• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Ценное приобретение

В прошлом году губернатор Амурской области Василий Орлов обратился к министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой выделить региону ПТС-М. Транспортеры регион хотел использовать во время разных чрезвычайных ситуаций природного характера: для оказания помощи населению в паводки, при тушении лесных пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий. Области пошли навстречу: в мае из Хабаровска в Приамурье на специальных тралах прибыли пять плавающих транспортеров. На их ремонт и техобслуживание, которые проводились на одном из хабаровских ремонтных заводов, из амурского бюджета выделили 19 миллионов рублей.

Транспортеры в Благовещенске брендировали — на них появился герб региона и надпись «Поисково-спасательный отряд Амурская область». А на базе областного поисково-спасательного отряда для управления и обслуживания новой техники специально создали группу из пяти механиков.

«Спустились на воду, почувствовали, что уже не едем, а плывем, — тогда выключаем гусеничный двигатель и включаем винтовой», — рассказывает Юрий Столберов.

Уже неделю транспортеры-амфибии отрабатывают навыки управления и маневрирования гусеничной техникой на вододроме, который принадлежит Дальневосточному высшему общевойсковому командному училищу. Военные любезно предоставили свой учебный объект для водно-полевых испытаний новых ПТС-М.

И едет, и плавает

«Сами сможете залезть на транспортер?» — поинтересовались у представителей пера и микрофона два водителя-механика Юрий Столберов и Андрей Шувалов, которые «объезжали» своего нового водоплавающего железного коня ПТС-М. Ведь нам предстояло забираться на борт спецтехники высотой более двух с половиной метров. Но мы с этим справились.

На разлившейся после дождей Хомутине один из пяти плавающих транспортеров, полученных в мае этого года Амурским центром ГЗ и ПБ, приступил к водным испытаниям. Водители завели движок плавучей ПТС-М, машина громко зарычала и поползла с берега в воду. Несмотря на то, что на гусеничном ходу не сильно разгонишься, российский транспортер-амфибия на суше способен развивать скорость 40 километров в час.

Когда скатились с пологого берега в воду и гусеницы перестали доставать до дна, всем показалось, будто массивная многотонная техника существенно потеряла в весе. Она, как поплавок, легко держалась на воде, хотя и погрузилась в речушку почти наполовину. Наклонись за борт — и зачерпнешь воду рукою. Непривычно громко работал мотор плавающего транспортера, но громкий звук при столь высокой проходимости водители считают пустяковой издержкой.

Непростое управление

Оказавшись в воде и немного проплыв, транспортер как будто бы забуксовал. Но оказалось, что это водитель-механик Юрий Столберов приспосабливается к новой коробке передач — гусеничный ход и винтовой управляются по отдельности.

— Мы пока учимся управлять этой моделью плавающего транспортера, но еще два-три раза проехаться и проплыть на нем — и освоим технику, — признался Юрий Сергеевич. — Здесь органы управления маленько другие. На военной технике они все похожи, но везде свое расположение. Поэтому надо, чтобы руки привыкли и сами находили ручки. У ПТС-ки переключение скоростей и винтов осуществляется отдельно. Спустились на воду, почувствовали, что поднялись как поплавок — уже не едем, а плывем, — и тогда выключаем гусеничный двигатель и включаем винтовой.

Корпус протекает, это неизбежно. Но испытания показали: держит воду нормально, не пропускает. Внутри корпуса стоит большой насос, который сразу откачивает поступающую внутрь транспортера воду.

По словам Юрия Столберова, передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов и подруливающего руля, который управляет самими винтами. Те же могут включаться одновременно с приводом гусениц — это повышает возможности машины при въезде в воду, выезде из нее и движении по мелководью. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании, преодолении крутых подъемов или погрузке неисправной техники.

— Сегодня мы смотрели, насколько протекает корпус — а это неизбежно. Оказалось, нормально держит воду, не пропускает. Кстати, внутри корпуса стоит большой насос, который сразу откачивает поступающую внутрь транспортера воду, — продолжает сотрудник спасательной службы.

Грузоподъемность, проходимость и плавучесть — главные характеристики ПТС-М. Однако к его эксплуатации всё же есть некоторые требования. По словам второго водителя-механика Андрея Шувалова, берег, предназначенный для спуска плавающего транспортера в воду, должен быть не крутым и обрывистым, а пологим. С крутого берега техника тоже сможет спуститься, а вот подняться на него — не всегда.

Сделав круг по воде и проплыв метров сто против течения по Хомутине, транспортер-амфибия выбрался на берег. И мы, пассажиры, тем же способом — через борт — спустились на землю. Качать нас не качало, но еще минут десять наши уши были словно «ватными». Слишком уж громко работали двигатели техники, разработанной, кстати, еще в 1965 году.

Подарок от Минобороны РФ

Четыре плавающих транспортера Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности будут обслуживать несколько территорий Приамурья и базироваться в частях противопожарной службы п. Тыгда Магдагачинского района, п. Февральск Селемджинского района, с. Овсянка Зейского района и с. Иннокентьевка Архаринского района. А пятый останется для «прикрытия» Благовещенского района на случай паводка.

— Во время наводнения 2021 года такая техника хорошо зарекомендовала себя, — комментирует начальник Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности Елена Крикун. — При ухудшении гидрологической ситуации новые ПТС-М будут работать в населенных пунктах, оставшихся без транспортного сообщения. Займутся эвакуацией и перевозкой людей, а также доставкой продуктов питания.

Возрастная категория материалов: 18+