Прилетели…
В аэропорту столицы БАМа вам не предложат даже глотка воды — ее там просто нет. Работники воздушной гавани не понимают, что пассажиры имеют право на информацию о прилете рейса, времени его отправления, сроках и причинах задержки. В аэропорту города Тынды царит профессиональная немота и полное отсутствие информации.
9 сентября угораздило меня лететь рейсом № 75 авиакомпании «СиЛа» Тында —Благовещенск. Вылет рейса по расписанию был заявлен в 9:30.
Вечером 8 сентября на мой телефон приходит СМС-сообщение, компания предупреждает «уважаемого пассажира», что рейс задерживается до 11:00 местного времени. Следом позвонила девушка, подтвердила то же самое и пояснила, что регистрация начнется за полтора часа до вылета.
Главная беда порта и летающих через него пассажиров — это отсутствие профессиональной команды.
Я — путешественник со стажем. Налетал не меньше иного пилота, поэтому приехал в аэропорт Тынды ровно за полтора часа до обещанного времени вылета моего рейса.
Несколько слов про аэропорт. Он типовой, двухэтажный, со свежим ремонтом и просторным залом ожидания.
Главная беда порта и летающих через него пассажиров — это отсутствие профессиональной команды. А когда в авиации трудятся равнодушные и случайные люди — это очень опасно. Очень!.. Небо не прощает разгильдяйства. Даже малейшего.
Итак, обо всем по порядку.
Время 9:30, стойки регистрации и справки черны, как ночь. Ни души, ни звука. Подъезжают «уважаемые пассажиры», кто-то с маленькими детьми, вижу пожилых людей. Все терпеливо ждут.
Проходит не меньше часа. Тишина. Поднимаюсь на второй этаж порта — там ни души. Стучусь в дверь медпункта, где за столом сидит сонная медсестра. Прошу ее спросить у коллег, какая информация по вылету нашего рейса?
Женщина зашла в один из кабинетов, минуты через две вышла оттуда со словами: «Они скоро выйдут и вам все скажут…»
«Они» вышли минут через тридцать, не раньше. Две надменных дамы — эдакие царицы местного неба.
Началась регистрация на рейсы: в этот день из Тынды отправлялись два самолета «СиЛы» — в Хабаровск и в Благовещенск. Прошло еще томительное время после объявления регистрации, начался предполетный досмотр. Сотрудники авиационной безопасности, посмотрите, пожалуйста, камеры видеонаблюдения зоны досмотра за 9 сентября. Там вы много чего интересного увидите.
Что удивило меня, пассажира со стажем.
— Девушка, что у вас в бутылке? — спрашивает специалист досмотра пассажирку.
— Вода, — отвечает та.
Открывают бутылку, содержимое которой нюхает стоящая рядом авиадама. После чего дает добро на провоз жидкости.
Тем временем пассажиры двух рейсов сидят в стерильной зоне порта и с воловьей покорностью ждут вылеты.
Честно говоря, ошалел от увиденного. Такого «на глазок» досмотра не видел никогда и нигде. В таджикском Худжанте, где все друг другу исключительно братья, в аэропорту досматривают на порядок профессиональней. Как известно, правила авиационной безопасности написаны кровью нескольких поколений.
И провоз жидкости объемом больше 100 граммов запрещен! Запрещено — и точка! Никаких понюшек и прочих органолептических вольностей правила не предусматривают! За каждой буквой, даже запятой этих правил — жизни людей. Слышите, жизни!..
Тем временем пассажиры двух рейсов сидят в стерильной зоне порта и с воловьей покорностью ждут вылеты.
Информации о времени прилета рейсов и времени вылета никакой! Наверняка кто-то встречал своих родных и знакомых. Они тоже наслаждались непрофессиональной немотой портовых служб. Хочется пить. В аэропорту стоит аппарат по продаже воды, соков, чипсов и прочей мелочевки.
Он более чем наполовину пуст. Вижу за его пыльной витриной бутылку воды, пытаюсь купить. Тщетно. Аппарат не работает.
Не выдерживаю, спрашиваю у сотрудников службы досмотра: где можно попить воды? Добавляю, что такого отношения к пассажирам не видел с захудалых советских времен.
— Ой, а что вы на регистрации не спросили? Это их вопрос, мы за него не отвечаем. Сами понимаем: это неправильно, что людям попить негде, но вопрос не к нам, — простодушно отвечает служба.
Наконец по рации приглашают «шестую». Приходит дама со стойки регистрации и выдает мне бутылку воды. К слову, рейс в этот день задержали на три часа, пассажирам так и никто не предложил ни глотка воды. Хотя закон обязывает предоставить воду через два часа от времени задержки рейса. Повторяю, купить ее в тындинском аэропорту негде!
Через несколько минут в стерильную зону заходит недовольная тетечка и по-уличному говорит.
Сидим, ждем. Погода хорошая, неизвестность полная. На взлетке стоит одинокий самолетик авиакомпании «СиЛа». Возле трудяги L-410 — ни души.
Терпению подходит конец. Говорю службам, что пассажиры имеют право на главное — на информацию! Спрашиваю, почему за несколько часов ожидания никто не сказал ни слова о задержке рейсов.
Через несколько минут в стерильную зону заходит недовольная тетечка и по-уличному говорит: «Так, информация для всех! Самолет из Хабаровска прилетит через пять минут, на нем летит экипаж, который полетит до Благовещенска. Будем отправлять сразу два самолета: на Хабаровск и Благовещенск».
— Почему вы пассажирам об этом не объявили заранее, а только после моих требований? — спрашиваю я.
— Вам директора аэропорта позвать? — хамством отвечает «авиация».
Говорю: «Зовите!»
Спустя пару минут меня «просят пройти». Высокий мужик в джинсах и пуловере с рацией в руках представился директором тындинского аэропорта.
— Вы не первый, кто спрашивает про воду. Мы купили кулер, но пока его не установили. А то, что не объявляют информацию о вылетах и задержках, так у нас нет представителя авиакомпании «СиЛа», — лепит мне директор.
Стоит отметить, врал: на сайте авиакомпании есть телефон представителя в Тынде.
И плевать директору, что через его порт проходят сотни и даже тысячи пассажиров, которым негде выпить глотка воды.
Товарищи, я клянусь и отвечаю за каждую написанную букву!
Кулер для питьевой воды они купили, а вот установить его не смогли! Вот это станция Дно…
И плевать директору, что через его порт проходят сотни и даже тысячи пассажиров, которым негде выпить глотка воды!
У него, по-видимому, отсутствует понятие, что пассажиры имеют право на своевременную и достоверную информацию о прилете, вылете, задержке рейса. И причинах задержки.
По нему было видно: он до конца так и не понимал, что я от него хочу…
Что регистрация на рейс должна начинаться ровно за полтора часа до вылета, так как это регламентирует перевозчик. И ни минутой позже. Что с пассажирами надо учиться разговаривать. Вежливо и профессионально.
Люди на северах привычны к суровым условиям жизни, часто терпеливы и безропотны. Туда редко заезжают неожиданные и комплексные проверки. Там береза кума кедру…
Все копится годами, пятилетками и десятилетиями. Рано или поздно — прилетит. И за такой «прилет» мы заплатим большую цену.
Боюсь, что бесценно заплатим. Жизнями.