Пробелы в истории
В связи с тем, что Благовещенск накануне Великой Отечественной войны отправил все свои архивы в Томск, где они были утрачены на 60—80 %, а их остатки перекочевали во Владивосток, у нашего города образовалось очень много пробелов в истории. Что относится и к именам знаковых зданий: это и главный магазин ТД «Чурин и Ко» (ныне ЦЭВ), и железнодорожный вокзал, и торговые ряды «Мавритания», созданные в непривычном псевдоготическом стиле.
Чтобы не бросать эти здания безродными, многие историки и краеведы выдвигают гипотезы, а порой и утверждения, приписывая авторство каким‑то личностям. Так, в городе появилось имя Вячеслава Олтаржевского как архитектора «Мавритании». При этом, изучая его биографии, трудно понять, как он и Благовещенск могли встретиться, если здание было построено в 1907 году, а с 1905 по 1908 год Вячеслав Константинович обучался в Московском училище живописи и в Венской академии художеств. Самолеты в Благовещенск не летали, паровозы не ходили — сорваться на каникулах и умчаться в далекий Приамурский край, чтобы создать необычные для города торговые ряды, было невозможно.
Заметка была посвящена критике подрядчика «Мавритании»: он беспощадно упрощал декор и элементы, которые должны были сделать здание еще изящнее.
Именно «Мавритания», выходящая южным фасадом на набережную Амура, а северным на площадь Победы (Гостинодворская площадь), притягивала взгляды обывателей своей нетипичной архитектурой. Но, как сказал Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже», так и для нас — очень важно докопаться до истины и заштриховать еще одно белое пятно истории Благовещенска. И в вопросе «Мавритании» нам это удалось.
Все случилось очень обыденно. Последняя Московская экспедиция сообщества «Амурских отголосков» в поисках газеты «Утренняя заря» привела нас в Химки. Мы решили поработать и с другими благовещенскими газетами. Среди них оказалась подшивка газеты «Амурские отголоски» за 1908 год. Отфотографировав местную хронику и особо не вникая в содержание, мы отправились дальше. И уже спустя три недели, разбирая эти архивы, наткнулись на заметку «Городские дела» в номере 53 за 27 июня 1908 года.
Она была посвящена критике подрядчика «Мавритании»: он беспощадно упрощал декор и элементы, которые должны были сделать здание еще изящнее, а также критике малодушия архитектора, который не особо соблюдал авторский надзор. Вот благодаря этой критике мы и возвращаем истинное имя архитектора — Михаил Лащенко.
В открытых источниках мы смогли собрать биографическую справку. В феврале 1903 года в столицу Амурской области прибыл гражданский инженер Михаил Ильич Лащенко (1875 —?). Он получил назначение на должность младшего инженера Управления строительной и дорожной частями при военном губернаторе Амурской области. Однако ввиду отсутствия в Благовещенске специалистов, по совместительству с основной должностью ему было разрешено выполнять также обязанности городского архитектора (до 1915 года). В 1908‑м Лащенко вместе с недавно прибывшим в город гражданским инженером Р. И. Блюмом основал строительное бюро «М. И. Лащенко и Р. И. Блюм».
В Благовещенске Михаил Ильич принимал участие в строительстве нескольких крупных объектов, таких как здание хирургического отделения городской больницы (1905 год), городская электростанция (1908), дом военного губернатора Амурской области (1909—1912), городская тюрьма (1909—1913). В 1916 году он назначен архитектором Приморской области, служил в Хабаровске и Владивостоке.
На самом деле «Мавританию» построили на год позже
Также на основании газетной заметки мы склонны перенести дату постройки «Мавритании» с 1907 на 1908 год, поскольку бетонирование полов закончилось в самом конце ноября 1907 года — в Благовещенске уже стояли 20‑градусные морозы. Предположить, что все строительные и отделочные работы были закончены за декабрь, маловероятно. Притом что автор статьи обвиняет архитектора в затягивании сроков, а сама статья с критикой нового здания, которое еще не обрело народного названия «Мавритания», вышла в конце июня 1908 года.
В общем, время вносить изменения в экскурсии и тексты статей на сайтах. Виват, Лащенко!
Михаил Лащенко до 1915 года выполнял обязанности городского архитектора, поэтому принимал участие в строительстве крупных объектов Благовещенска: здания хирургического отделения городской больницы, городской электростанции, дома военного губернатора и городской тюрьмы.
Подрядчик не сделал металлические кружева
Примечательно то, что шатровые крыши «Мавритании» должны были быть украшены ажурной кованой решеткой, по краям которой были бы шпили. Именно эти металлические кружева должны были придать воздушность и легкость зданию. В качества примера мы можем посмотреть на решетки крыш железнодорожного вокзала и ТД «Кунст и Альберс» (ныне музей). Кстати, по какой‑то причине одна из версий приписывает авторство железнодорожного вокзала тоже Олтаржевскому. Выяснив, что архитектором «Мавритании» был Лащенко, то возникает ненавязчивый вопрос: вспоминая аналогичные крыши и решетки, не был ли Михаил Лащенко автором и вокзала?
Сегодня мы не только возвращаем имя архитектора «Мавритании» и пополняем список проектов Михаила Лащенко, но и можем заново взглянуть на привычную Мавританию, какой она должна была быть по проекту, а не какой стала по жадности подрядчика. Возможно, она бы не казалась такой уж и готической, и тяжелой.
***
«Амурская правда» запускает машину времени и возвращает популярное приложение
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии