Фото: ГАЗПРОМФото: ГАЗПРОМ

150 тонн важного груза

На пятой технологической линии Амурского газоперерабатывающего завода оживленно и людно. Несмотря на снежную погоду, здесь ожидают важный груз — на железнодорожную станцию Усть-Пера уже прибыла пятая пара ГПА «Ладога». В пути оборудование провело два месяца. Затем негабаритный груз с железнодорожной платформы с помощью крана погрузили на 40-тонный трал и доставили под Свободный. На заводе его снова подцепляют специальными тросами к стреле крана и аккуратно производят разгрузку.

— Это уже пятая линия Амурского ГПЗ, куда доставляется данное оборудование. У «Ладоги» три основных составляющих: рама вспомогательных устройств, турбина и компрессор. Вес каждой детали — от 32 до 64 тонн. После выгрузки мы установим части в ангар закрытого типа и создадим в нем тепловой контур (для работы необходима температура воздуха не менее +5 градусов), после чего начнется вскрытие упаковок и сборка, — поясняет заместитель директора по строительно-монтажным работам АО «НИПИГАЗ» Сергей Лаштаба. — Кстати, кроме самой «Ладоги», на монтаже используют 52 тонны металлоконструкций и 1 500 квадратных метров сэндвичпанелей, а также самые разные вспомогательные системы — всё российского производства.

«От поставки на площадку до пуска в эксплуатацию пройдет от 6 до 8 месяцев. На монтаже будут задействованы специалисты разного профиля, в общей сложности порядка 150 человек», — говорит заместитель директора по строительно-монтажным работам АО «НИПИГАЗ» Сергей Лаштаба.

Под «Ладогу» уже готов специальный ангар с трехуровневым фундаментом — под каждую часть агрегата. Закатываются составные части с помощью специального рельсового пути. Поставляются агрегаты уже в собранном виде — вся «начинка» находится внутри. На месте ГПА нужно смонтировать в специальный кожух шумоглушения и подключить.

Чтобы соединить части «Ладоги», проводится центровка всех его трех частей (рамы, турбины и компрессора) весом в среднем 50 тонн. Их нужно установить так, чтобы разница по раскрытию параллельных поверхностей была тоньше человеческого волоса — только на эту почти ювелирную работу уйдет минимум неделя, поясняют специалисты.

Александр Несов, начальник цеха компримирования газа ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕРАБОТКА БЛАГОВЕЩЕНСК»: — Газоперекачивающие агрегаты «Ладога» полностью автономны: все системы после запуска работают в автоматическом режиме.

Агрегаты, которые доставляют на Амурский ГПЗ, — самые мощные в газотранспортной системе Газпрома. На сегодняшний день Невский завод — единственный производитель стационарных газовых турбин мощностью 32 МВт (ключевое оборудование «Ладоги»).

— Аналогичное оборудование используется в нефтегазовой отрасли страны, мы произвели уже более 80 агрегатов, — говорит руководитель группы специалистов АО «Невский завод» Александр Гостищев. — Для Амурского ГПЗ мы изготовили более мощный по степени сжатия компрессор. Газоперекачивающие агрегаты «Ладога» будут использоваться на всех шести линиях завода — это надежный и долговечный агрегат с низким уровнем выбросов в атмосферу. Также он спроектирован так, что способен выдерживать землетрясения амплитудой до 8 баллов.

Автономный и мощный

4 агрегата «Ладога» обслуживает один оператор: постоянное присутствия человека рядом с ГПА не требуется.

Если говорить максимально просто, то из приходящего по газопроводу «Сила Сибири» природного газа на Амурском ГПЗ извлекают все ценное: гелий, этан, пропан, бутан, пентан-гексановую фракцию. Очищенный же метан компримируют — то есть сжимают, чтобы подать обратно в «Силу Сибири» для транспортировки по восточному маршруту. Для этого и нужны газоперекачивающие агрегаты «Ладога» — ключевое оборудование дожимных компрессорных станций Амурского ГПЗ. Всего здесь введут в эксплуатацию шесть дожимных компрессорных станций (по числу технологических линий завода), на каждой из которых устанавливается по две «Ладоги». Таким образом на Амурском ГПЗ будет 12 ГПА. Десять уже доставлены на предприятие под Свободным, часть из них успешно прошли испытания. В этом году на завод приедут последние два агрегата.

Компрессор ГПА предназначен для транспортировки газа. Он сжимает газ с 1,8 МПа до 6,75 МПа (такое давление испытывают под водой на глубине более 670 метров).

На третьей технологической линии сейчас в завершающей стадии испытания пятой и шестой «Ладог» — прежде чем запустить в работу, проверяется каждая система агрегатов.

Александр Гостищев, руководитель группы специалистов АО «НЕВСКИЙ ЗАВОД»: — Специалисты нашего завода будут оказывать техническую поддержку на всем протяжении работы Амурского ГПЗ.

— Мы находимся на третьей технологической линии на турбине 3-110Б. Она предназначена для транспортировки товарного газа в «Силу Сибири». И это заключительный этап переработки и дальнейшей транспортировки газа на заводе. Проще говоря, без этого оборудования невозможно выполнение главной задачи завода, — демонстрирует уже полностью смонтированный агрегат начальник цеха компримирования газа ООО «Газпром переработка Благовещенск» Александр Несов. — Сейчас здесь проводится заключительная стадия пусконаладочных работ. Проверяется все — вплоть до каждого клапана. Система пуска агрегата оборудована системой автоматического управления. Обратите внимание: каждая система оснащена датчиками, которые следят за работой агрегата в целом. При малейшем отклонении от заданного режима сработает блокировка, и агрегат остановится. Также агрегат оснащен своей системой пожаротушения.

Человеческий фактор в работе агрегатов сведен к минимуму: оператор за пультом одновременно может следить за четырьмя «Ладогами», и постоянное присутствия человека рядом с ГПА не требуется.

Теплообменники доставили из Екатеринбурга

Это не единственное оборудование отечественного производства на Амурском ГПЗ. Так, здесь установлены изготовленные в Санкт-Петербурге спиральновитые теплообменники — они предназначены для нагрева и последующего охлаждения азотно-гелиевой смеси, в результате чего гелий очищается от примесей. Екатеринбургский завод «Уралхиммаш» произвел для Амурского ГПЗ восемь шаровых резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов. Кроме того, на строительстве использовано более 75 % металлоконструкций российского производства: 20 заводов произвели и отгрузили для Амурского ГПЗ 152 тысячи тонн металлоконструкций.

42 миллиарда кубометров газа в год сможет перерабатывать Амурский ГПЗ после выхода на проектную мощность. При полной загрузке ежегодно будет выпускаться 38 миллиардов кубометров товарного метана, 2,4 миллиона тонн этана, 1,5 миллиона тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), 200 тысяч тонн пентан-гексановой фракции, 60 миллионов кубометров гелия. Основным потребителем этана и СУГ будет Амурский газохимический комплекс.

Возрастная категория материалов: 18+