• Фото из личного архива
  • Фото из личного архива
  • Фото: Владимир Воропаев

«Воспитывал моих дочерей, как родных»

Мария Гафурова до сих пор не может говорить о трагедии без слез: Руслан был надеждой и опорой семьи. Они познакомились в Якутии 14 лет назад. У обоих за плечами был неудачный опыт семейных отношений. Маша после развода в одиночку поднимала двух дочерей.

— Марине на тот момент было семь лет, Виолетте шесть. Руслан с первых дней относился к ним, как к родным. Когда у нас родилась общая дочь Надя, продолжал баловать старших. Даже детские лакомства покупал в тройном размере. До смешного доходило, когда уже повзрослевшим девочкам приносил киндер-сюрпризы. Ну не мог он купить угощения только младшей, — улыбается сквозь слезы Мария.

Первое время семья жила в Якутии, где вырос Руслан. Перебраться на малую родину Марии — в Приамурье — пришлось накануне рождения младшей дочери Нади.

— Я была на девятом месяце беременности, когда якутские врачи посоветовали ехать в Благовещенск. На УЗИ выявили какую-то редкую патологию. Сказали, что в родах выживет кто-то один: или я, или дочь. Благовещенские врачи спасли нас обеих. У Нади было двукратное обвитие пуповины, но в целом — Бог миловал.

После рождения малышки Гафуровы переехали в Февральск. Чтобы прокормить семью из пяти человек, Руслан отучился на машиниста тепловоза и устроился на железную дорогу. Затем перешел на Маломырский рудник. На предприятии его ценили — не раз поощряли за добросовестный труд грамотами и благодарностями. Пока девчонки были маленькими, Мария зарабатывала тем, что пекла торты на заказ, а как подросли, устроилась пекарем в военную часть. Семья взяла в ипотеку трехкомнатную квартиру. Жили хорошо: в роскоши не купались, зато не ссорились по мелочам и во всем поддерживали друг друга.

Искал встречи с сыном

Фото из личного архива

Долгие годы Руслану не давала покоя мысль — где-то растет его единственный сын. Мальчику был всего годик, когда родители разошлись.

— Муж очень хотел поддерживать связь с сыном. Но родственники бывшей жены были против. Леша остался без мамы в 11 лет. Его воспитанием занимались прабабушка и дедушка, — продолжает Мария.

«Руслан мне снится почти каждую ночь. Будто он вернулся домой и пообещал никогда с нами не расставаться».

Мечта Руслана увидеть сына сбылась спустя 16 лет после расставания — когда узнал, что тот поступил в ДВОКУ, и добился с ним встречи. Подросший Алексей не сразу принял отца, но постепенно его сердце оттаяло. Они начали общаться. Супруга активно этому способствовала. И хотя ипотека и кредиты не позволяли жить на широкую ногу, всегда находила возможность отправить Алексею денежный перевод.

— Руслан ведь радовал моих дочерей. То модную обновку купит, то билет на концерт столичной звезды. Виолетта мечтала о хаски, Руслан подарил ей щенка на день рождения. Марине на юбилей золотой комплект преподнес. Конечно, мне тоже хотелось порадовать его сына, тем более мальчик вырос без матери, — говорит амурчанка.

В 2021 году Алексей окончил ДВОКУ. Руслан гордился тем, что сын стал офицером. На его выпускной Гафуровы приехали всей семьей.

«На их месте должен был быть я»

Фото из личного архива

— 23 февраля прошлого года муж позвонил Лешу поздравить с праздником. Из разговора понял — что-то назревает. Молодых офицеров отправляли на Украину. С тех пор Руслан не находил себе места. Несколько раз порывался уехать добровольцем. Говорил, что такие вопросы должны решать взрослые мужчины, а не вчерашние курсанты. Я практически силой удерживала его дома: прятала документы, рвала купленные билеты. А Руслан твердил, что обязан быть рядом с сыном, — вспоминает Мария.

В зону СВО мужчина рвался, побуждаемый не только отцовским долгом, но и чувством патриотизма.

— Когда была чеченская кампания, муж служил срочную службу. Он был оператором-наводчиком на БМП, прошел военную подготовку для участия в боевых действиях. Но по какой-то причине в горячую точку отправили необстрелянных ребят. Они все там полегли. Вспоминая этот эпизод, Руслан всегда говорил: «На их месте должен был быть я!» Он вообще был боец по жизни и военным не стал только потому, что не рискнул оставить мать одну с младшими детьми, — говорит вдова.

Спустя две недели после отъезда Леши Мария почувствовала себя плохо. Мысли путались, все валилось из рук. А потом вдруг резко и сильно заболело сердце — почуяло недоброе. Женщину госпитализировали с сердечным приступом. А спустя время выяснилось, что именно в этот день Алексей попал под обстрел миномета.

— Ему раздробило ноги, но рассказывать отцу он ничего не стал, чтобы не волновать. Руслан узнал о ранении сына от общих знакомых, — вздыхает Мария.

Наверное, это и стало решающим доводом — размышления по поводу вступления в ряды добровольцев превратились в конкретную цель.

Сбежал при первом удобном случае

Амурчанин, отправившийся в зону СВО вслед за сыном, погиб всего за четыре дня до окончания контракта. Фото: Владимир Воропаев

Летом Маша со старшей дочерью устроились волонтерами в христианский санаторий в Приморье. Денег там не платили, зато предоставляли место в домике на побережье для членов семьи. Амурчанка надеялась, что целебный морской воздух поможет ей восстановиться после болезни, да и младшей Наде пойдет на пользу. Планировалось, что глава семьи присоединится к жене и детям, когда вернется с вахты. Приехав домой, Руслан действительно стал собираться в дорогу. Только вот билеты он купил не до Владивостока, а до Благовещенска. Пользуясь тем, что жена в отъезде, он наконец осуществил задуманное — вступил в ряды добровольцев.

— Узнав об этом, я потеряла покой. Выручало то, что Руслан регулярно выходил на связь. А еще брала гордость за мужа: в первый же день дивизия, в которой служил Руслан, освободила нефтеперерабатывающий завод. После чего Руслан вместе с другим бойцом успешно выполнили спецзадание, добыв трофеи в виде БМП, 1500 патронов и 46 залповых снарядов. Руслан в качестве наводчика-оператора БМП разбил две боевые машины противника, один миномётный расчет и «черное подразделение» наёмников, за что был награжден Луганским крестом Казачьего полка, — рассказывает Мария. — В первых числах ноября Руслан позвонил мне и предупредил, что, если через десять дней не выйдет на связь, все плохо. В назначенный день никаких вестей от него не поступило, я обрывала телефоны горячих линий, но никакой информации предоставить мне не могли. И только 28 ноября раздался звонок с неизвестного номера. Это был командир подразделения, в котором служил Руслан, он-то и сообщил, что муж погиб. Выполняя спецзадание, он вывел свое подразделение из-под огня, но сам после боя не вернулся. До окончания контракта ему оставалось всего четыре дня.

Приехав домой, Руслан стал собираться в дорогу. Только вот билеты он купил совсем не к месту отдыха. Пользуясь тем, что жена в отъезде, он вступил в ряды добровольцев. Участие в СВО было для него делом чести.

Страшная весть стала ударом для всей семьи. Скрыть ее от младшей дочери не удалось. Когда зазвонил телефон, Надя подбежала к матери, думая, что это звонит папа. Даже спустя время девочка не может свыкнуться с мыслью, что отца больше нет. Психологов, готовых оказать помощь ребенку, в поселке нет… Тело Руслана доставили в Февральск в декабре.

Сын Руслана Алексей перенес несколько операций. Известие о смерти отца стало для него шоком. Несмотря на то что парень сейчас передвигается на костылях, он сумел добраться до Февральска, чтобы поприсутствовать на похоронах отца.

Горечь утраты и долги по кредитам

Фото: Владимир Воропаев

— Я осталась одна. Старшие дочери уже совершеннолетние, но фактически находятся на моем иждивении. Марина учится в колледже на платной основе, Виолетта живет с нами. Четыре месяца назад она родила сына. Работать после сердечного приступа на прежнем месте я не могу, стою на бирже. Сейчас доход нашей семьи складывается из моего пособия по безработице и выплаты, которую Виолетта получает на сына. При этом у нас непогашенная ипотека и несколько кредитов — в общей сложности больше миллиона рублей, — описывает свое положение Мария Гафурова.

Долю выплаты, положенной ей и младшей дочери, перечислили. Чтобы добиться других выплат, вдове сержанта пришлось по нескольку раз обходить все инстанции.

— В октябре прошлого года вышел закон, по которому участникам СВО должны списать долги по кредитам. Я сделала соответствующие запросы, но на них пока нет ответов. Меня отправляют из кабинета в кабинет … Я еще не могу свыкнуться с мыслью, что Руслана с нами нет, и необходимость добиваться того, что положено мне по закону, сильно удручает, — констатирует женщина. — Деньги, которые выплачивали мужу во время службы по контракту, я тоже не могу получить – из-за плохой связи он всего лишь раз смог перевести мне 50 тысяч рублей, остальная сумма, видимо, так и осталась на его карте.

На выставке, организованной ко Дню защитника Отечества в областном краеведческом музее, один из стендов посвящен Руслану Гафурову. Биография бойца заканчивается словами: «Награжден посмертно медалью «За отвагу». Марии награды мужа пока не передали. Пенсию по утере кормильца жене и дочери погибшего тоже ещё не назначили — документы, подтверждающие, что он участвовал в СВО, еще не пришли. Вдова обратилась за помощью в военную прокуратуру и к уполномоченному по правам человека.

— Руслан мне снится почти каждую ночь. Будто он вернулся домой и пообещал никогда с нами не расставаться. Сложнее всего просыпаться и понимать, что это не так, — говорит Мария Гафурова. — И хотя я понимаю, что мужа уже не вернуть, я горжусь его поступком. Он мечтал остановить кровопролитие, и сделал все, что мог, пусть и ценой своей жизни…

Комментарий

Наталья Кравчук, уполномоченный по правам человека в Амурской области:

— В аппарате уполномоченного по правам человека Амурской области регистрируются обращения граждан по поводу участия близких людей в СВО. Несколько обращений касались невозможности получить социальные выплаты, однако эти вопросы решались оперативно. Чаще всего проблема заключалась в неправильном оформлении заявки на портале «Госуслуги» или в неполном перечне предоставляемых документов. Ситуации, подобные описываемой, единичны. В таких случаях мы консультируем человека, а после поступления от него письменного обращения и предоставления необходимых документов делаем соответствующий запрос и решаем проблему в рабочем порядке.

Возрастная категория материалов: 18+