроса мы начали разговор с заместителем начальника инспекции Госстройнадзора Амурской области Людмилой Ирклиенко.
Иногда уклон пандуса настолько крут, что самому «колясочнику» по нему не забраться. Фото: yandex.ru

— Людмила Алексеевна, почему в наших городах есть пандусы, на которые колясочника даже в четыре руки не закатишь, а молодая мама, чтобы зайти в здание, вынуждена тащить на себе и ребенка, и коляску? Кто‑то ведь должен это контролировать?

— Инспекция государственного строительного надзора в рамках реализации своих полномочий ограничена. Наша задача — проконтролировать, чтобы все строительные работы выполнялись строго в рамках проекта. Проект проходит экспертизу, включающую в себя проверку на соответствие параметров спроектированных пандусов и других мероприятий по доступности маломобильных групп населения техническим нормам и правилам. Все это в проекте должно быть учтено.

— А если не учтено? Хоть раз строительную компанию заставили переделать пандус, потому что он крутой и неудобный?

— Перепроверять, все ли спроектировано в соответствии с утвержденными правилами по доступности зданий для маломобильных групп населения, мы не можем. Это зона ответственности проектной организации. Когда мы принимаем объект, речь о переделке уже не идет: к моменту завершения строительства все недочеты исправляются. А вот на этапе строительства делаем замечания. Надзор осуществляется в результате выборочных проверок именно визуальным способом.

— Почему только визуальным?

— Потому что у нас отсутствует строительная лаборатория, нет поверенного инструментария и обученного персонала, который бы мог этим инструментарием пользоваться. Все это требует дополнительных процедур. Законодательством предусмотрено, что мы можем осуществлять визуальный контроль. Если видим явное нарушение — уклон пандуса резкий, то к выдаче заключения о соответствии объекта застройщик обязан все устранить.

— Мы говорим о новостройках, а проблемные пандусы часто можно видеть возле старых зданий.

— Тут вот какая ситуация. При возведении новых объектов, которые нам подходят по Градостроительному кодексу, надзор осуществляем мы. По старым жилым домам вопросы доступной среды отслеживает жилищная инспекция, а по всем остальным эксплуатируемым зданиям — в этом плане пробел. Нет за ними никакого надзорного органа, который мог бы проконтролировать, в том числе и качество выполненных мероприятий по обеспечению комфортного доступа для маломобильных категорий.

«Сколько у нас в Благовещенске не просто многоэтажных домов, а высотных зданий — практически везде есть сложности для маломобильных граждан».

На мой взгляд, было бы лучше новое строительство по жилью или другим объектам в Благовещенске вести сразу по проектам, выполненным в рамках комфортной, безбарьерной среды — без всяких порожков, без всяких пандусов, как в центральной России сейчас строят. Все это возможно. Идешь по улице и ровно заходишь на первый этаж в помещение, а дальше, если это многоэтажное здание, пошли уже лифты, эскалаторы. Сколько у нас в Благовещенске не просто многоэтажных домов, а высотных зданий — практически везде есть сложности для маломобильных граждан. Пандусы, какие‑то подъемники придумывают… Не проще ли изначально проектировать и строить именно по безбарьерному подходу.

— Кто должен принимать решение: теперь будем строить в Благовещенске новые здания только так, а не иначе? На уровне губернатора, мэра амурской столицы или, может, Союза строителей Амурской области?

— На мой взгляд, начинать надо с вынесения этого вопроса на рассмотрение общественности. У нас, к примеру, есть «Точка кипения». Можно там обозначить тему «Создание в Благовещенске безбарьерной среды» и пригласить к обстоятельному разговору не только представителей власти — государственной, региональной и муниципальной, но и общественников, специалистов в сфере проектирования и строительства. А дальше, может быть, и на законодательный уровень вывели это все. В чем здесь еще проблема: у нас нет главного архитектора — ни в региональном правительстве, ни в администрации Благовещенска. Это влечет очень много недочетов по проектированию, касающихся красоты амурской столицы, по фасадным моментам и по конструктиву городской застройки, в том числе и в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

Марина Гайдай: «За нас все решают люди на ногах»

Амурчанке Марине Гайдай было 25 лет, когда она лишилась возможности ходить. Но даже более 30 лет в инвалидной коляске не отучили эту сильную женщину говорить о себе: «Иду». Марина возглавляет Амурскую областную общественную организацию граждан — инвалидов «Преодоление», пытаясь решать трудности, которые здоровым людям кажутся совершенно пустяковыми, а для таких, как она, колясочников создают непреодолимые препятствия.

При ремонте улицы Калинина руководство города просило советов по устройству пандусов у Марины Гайдай. Фото: благовещенск.рф

Самое важное на улице — это уклоны, плавность понижений, возможность безопасно и легко добраться от дома до магазина, автобуса, поликлиники, парка. В центре Благовещенска стандартам доступной среды соответствует только одна улица Калинина — ее можно назвать показательной. И еще участок на 50 лет Октября рядом с региональным правительством, где полностью идет плавное понижение тротуара для комфорта и безопасности возрастных пешеходов, молодых мам с колясками и детьми, людей с ограниченными возможностями здоровья.

— Когда ремонтировали Калинина, решили четко следовать сниповским нормам, по которым перепад высот между пешеходной дорожкой и проезжей частью не должен превышать 1,5 сантиметра, — вспоминает Марина Гайдай. — Я так обрадовалась, что эту норму взяли за основу. Но буквально через некоторое время велись работы на перекрестке Ленина — Шимановского, и с одной стороны тротуар свели на нет, а с другой — этого не сделали. В некоторых местах там еще и плитка выбита. Пока на своей электрической коляске я могу на тротуар там забраться и спуститься, а что будет зимой, не знаю.

«Я понимаю, что создаю аварийную ситуацию на дороге. Но мне же надо как-то двигаться, я иду по делам, и у меня просто нет другого выхода».  

Не соблюдены указанные нормы на обновленном перекрестке по Ленина — Политехнической. Невозможно маломобильным гражданам перейти перекресток Зейской — 50 лет Октября в районе Амурской ярмарки. А чтобы преодолеть перекресток Шевченко — Амурской, люди в инвалидных колясках вынуждены выезжать на проезжую часть, рискуя жизнью. «Я понимаю, что создаю аварийную ситуацию на дороге. Но мне же надо как‑то двигаться, я иду по делам, и у меня просто нет другого выхода», — пояснила председатель общественной организации «Преодоление».

Дороги должны быть доступными для всех. Поэтому в состав рабочих групп и приемочных комиссий во многих регионах включают не только профильных специалистов, но и представителей общественности, в числе которых маломобильные граждане. Благодаря их рекомендациям дорожникам становится понятно, насколько ремонт тротуаров, пешеходных переходов соответствует требованиям доступности для людей на колясках.

— У нас налажены контакты с министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области. Почему нас не приглашают, когда завершается строительство дороги и нужно составлять акт приемки, мы не понимаем, — удивляется Марина Гайдай, которая является членом комиссии по доступной среде. — За нас все решают люди на ногах. Но они просто не могут понять масштабы «трагедии» для маломобильного человека. Поэтому мы должны удостовериться: на данном участке дорожники занизили бортовой камень на подходах к проезжей части и тротуарам в соответствии с нормами, а не для галочки. Эти моменты у нас пока еще не отработаны.

К пешеходным переходам действующим законодательством предъявляются следующие требования. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 метра и с уклоном не более 5 процентов, не выступающие на проезжую часть. При этом перепад высот не должен превышать 1,5 сантиметра.

«СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ РАБОТАЕТ ОТВРАТИТЕЛЬНО»

«Социальное такси в «Доброте» перегружено. Когда в Благовещенске появилось еще одно социальное такси, мы так обрадовались. Один из бизнесменов закупил два комфортных автомобиля для маломобильных граждан, деньги выделяются на уровне регионального правительства — 2 тысячи в месяц, но работает это социальное такси отвратительно. Невозможно ничего запланировать — нет стабильности. Поэтому приходится даже на дальние расстояния ехать в инвалидной коляске», — признается Марина Гайдай.

 

 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурские кванторианцы планируют участвовать в разработке бионических протезовАмурские кванторианцы планируют участвовать в разработке бионических протезов
Ограничение на поездки инвалидов в такси отменили в Амурской областиОграничение на поездки инвалидов в такси отменили в Амурской области
Big Data поможет амурским инвалидам: область участвует в международном конкурсе цифровых решений
Амурские инвалиды по зрению впервые получили выплату на собак-поводырей из областного бюджета
Большие дети: в Благовещенске 20-летних инвалидов учат жить самостоятельно, дружить и варить борщи
Инвалидам станет проще получать средства реабилитации
Амурчан научат ухаживать за инвалидами и пожилыми родными
В Приамурье планируют строить центр реабилитации инвалидов
Амурский школьник стал лучшим флористом страны на чемпионате «Абилимпикс»
Амурские инвалиды бесплатно пройдут кинезиотерапию и аквареабилитацию

Новое жилье благодаря соцподдержке приобрели 15 амурских многодетных семейОбщество
Амурчанина за расклейку обнаженных фото бывшей возлюбленной приговорили к обязательным работамПроисшествия
Стартовал студенческий конкурс «Давай научим!» на лучшую концепцию образовательного курсаНовости партнеров
Светофоры с контролерами и детекторами пробок заработали в БлаговещенскеОбщество
В Райчихинске бывшая квартирантка год крала деньги с карты хозяина съемного жилья до его смертиПроисшествия
В Приамурье сохраняется ясная погода без осадковОбщество

Читать все новости

Общество

Новое жилье благодаря соцподдержке приобрели 15 амурских многодетных семей Новое жилье благодаря соцподдержке приобрели 15 амурских многодетных семей
Светофоры с контролерами и детекторами пробок заработали в Благовещенске
В Приамурье сохраняется ясная погода без осадков
Что нужно делать раз в год, и кто в амурской Муравьевке сделал огромные фигуры из снега: утро с АП
В сельской школе Белогорского округа после капремонта стало тепло
Система Orphus