Как художники с запада России создавали уникальный храм в Свободном (фото)
ОбществоУникальные картины о жизни царской семьи Романовых создали лучшие художники страны для храма в амурском Свободном. Авторы проекта обратились к истории города — среди росписей храма, посвященных наследнику престола, есть и изображение с основанием города Алексеевска в день рождения цесаревича Алексея в 1912 году. Аналогов расписанному от крыши до пола зданию на Дальнем Востоке нет — его созданием занимался Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. О том, как расписывали церковь лучшие художники страны — в материале «Амурской правды».
В стиле Древней Руси
2
купола из меди, покрытой 24-каратным сусальным золотом, украшают церковь
Идея о создании храма в Свободном родилась еще в 2013 году, но дело сдвинулось с мертвой точки, когда через три года за проект взялся Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге при финансовой поддержке компаний Группы Газпром. Фонд имеет богатый опыт создания и реставрации крупных культурных объектов в северной столице и других городах, но храм в Свободном — первый на Дальнем Востоке.
Церковь расположена в районе перекрестка улиц Ленина и Репина, рядом с мемориалом Славы. 25 февраля архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан совершил чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новой церкви. На первую службу собрались множество горожан.
— Это большое событие — у нас появился классический православный каменный храм. Особенность в том, что он расписан академической живописью. Таких храмов у нас нет. Но этот стиль близок нашим прихожанам, он более понятен людям, чем канонический, — отметил архиепископ Лукиан и добавил: — Своими силами подобный храм мы не смогли бы построить. Мы безмерно благодарны за бесценный подарок.
В дар храму генеральный директор ООО «Газпром переработка Благовещенск» Юрий Лебедев преподнес икону Казанской Божией Матери. Это работа петербургского мастера Владимира Михайлова, посвященная знаменитому Казанскому собору, храму воинской славы России.
— Деятельность Газпрома направлена не только на экономическое развитие региона, но и на сохранение и развитие духовных и культурных ценностей. Таков традиционный подход компании в регионах, где идет строительство значительных системообразующих объектов, — подчеркнул Юрий Лебедев. — Сюда были привлечены лучшие творческие силы страны, которые накопили богатейший опыт при восстановлении памятников архитектуры. Этот храм станет украшением нашего города.
Больше 30 художников на один храм
Построенное на возвышенности здание выделяется своей архитектурой — оно выполнено в традициях северного зодчества Древней Руси. Автор проекта храма — известный российский архитектор Андрей Анисимов. Он выбрал пcкoвo-нoвгopoдcкий стиль, который отличают минимализм и простые формы.
Над созданием нового храма трудились лучшие реставраторы и мастера страны. Так, колокола привезены из Москвы, а для управления ими установлен электронный звонарь. Всю мебель, иконостас и киоты (рамы под иконы) вырезали из дерева мастера из Белоруссии. Проект освещения храма разрабатывался выпускниками Санкт-Петербургской академии имени А. Л. Штиглица, здесь же создали металлические осветительные приборы.
33,8
метра — высота одноэтажного здания храма. 500 прихожан вмещает церковь
Отдельная большая работа велась по росписи храма. Специальная команда художников из Владимира и Москвы взялась за создание уникальных картин о житии царской семьи Романовых, признанной церковью святыми мучениками. Сначала были разработаны сюжеты росписей, орнаменты, подобраны цветовые решения, а затем созданы эскизы интерьера. До этого пришлось разбирать здание на «запчасти» — выделяя архитектурные членения, а затем наполняя их содержанием. Только на сам проект ушел год, еще полтора — на его воплощение командой опытных художников, которые работали в более чем 15 храмах страны.
— Перед нами стояла задача сделать храм в традициях русского стиля «модерн», конца 19—20 века. Он основан на работах Васнецова, Билибина и других художников, которые использовали в своем творчестве древнерусские росписи. При этом храм должен был быть уникальным и современным, — рассказал один из авторов концепции живописного убранства храма Павел Сорокин. — Главной особенностью внутреннего убранства являются десять композиций на тему жития царевича Алексея, которые мы расположили в центральной части храма. Они написаны в традициях русской реалистической школы живописи. Мы опирались на исторические фотографии и документы, а также просмотрели все храмы того периода — от Владимирского собора в Киеве до храма Пимена Великого в Новых Воротниках и храма Александра Невского в Абастумани. Еще четыре картины — они расположены на клиросе — были написаны на тему защиты русской земли. Одна из них, на наш взгляд, более тесно связана с историей Дальнего Востока. Это композиция, на которой изображен архангел Михаил с иконой Порт-Артурской Божией Матери на фоне гавани Порт-Артур.
Художники, которые наносили картины и орнаменты, приехали в Свободный с западной части страны.
— Первый этап работы прошел во Владимире, где расположены наши художественные мастерские. Сначала мы писали медальоны и фигуры на холстах, — поясняет руководитель бригады художников Александр Дмитриев. — Параллельно шла разметка и расколеровка в храме, а потом непосредственно роспись. Начинаем мы всегда сверху: согласно канонам, в куполе центрального барабана помещается изображение Христа Вседержителя, ниже евангелисты, апостолы располагаются по углам, ниже идут местные святые. Десять композиций житийного ряда семьи Романовых — это холсты, написанные маслом. Проще было бы написать на месте, чем везти их, но в наше нелегкое и пандемийное время приходится все чаще работать так. Стояла задача показать всю красоту православия. Когда убрали леса, мы выдохнули — все получилось так, как мы задумывали.
В работе над росписями было задействовано 25 художников. Часть из них отдельно занималась фонами и орнаментами, также работали и позолотчики. На металлических лесах с деревянными настилами художники находятся в касках и со страховкой — как монтажники.
Картины выполнены маслом и покрыты специальным лаком, а орнаменты нанесены силикатными красками, которые при застывании превращаются в камень.
Около 2 500 квадратных метров составила площадь полотен, нанесенных на стены храма. Перед тем как начать роспись, художники создали 3D-модель.
Еще четыре созданные для амурского храма картины на тему защиты русской земли расположены на клиросе. Центральным элементом стал реально существующий артефакт — меч Тимофея Довмонта. Он является символом защиты Пскова и символизирует связь народа и церкви.
За особые заслуги перед Русской православной церковью ряд благотворителей и строителей храма были награждены Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского разной степени, а также медалями Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть быть».
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Владимир Воропаев
Амурская правда
от 04.03.2022
Материалы по теме
Пора сносить молельные дома сектантов!
И сделать это должны определенные структуры.
— ГурдИзумительный, красивейший храм!
— Гурд
Добавить комментарий
Комментарии
Пора сносить молельные дома сектантов!
И сделать это должны определенные структуры.
— ГурдИзумительный, красивейший храм!
— Гурд