• Фото: Любовь Соколовская
  • Фото: Любовь Соколовская
  • Фото: Любовь Соколовская
  • Фото: Любовь Соколовская
  • Фото: Любовь Соколовская
  • Фото: Любовь Соколовская
  • Фото: Любовь Соколовская

В поисках доходного места

За столом в зале областной научной библиотеки — шестеро счастливчиков. Счастливчиков — потому что шанс сыграть в историко-экономическую игру пока выпал немногим: экземпляров «амурской монополии» всего три. Хотя, судя по интересу горожан, у проекта большое будущее.

Перед началом игры каждый вытягивает карту с персонажем нашумевшего романа. Мне достается роковая красотка Анна Звонарёва. Стартовый капитал у нее не самый большой – 15 рублей, зато внешность, смоделированная нейросетью по параметрам, заданным автором, добавляет уверенности в дальнейшем успехе.

Фото: Любовь Соколовская

Цель игры – увеличить финансовый запас в несколько десятков или сотен раз и, возможно, выкупить из тюрьмы кого-то из членов банды, которые могут указать путь к несметным сокровищам.

Игровое поле поделено на две зоны — город и тайга. Первая часть представляет собой карту дореволюционного Благовещенска, здесь игроки могут ставить свои фишки, занимаясь бизнесом — легальным и не совсем. Кто-то избирает путь мелкого лавочника, не слишком прибыльный, зато надежный, а кто-то идет ва-банк, начиная торговать фальшивками, спиртом, а то и вовсе открывая публичный дом. Авантюристов в те времена хватало, так что встать на скользкую дорожку — большой соблазн.

Фото: Любовь Соколовская

Впрочем, доход даже от подпольного самогона — мелочь по сравнению с золотыми горами, которые сулит амурский клондайк. Обязательный этап каждого круга — попытка отыскать месторождения золота. Определяешь место для прииска, кидаешь кубик: чет-нечет определяет наличие презренного металла в выбранной точке. Но если даже место окажется бесперспективным, всегда есть возможность заняться разбоем и ограбить проезжающего мимо артельщика. Для этого нужно отгадать число, загаданное ведущим.

Правила на первый взгляд кажутся очень мудреными, но уже после второго круга входишь во вкус и начинаешь понимать, во что стоит вложиться, а с чем лучше не связываться.

Фото: Любовь Соколовская

Время за игральным столом бежит быстро — войдя в раж, участники готовы просиживать часами. По словам разработчика игры, самая долгая партия длилась шесть часов, и для азартных игроков это еще не предел.

По следам героини и цесаревича

«Амурские  волки» — не единственная краеведческая игра, созданная Виталием Топорковым. Еще одна — «Благовещенск 1900» — бродилка-викторина, посвященная обороне Благовещенска во время восстания ихэтуаней (Боксерское восстание) и героическому поступку местной жительницы Анастасии Юдиной.

Фото: Любовь Соколовская

 За бесстрашие и решимость репортеры начала прошлого века сравнивали ее с Жанной д`Арк, а военный писатель Юлиан Елец даже посвятил ей книгу «Амурская героиня». Это старинное издание и вдохновило Виталия Александровича на создание игры. В ходе нее участники бросают кубик и передвигают фишку только в том случае, если правильно ответят на вопрос, посвященный событиям тех лет.

Фото: Любовь Соколовская

Аналогичные правила у игры «На Восток», посвященной путешествию цесаревича Николая по Сибири и Дальнему Востоку. Игроки повторяют маршрут престолонаследника, передвигая фишки по карте, где нанесены населенные пункты, в которых он останавливался, попутно отвечая на вопросы. Тем, кто мало знаком с историей родного края, пугаться не стоит — каждый вопрос содержит подсказки, так что топтаться на старте вам не придется.

Чем прославилась Анастасия Юдина?

Юдина вошла в историю Приамурья как одна из самых незаурядных личностей. Героиня и разбойница, защитница Отечества и мужеубийца — женщин с такой неоднозначной биографией нужно еще поискать.

Фото: Любовь Соколовская

В 1900 году, когда Благовещенск подвергся нещадному обстрелу со стороны Китая, потребовалось собрать все лодки на Амуре, чтобы сосредоточить в одном месте. Смельчаков среди мужчин не нашлось — всякий понимал, что это верная смерть. Выполнить боевую задачу вызвались две женщины — Анастасия Юдина и Евгения Катышева.

— Пули изрешетили ее платье, руки распухли и были все в крови от трехчасовых нечеловеческих усилий справляться с тяжелыми ладьями. Когда Юдина вышла на берег, казаки и добровольцы встречали ее тройным «Ура!», — так описывает подвиг жены золотопромышленника Юлиан Елец. Бесстрашных женщин впоследствии наградили медалями.

В мирные времена Юдина не просиживала за вышиванием или чтением дамских романов. Она выходила на ринг, чтобы помериться силами с циркачками и силачками. Когда желающих участвовать в поединках с безбашенной дамой среди женщин не нашлось, Юдина стала состязаться с мужчинами. Правда, чтобы уравновесить силы, мужчинам завязывали за спиной одну руку.

Ну а дальше эксцентричная леди вышла на большую дорогу. Ее муж, золотопромышленник Константин Юдин, устав жить как на пороховой бочке, ушел к другой. В новом браке родились дети, семья переехала в Зею.

Обиженная жена не оставила это дело, она сколотила банду и учинила кровавую расправу над бывшим и его семьей. Про жестокость Юдихи ходили легенды, ее шайка грабила золотопромышленников в течение нескольких лет. Скрываясь от правосудия, Юдина бежала в Китай, однако ее там нашли. Достоверных сведений, какое наказание выдал суд жестокосердной мстительнице, история не сохранила.

Игра – это серьезно

Фото: Любовь Соколовская

История и краеведение — давняя любовь коренного благовещенца Виталия Топоркова. После окончания школы он поступал на истфак, но не хватило нескольких баллов, в итоге будущий автор исторических игр оказался на биофаке, который так и не окончил.

Поняв, что ботаника и зоология — не его, сменил вуз, изучал горную электромеханику. Однако и эта специальность не стала профессией. В начале 2000-х Виталий Александрович занимался социологией, политологией, прикладной психологией, а в свободное от работы время увлекался ролевыми играми. Сначала как участник, а потом как сценарист.

Фото: Любовь Соколовская

— Несколько лет занимался организацией игр D&D. Это настольная словесная игра в жанре фэнтези, в которой один из участников выступает в роли ведущего, а остальные отыгрывают выбранные роли. Потом занялся разработкой экономических игр по типу «Денежного потока» Роберта Кийосаки, создавал трансформационные игры. А когда прочитал книгу «Амурская героиня» и роман «Амурские волки», понял, что обязательно должен разработать игры по мотивам этих произведений. Конечно, я делал это не один, работали командой, — рассказал Виталий Александрович. — Идею удалось воплотить во многом благодаря моему другу Михаилу Шкирятову. Он участвовал в создании правил, активно тестировал. И мы сделали еще игру для Норильска, посвященную Ефросинии Керсновской, художнице и писательнице, сосланной в Норильлаг и принимавшей участие в строительстве города.

Хотя в понимании большинства игры — это что-то несерьезное и нужны для развлечения, близкие Топоркова относятся к его увлечению с пониманием. Вопросов «Ты что, не наигрался в детстве?» ему не задают. Вообще с мнением, что игры — исключительно детское занятие, разработчик «настолок» в корне не согласен.

Фото: Любовь Соколовская

— Большое количество серьезных ученых занимаются изучением теории игры. Например, нидерландский философ Йохан Хёйзинга считает, что вся человеческая цивилизация вышла из игры, об этом он пишет в своем исследовании «Homo ludens. Человек играющий». А российский психолог Даниил Эльконин в своей книге «Психология игры» доказывает, что игра имеет большое значение в образовательной деятельности. Думаю, любой учитель подтвердит, что учебный материал в ходе игры усваивается лучше. К сожалению, в российской образовательной системе нет отдельной науки, изучающей игру, а, к примеру, в американской существует людология.

Конечно, в наш век увлечения компьютерными играми виртуальные «ролёвки» для Топоркова тоже представляют интерес, однако между онлайн-турниром и живой встречей он предпочтет последнее. Именно поэтому с таким увлечением и разрабатывает «бродилки» и «стратегии».

— Офлайн-игры — это в первую очередь общение человека с человеком. Они дают возможность открыть потенциал интеллекта и восполнить недостаток коммуникации, — поясняет разработчик «настолок».

Впрочем, настольными играми он не ограничивается. Готовится проводить так называемые павильонки — ролевые игры, но не под открытым небом с полным переоблачением, а в помещении, с минимальным реквизитом.

— Хочется сделать моделирование по типу общероссийской игры «На той гражданской», только посвятить его Гамовскому мятежу. Это кровопролитное столкновение между представителями социал-демократов произошло в Благовещенске в 1918 году. Около сотни погибших в результате мятежа были похоронены под общим курганом — это уникальный случай в российской истории, нигде больше красных и белых не погребали вместе. Моделирование исторических событий отличается от реконструкции тем, что исход игры не обязательно должен совпадать с тем, что был в реальности. С одной стороны, это позволяет понять эпоху, а с другой — добавляет азарта участникам.

Топорков готов заниматься разработкой игр сутки напролет, впрочем в перерывах между обдумыванием очередной стратегии он не прочь поиграть в магазин или больничку.

— Моей дочери четыре года, у нее самый игровой возраст. Когда она просит меня поиграть с ней, с удовольствием перевоплощаюсь в покупателя или больного. Дети познают мир сквозь призму игры, поэтому у меня есть мечта открыть интерактивную студию игротехники. И написать пару курсов, посвященных роли игровой деятельности, — отмечает благовещенский любитель игр.

Ну и, конечно, Виталий Топорков хочет, чтобы «Амурские волки» и «Благовещенск 1900» были изданы тиражом, достаточным для того чтобы все амурчане, интересующиеся историей родного края, могли в них поиграть.

Возрастная категория материалов: 18+