Мистика вогулов, легенды коми-пермяков, нравы камских татар, взаимодействие этносов — этот мир для нас открыл писатель Алексей Иванов в книге «Сердце пармы». И он, этот мир, по своей эпичности, загадочности и завершенности вполне может посоперничать с тем, что придумал Джордж Мартин.
Книга Алексея Иванова повествует об исторических событиях XV века, когда на севере Прикамья жило-было княжество Пермь Великая со столицей в Чердыни. Правил Пермью Великой, или Пармой, князь Ермолай. Фильм начинается с эпизода, когда Ермолай (Александр Горбатов) нанял бесстрашных новгородских ушкуйников выкрасть с капища вогулов их главный идол — «Золотую бабу». Этим запускается маховик несчастий, которые одно за другим повалятся на князя и его удел.
В том, что фильм будет зрелищным, сомнений не было изначально.
На этом ассоциации с «Игрой престолов» заканчиваются и начинается наше, родное, про историческое «собирание земель» под власть Москвы. По сюжету погибшего от вогульских копий Ермолая сменяет повзрослевший Михаил (Александр Кузнецов), которому предстоит защищать Парму, объединяя разные племена под флагом Чердыни и бороться за свою любовь.
В том, что фильм будет зрелищным, сомнений не было изначально, режиссер Антон Мегердичев уже доказал, что умеет снимать такое кино, выпустив «Движение вверх» о баскетболистах — самый кассовый фильм нашего кинематографа.
В отношении «Сердца пармы» были сомнения, не затмит ли зрелищность заложенных в книге идей и смыслов. Но в фильме все сложилось гармонично.
Это кино можно смотреть как историческое фэнтези с магией, колдунами и мифическими существами, с сильной этнографикой, где этносы танцуют или сражаются в национальных костюмах, а в саундтреке перемежаются русская народная «проголосная» песня и горловое пение. Где человек и колдун не могут поделить женщину-ламию (оборотня), для одного она — любовь всей жизни, для второго — часть магического культа.
Фильм можно воспринимать и как реконструкцию жизни княжества Парма, в фильме действуют исторические персонажи — князья Ермолай и Михаил, епископ Иона (Евгений Миронов), прибывший в тайгу крестить язычников, столичный боярин Федор Пестрый (Виталий Кищенко), присланный усмирять парму, не согласившуюся с политикой Москвы, и, наконец, сам царь Иоанн III (в исполнении Федора Бондарчука он очень похож внешне на другого Иоанна — Грозного, с картины Репина).
Обязательно настанет время, когда щедро политая кровью земля будет очищена от ядер, копий и стрел, и на нее вновь вернутся плуг и борона, над ней зазвучит женская песня и зазвенят детские голоса.
Главному герою — пармскому князю Михаилу, которого в фильме чаще называют Миханом (намек на то, что его подданным ближе понятие «хан», чем «князь») — пришлось пережить множество событий на жизненном пути: от боевых и политических триумфов до тюрьмы и сумы, и полного смирения со своей долей, способностью, пройдя круг жизненных испытаний, начать все сначала. И везде Александр Кузнецов убедителен в своей роли.
Конечно, особые чувства вызывает появление на экране сотника Полюда (в его роли — Сергей Пускепалис, память о безвременном уходе которого еще свежа). Полюд — настоящий былинный богатырь, мудрый, смелый и великодушный. Он понимает последствия тех или иных решений, но всегда на стороне своего князя, которому он стал вторым отцом и не раз спасал от и вогульского меча, и от опрометчивого поступка.
Епископ Иона (Евгений Миронов), который приехал из Первопрестольной для духовного преображения иноверцев, а заодно соглядатаем к князю — это постоянная внутренняя борьба, внутренний разрыв между служением Богу и служением московскому царю, между бескомпромиссным насаждением православия и жалостью к язычникам.
Иона — максималист, он поначалу не понимает, как в ограде церкви могут стоять деревянные идолы и зачем прихожане, еще вчера поклонявшиеся «Золотой бабе», мажут ягодами губы ликам на иконах. Никак не дается ему этот диалог культур на границе двух цивилизаций.
Но когда не получается утвердить на куполе храма огромный крест, он соглашается и на малый, и с привязанным к спине деревянным крестом в грозу все же лезет на колокольню — непорядок, когда церковь совсем без креста. На мой взгляд, один из самых сильных образов в фильме.
И конечно же, это кино можно смотреть, как рассказ о роковой любви, попавшей под пресс исторических обстоятельств, возникшей на стыке двух разных миров, христианского и языческого, реального и мистического. Вогулка Тиче (кинодебют актрисы Елены Ербаковой, до 2020 года работавшей в русском драматическом театре Улан-Удэ) колдовски прекрасна, мы бы и так поверили в ее магические способности, не обязательно было то и дело превращать ее в белую рысь.
Но больше все-таки картина получилась о том, что при цивилизационных процессах земля скрепляется кровью, а люди, будь то князья, епископы, храмоделы, рыбари или пахари — лишь солдатики на огромном поле брани или пешки в шахматной игре, которую ведет ее величество История. Ее колесница в любом случае проедет по всем, ведь ее ход неизбежен и неостановим.
И обязательно настанет время, когда щедро политая кровью земля будет очищена от ядер, копий и стрел, и на нее вновь вернутся плуг и борона, над ней зазвучит женская песня и зазвенят детские голоса.
Возрастная категория материалов: 18+
Уважаемая Юлия, здравствуйте! Доброго здоровья и всем читателям «Амурской правды»!
Я фильм не смотрел. Но имею представление о нём по НАЗОЙЛИВОЙ, АГРЕССИВНОЙ РЕКЛАМЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ! И эта назойливая и агрессивная реклама меня убеждают: создателям фильма требуется возместить затраты на его постановку. Которые (затраты), если верить рецензии в «Литературной газете», составляют порядка 500 МИЛЛИОНОВ рублей.
Кроме сведений финансового порядка, моя любимая «Литературка» в рецензии проводит и тщательный КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ. И этот анализ, в целом, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. «Литературная газета» в открытом доступе, читайте. И я, честно говоря, ожидал от Юлии своего рода диалог, полемику с «Литературной газетой». Этого не произошло.
Извините, но к профессиональным критикам из уважаемого литературно-художественного издания у меня доверия БОЛЬШЕ...
Запомнился один пассаж из критической статьи в «Литературке» — мол, на фильм пошли бы подростки, это «их» кино, их уровень, но сцены женской «обнажёнки» диктуют возрастной порог: 16+...
— Nifashev Sergey