Обязательное необязательно
— Ситуация, с которой в апреле столкнулись некоторые благовещенцы, когда не смогли самостоятельно оформить электронный полис ОСАГО, на самом деле проблема не только сегодняшнего дня. А последних двух лет, — поделился Илья В. на условиях анонимности. — Тех горожан, кто самостоятельно может оформить электронные полисы, — очень маленький процент, это счастливчики. Остальным же в итоге приходится обращаться к брокерам и агентам.
Например, недавно я помогал женщине, которая в течение двух недель пыталась оформить полис автогражданской ответственности, обращалась в три крупные страховые компании, но ей просто отказывали без объяснения причин. В одной, правда, пояснили, что якобы ее машина старше 2000 года, а они регистрируют только свежие авто.
Но отказ в оформлении полиса ОСАГО — это прямое нарушение закона. ОСАГО оттого и называется обязательным страхованием автогражданской ответственности, что человек должен прийти в страховую компанию и ему по умолчанию должны оформить полис. Не важно — аварийный или предаварийный полис, вчера ли человек получил права или у него 60-летний водительский стаж. Отказывая гражданину, страховые тем самым нарушают закон. Но никто с этим не борется, максимум возмущаемся в своих группах или смеемся над ситуацией.
Черный список страховщиков
Почему машины благовещенцев страхуют как-то избирательно: одним — без проблем, а другим приходится пройти круги ада? Потому что у страховых компаний есть так называемые планы, то есть ряд ограничений по прямым доступам к оформлению полисов.
Допустим, на 9 сельских полисов граждан, прописанных в районах, можно провести только один городской. Если собственник автомобиля прописан в районе, то оформить ОСАГО проще.
Еще есть определенные марки машин, которые находятся в черном списке у страховщиков, следовательно, по ним будет отказ. Например, владельцы грузовиков «Изузу-Эльф», «Титан», «Кантр», «Таун-Эйс» часто были участниками подставных ДТП, врезались в легковушки. Легковые автомобили «Демио», «Куб», «Тиида», «Фунтик», «Аква», «Приус» используются в такси. А «Марк», «Чайзер», «Краун», «Креста», «Глория», «Скайлайн», «Лаурель», «Прогрес» и «Маджеста» популярны у молодежи, которая любит погонять. Тот же «Бревис» — дорогой по ремонту, поэтому не выгоден для страховых компаний.
«Ориентировочно в мае ждем повышения цен на ОСАГО — от 20 до 40 процентов. Вот оно непосредственно связано с санкциями и ростом цен на запчасти».
Также при отборе автострахователей учитывается размер КБМ — это коэффициент бонус-малус, или показатель безаварийного вождения, который рассчитывается для каждого водителя и влияет на стоимость полиса. Например, если человек только отучился в автошколе и получил водительские права, у него КБМ будет равен 1. А, по новым правилам с 1 апреля 2022 года, для расчета полиса ОСАГО применяется коэффициент 1,17. То есть страховые компании не горят желанием таких неопытных водителей оформлять.
Либо другой вариант. К примеру, человек раньше водил авто, а потом забросил, из-за перерыва водительского стажа слетела скидка. И все, он автоматически стал не интересен страховым компаниям. Он пытается самостоятельно оформить электронный полис ОСАГО на сайтах, но у него не получается.
Выдает техническую ошибку
Часто бывает, что сведения о водителе и автомобиле на сайтах загружаются, но полис в итоге не оформляется — программа зависает. Это называется: «Возникла ошибка на стороне страховой компании». Но на самом деле не ошибка возникла, а заблокирован расчет под данной кнопкой параметров. Так, например, делают в одной из страховых компаний — ввиду отсутствия нужного коэффициента у водителя, стажа или скидки страховая забраковывает подачу документов.
Есть компании, например, которые принципиально не страхуют марку «ГАЗ» — «Газели», «Волги». Другие не страхуют сильно мощные машины — от 300 лошадиных сил и выше. Или, наоборот, менее мощные, которые сейчас люди активно покупают, чтобы был меньше налог и расходование бензина, чтобы полис стоил дешевле. Берут себе машину, у которой 48 лошадиных сил. А если у авто мощность двигателя меньше 50 «коней», то там идет понижающий коэффициент для расчета полиса. И, казалось бы, человек должен радоваться: он заплатит за полис не 10 тысяч рублей, а пять. Но в результате получает облом — ни одна страховая компания его просто не принимает. Потому что не хочет так задешево продавать свой полис ОСАГО. И отказ называет «технической ошибкой» сайта.
Убыточный вид страхования
По закону водитель обязан иметь полис автогражданской ответственности, иначе его ждет штраф. Почему же тогда страховые компании всячески стараются избежать автострахователей?
Потому что такой вид страхования, как ОСАГО, — убыточный. В любом регионе. А Благовещенск в черном списке у большинства страховщиков, потому что в амурской столице в свое время было много так называемых подставщиков, которые инсценировали ДТП и получали страховые выплаты.
Кроме того, большинство наших машин — праворульные. Этого страховые компании тоже не любят. Они хотели бы левый руль у машины, чтобы у нее за все время пользования было максимум два собственника, чтобы она была возрастом не старше пяти лет.
То есть большинство наших авто, с точки зрения страховых компаний, — опасны и непригодны для езды. У них там свои стандарты, а мы здесь живем другой жизнью. Дальний Восток — не в сильном сегменте, а наш аварийный Благовещенск и подавно.
Плохой хороший водитель
Недавно делал полис женщине-водителю, у которой вообще все было против нее. Поэтому и в страховых компаниях, и самостоятельно ей не удавалось оформить новый полис.
Дело в том, что у этого автолюбителя был максимально низкий КБМ: раньше — 0,5, а с 1 апреля и вовсе 0,46. Страховые были просто в шоке от того, как дешево стоил ее полис. При этом благовещенка владела «хулиганской» машиной — «Тойотой-Марк II». А по мнению страховщиков, на таких машинах гоняют безбашенные молодые люди. «Носятся по городу со скоростью 150 км, сшибают столбы и всех, кто едет перед ними» — такие есть стереотипы у страховых компаний.
В черном списке страховщиков — легковые автомобили «Демио», «Куб», «Тиида», «Фунтик», «Аква», «Приус». Потому что они используются в такси. А «Марк», «Чайзер», «Краун», «Креста», «Глория», «Скайлайн», «Лаурель», «Прогрес» и «Маджеста» популярны у молодежи, которая любит погонять.
Как говорится, звезды сошлись: гоночная машина и низкий коэффициент за безаварийную езду. Если стоимость полиса равнялась хотя бы 10 тысячам рублей, то страховая еще бы подумала.
Раньше «ноль пятые» водители в любую страховую залетали без проблем. А в последний год очень аккуратные водители, как и водители-новички, считаются проблемными для страховых компаний. Круто, что вы катаетесь без аварий, но не круто, что ваш полис стоит очень дешево. Вот такой парадокс!
Табу на тяжелые грузовики
Из-за такой избирательности страховщиков остались без ОСАГО владельцы грузовиков категории С с грузоподъемностью более 16 тонн (КамАЗы, «Хова»). Если владельцы хотят делать открытый полис, то он сейчас практически нигде не проходит. Потому что страховка на год стоит 40 тысяч рублей. А все устроено так, что «Е-Гарант» не пропускает полисы стоимостью дороже 15 тысяч рублей.
Раньше можно было обойти эту ошибку, оформив страховку на три месяца. Но в связи с новыми повышениями с 1 апреля и добавлениями коэффициентов выросла цена страховки. За три месяца она составляет 20 тысяч рублей. То есть теперь даже таким способом не обойти углы. И люди на грузовиках, по сути, остались без полисов. Это полнейшее безобразие! Выход только один — всячески добиваться от страховой компании выдачи полиса, в противном случае жаловаться на ее бездействие в Центробанк, потом в прокуратуру. Разрешение всей этой ситуации мы ждем в мае.
Пока же все ведет только к одному — росту мошенничества с полисами ОСАГО для грузовиков. Ушлые товарищи будут просто рисовать липовые полисы в графическом редакторе. По роду своей деятельности я нередко сталкиваюсь с тем, что люди покупают фальсифицированный полис, а потом плачут.
Как санкции скажутся
К санкциям нынешняя ситуация с полисами ОСАГО не имеет никакого отношения. С ними будет связано дальнейшее подорожание полисов. Поскольку сейчас существенно подорожали запчасти, а страховые компании еще не обновили свои каталоги под новые запчасти и страхуют по старому тарифу.
Например, по новым ценам автомобиль ударили на 100 тысяч рублей, а страхователю заплатят по ОСАГО только 50 тысяч. Ориентировочно в мае ждем повышения цен на ОСАГО — от 20 до 40 процентов. Вот оно непосредственно связано с санкциями и ростом цен на запчасти.
Как дальше будет развиваться ситуация с получением полиса ОСАГО в областном центре, сложно прогнозировать.
Совет автолюбителям
— Если граждане не могут самостоятельно оформить полис и дело доходит до обращения к какому-нибудь агенту, важно проверить его репутацию, — говорит страховой брокер Илья. — Оптимальный вариант — сарафанное радио. Делать полис нужно только в проверенном месте. Потому что в Благовещенске мошенников хватает, в том числе и в дорогих красивых офисах. Еще посчитайте стоимость полиса в нескольких местах, чтобы видеть реальный ценник. Все берут по-разному за свои услуги, в среднем по городу гонорар брокерам составляет 1,5—3 тысячи рублей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии