
— Это тяжелая утрата для тех, кто знал его как мудрого руководителя, преданного горожанина и человека, чья жизнь была неразрывно связана со служением людям. Александр Михайлович посвятил многие годы развитию нашего города. Он был не только грамотным хозяйственником и управленцем, но и человеком огромной душевной теплоты, готовым всегда выслушать и поддержать. Память о нем, его делах и доброй душе навсегда сохранится в сердцах благовещенцев, — написал в своем ТГ-канале Олег Гатауллович.
Александр Колядин руководил Благовещенском два срока — с 1996 по 2004 год, сменив на посту Юрия Ляшко. Организаторский талант Колядина, который успешно управлял «Горводоканалом», заметил еще Даниил Кантемиров — экс-председатель горисполкома, руководивший Благовещенском с 1969-го по 1985 год. Он рекомендовал Ляшко взять Александра Михайловича в свою команду, хотя того никогда не интересовала политика. Он был просто хозяйственником — крепким, мудрым, рачительным.
Накануне 165-летнего юбилея Благовещенска журналист «Амурской правды» попросила градоначальников разных лет рассказать, каково это — отвечать за весь город, а также вспомнить о самых тяжелых и счастливых моментах. Александру Колядину город достался в самое трудное время — в период перестройки.
— Я был мэром, но у меня не было ни денег, ни абсолютно ничего. И имея это «ничего», нужно было еще каким-то образом поддерживать внутреннюю инфраструктуру областного центра, — признавался тогда бывший глава амурской столицы Ирине Ворошиловой. — Вторая половина 90-х была самым упадническим периодом для всей постсоветской России, когда экономика достигла дна. Именно в это время я занял пост мэра Благовещенска. В 1996 году дефицит бюджета города официально был 40 процентов, а фактически — все 50. И никаких тебе дотаций, субвенций, трансфертов — ничего подобного не было. Выживайте как хотите! Ельцин пишет указы: ветеранам выделить деньги, предоставить сиротам квартиры и помощь одиноким матерям, а денег-то нет. Указы пишет президент, а люди все идут в администрацию города. Кошмар, что творилось, по большому счету. А еще надо было обеспечить запас топлива, подготовку сетей к зиме. И еще надо выдать зарплату бюджетникам и содержать все муниципальные учреждения — детские садики, школы, больницы…
На вопрос, что было для начинающего мэра самым сложным, Колядин не задумываясь отвечал: «Войти в зиму». Замерзала Якутия, замерзал Хабаровск, особенно катастрофической ситуация была во Владивостоке. Президент даже направил спасать Приморье самого Анатолия Чубайса, который тогда был первым вице-премьером российского правительства.
— И Чубайс нашел топор под лавкой: вместо того чтобы в экстренном порядке увеличить поступление красноярского угля на Дальний Восток, он отдал распоряжение, чтобы весь уголь, который поступает на железнодорожную станцию Свободный, отправляли в замерзающее Приморье. К нам как раз шли вагоны из Красноярска, и все их угнали во Владивосток. А вы — как хотите! Просто чудом тогда вырулили, — удивлялся бывший градоначальник.
Мэру Колядину удалось ни разу не заморозить Благовещенск, хотя ситуации возникали просто тупиковые.
— В те годы межбюджетные отношения были понятные: 50 процентов налогов уходило в Российскую Федерацию, остальное оставалось в регионе. Эти деньги уже распределяли между муниципальными образованиями. Благовещенску оставляли только 5 процентов. Поэтому я ссорился со всеми губернаторами, причем не на жизнь, а на смерть. Приходилось выбивать каждую копейку, — делился с журналистом Александр Михайлович.
В 1998 году к 140-летнему юбилею Благовещенска мэр Колядин решил порадовать горожан: отреставрировали площадь Ленина, фонтан обновили. И первый настоящий фейерверк был — обошелся в 50 тысяч рублей, которые спонсоры дали. Потом эту традицию сохранили.
— Я заскорузлый дальневосточник, не могу долго без Благовещенска. Когда приезжаю к дочери в Москву, максимум могу неделю спокойно вытерпеть — потом хочу обратно, — говорил бывший мэр Александр Колядин, оставившийся после себя целую стратегию развития Благовещенска.
При Александре Колядине в Благовещенске появились:
— кинофорум «Амурская осень», который в 2003 году стал еще и международным — в нем стали принимать участие кинематографисты из Китая;
— начали разрабатывать проект реконструкции набережной реки Амур, который потом продолжила команда Мигули;
— родился международный проект обмена детскими делегациями между амурской столицей и сопредельным Хэйхэ — 600 ребят ездили в Китай. Все было бесплатно!
— было создано ГСТК — предприятие успешно работает в городе по сей день.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии