• Фото из личного архива
  • Фото: Алексей Сухушин

Таежное детство

— Мне страшно нравилось учиться и в больнице практиковать! — делится Раиса Афанасьевна. — По воскресеньям я ездила в больницу, чтобы делать уколы с перевязками пациентам. Мне так хотелось всему научиться. Вот такая с юности у меня была любовь к медицине!

В семье Анохиных-старших никто не был связан с лечебным делом. Будущую профессию для дочери родители выбирали, руководствуясь принципом: чем ближе, тем лучше. В поселке Кировском Зейского района из учебных заведений была только одна школа-восьмилетка, и чтобы дать полное среднее образование, ребенка пришлось бы отправить в интернат. Расставаться с любимицей не хотелось, поэтому остановились на зейском медучилище. Оно и ближе, плюс это возможность сразу получить профессию. 

Родные Раисы Афанасьевны в поселок золотодобытчиков, который располагался в 60 километрах от Дамбуков, прибыли из Воронежской области. Ее деда раскулачили в 1930-м и вместе со взрослыми женатыми сыновьями и младшей дочкой отправили на Дальний Восток. Так Анохины оказались в зейской тайге, ставшей им родной. 

Работа и учеба

На втором курсе Раиса Анохина стала заниматься в кружке фармакологии. Фото из личного архива

После окончания медучилища, когда Раисе Афанасьевне не исполнилось еще и 18 лет, юного медика направили по распределению в село Николаевка Тамбовского района. 

— Я только порог ФАПа переступила, уже бегут за мной: «Пошли, женщина рожает!» А из медиков в селе только я одна — 17-летняя девчонка. Приняла роды, — вспоминает свой первый рабочий день старейший преподаватель АГМА.

Имея за плечами почти 55-летний научный опыт, Раиса Анохина не перестает удивляться развитию медицины: как эта практическая наука сильно продвинулась вперед. 

Два года Раиса Афанасьевна отработала в Николаевке, затем вместе с подружкой решила поступать в медицинский институт. Там пришлось сдавать экзамены, бонусом для абитуриентки стал ее медицинский стаж. Поселили девчат в общежитии впятером в одной комнате. 

— Весело мы жили, интересно! Я уже с 2 курса пошла на кружок фармакологии. Тогда кафедрой фармакологии заведовала Кира Александровна Мещерская. С тех пор вся моя жизнь и работа связаны с этой наукой, — делится медик. 

В то время в мединституте держали много лабораторных животных, и студентка Рая занималась исследованиями, готовила доклады. Свою научную работу представляла на студенческих конференциях. 

Работа на кафедре

За полвека своей педагогической деятельности Раиса Афанасьевна обучила тысячи студентов-медиков. Фото из личного архива

На последнем, шестом курсе следовало определиться — куда идти работать.

— Мой папа умер, когда я была на четвертом курсе, а мама еще раньше — когда училась на втором. Я осталась совсем одна, совершенно не понимая, как мне дальше быть — ни жилья своего, ни планов. Это был 1968 год. И решение пришло со стороны: в том году значительно увеличили набор в вуз — до 500 человек на курс, и нужны были преподаватели. И меня как грамотную студентку позвали на кафедру работать. Всё сложилось само собой, без надрыва и больших усилий.

В 1968 году Раиса Анохина окончила Благовещенский мединститут и сразу же стала в нем преподавать. Медакадемия — второй дом для Раисы Афанасьевны, ведь в вузе она трудится уже 55 лет.

Целебные свойства элеутерококка активно применялись во времена строительства БАМа. На север Приамурья приезжали люди из разных регионов Советского Союза, им надо было адаптироваться к суровому дальневосточному климату.

Со временем увлечение фармакологией вылилось во множество научных работ. Кандидатская диссертация Раисы Анохиной, которую она защитила в 1975 году во Владивостоке, была посвящена механизмам защиты печени от действия токсических веществ. На лабораторных крысах ученый-фармаколог изучала действие препаратов для профилактики и лечения патологий печени. «Представьте, я считала статические данные на арифмометре, тогда не было никаких компьютеров и калькуляторов. Нужно было выставлять цифры и крутить ручку», — вспоминает фармаколог.

Имея за плечами богатый научный и преподавательский опыт, Раиса Анохина не перестает удивляться развитию медицины. Как эта практическая наука сильно продвинулась вперед. Но сколько еще неизведанного впереди!

— Взять хотя бы генетику. Все знают про гены — в каком «колене» поломался какой ген, как это можно «подремонтировать». Как в сказке! Благодаря тонким технологиям кажется, что в организме и секретов-то не осталось уже! При этом и микромир радикально изменился. Бактерии существуют миллионы лет и уже так приспособились ко всему, что порой трудно с ними сладить — они выработали устойчивость к нашим лекарствам. Например, от туберкулеза раньше с помощью препаратов за год-полтора можно было излечиться. А сейчас прежние средства на туберкулезную палочку не действуют, поэтому врачи назначают сразу несколько препаратов, чтобы получить эффект. Микромир не даст себя уничтожить, это точно, и науке придется всё время его догонять! — убеждена ученый. 

Сахар с адаптогенами

Раиса Анохина помнит, как на кафедре фармакологии стояли мешки с корнем лекарственного элеутерококка. Фото из личного архива

Адаптогены — давняя тема для исследований сотрудников кафедры фармакологии АГМА. Это препараты природного или искусственного происхождения, которые способны повышать неспецифическую сопротивляемость организма к широкому спектру вредных воздействий и к стрессу. Раиса Анохина помнит, как в кабинетах кафедры стояли мешки с корнем элеутерококка — растения семейства аралиевых. Его иммуномодулирующие свойства изучали все дальневосточные вузы. И выводы ученых в годы строительства БАМа активно применялись на практике. 

«Микромир не даст себя уничтожить — науке придётся всё время его догонять!»

— На север Приамурья приезжали люди из разных регионов Советского Союза, им надо было адаптироваться к суровому дальневосточному климату. И на БАМе, помню, был в ходу элеутерококковый сахар — кубики сахара зеленого цвета, пропитанные сиропом этого полезного растения. Много состоялось конференций по применению адаптогенов, много работ было написано, — отмечает автор десятков публикаций.

В своей жизни Раиса Анохина тоже использует адаптогены, но без фанатизма. А на вопрос: «Как в таком солидном возрасте прекрасно выглядеть и иметь хорошее самочувствие?» отвечает: «Да нет у меня никаких секретов. Даже не могу сказать, что я специально как-то занималась здоровьем. Детство мое, проведенное в зейской тайге, нельзя назвать безоблачным — оно выпало на годы войны. Когда из витаминов — только коровье молоко да ягоды в лесу. В юности тоже было много работы и учебы. Может быть, мой характер и отношение к жизни держат всегда на плаву. Нет во мне зависти и злобы, да и амбиций огромных тоже, когда высот в профессии добиваются любой ценой».

Раиса Афанасьевна состоялась не только как ученый, но и как мама, бабушка. Супруга-строителя  уже нет в живых, а сын Иван Владимирович продолжил медицинское дело — работает врачом-диагностом в частной клинике, делает гастро- и колоноскопию. Дочь Надежда окончила пединститут, но занята в другой сфере. Дети подарили старейшему преподавателю АГМА троих внуков. 

Из досье АП

За достигнутые трудовые успехи доцент имеет награды «Отличник Здравоохранения» и «Ветеран Труда». Фото из личного архива

Раиса Афанасьевна Анохина — автор около 150 печатных работ, в том числе 22 статей в журналах из перечня ВАК, 7 публикаций в журналах, индексируемых в международных базах данных, 1 изобретения, 10 учебных пособий. Является победителем конкурса «Лучший по профессии». За достигнутые трудовые успехи доцент имеет награды «Отличник Здравоохранения» и «Ветеран Труда». Преподает дисциплину «Фармакология» на лечебном и педиатрическом факультетах АГМА. 

Возрастная категория материалов: 18+