Книга в переплете или в наушниках?
— Татьяна, «Альпина.Проза» появилась накануне кризисного для книгоиздания года. Пандемия, взлетевшие цены на бумагу и печать, плюс жесткая конкуренция со стороны электронных и аудиокниг не могли не сказаться на тиражах… Однако вам удалось не просто выжить, но и получить развитие.
— Это действительно было непростое время, когда отрасль действительно изрядно тряхнуло. Но с вызовом столкнулось не только книгоиздание — весь бизнес оказался в сложных и малопрогнозируемых обстоятельствах. В любом кризисе в выигрыше остаётся тот, кому удаётся сохранить самообладание и быстро реагировать на ежедневно возникающие новые вводные. Да, магазины из-за ковида закрыты, а люди напуганы — но тем более важными для них в этот неспокойный период оказались книги. В любом формате: бумажном, электронном и аудио. Люди искали точку стабильности, пытались хоть ненадолго сбежать в мир, где существует что-то, кроме статистики заболеваемости и перманентной тревоги за близких. Художественная литература для этого подошла как нельзя лучше.
Мне кажется очень важной и очень сильной проза Евгения Водолазкина, Дмитрия Данилова, Дениса Осокина, Ксении Буржской, Веры Богдановой. Из зарубежных назову, наверное, Салмана Рушдин, Джона Максвелла Кутзее и Ларса Соби Кристенсена.
— Насколько печатная книга сегодня вообще конкурентоспособна?
— Как показывает практика, вполне конкурентоспособна. Неоднократно доказано, что у бумажных книг есть своя аудитория, которая либо в принципе не готова читать с экрана, либо комбинирует типы чтения. Да, в метро или поездке иногда удобнее «читалка» или телефон, в машине или во время занятия спортом — аудио, но при общем снижении бумажных тиражей (по сравнению с 2000-ми и особенно 1990-ми) об их уходе говорить весьма преждевременно. Книга — особый тип «контента», неразрывно связанный с атмосферой, темпом чтения, настроением и целым рядом других отчасти эфемерных, но очень важных сопутствующих. Время не стоит на месте, и, когда мы сегодня говорим о книге, мы совершенно не обязательно понимаем под ней, говоря словами классика, «кубический кусок дымящейся совести»: человечество успешно пережило закат эры свитков и рукописных фолиантов, и новые форматы чтения неизбежно будут возникать.
— Мы давно утратили статус «читающей нации». Тратить время на длинные тексты сейчас не хочет ни молодежь, ни те, кто старше. Как считаете, что нужно, чтобы возродить интерес людей к книжной продукции?
— Я бы не стала обобщать. Да, долгое время у книг было гораздо меньше конкурирующих и замещающих продуктов, чем сейчас. Одно дело, когда свободного времени довольно много, а из домашних форм досуга только несколько телепрограмм, газеты и радио. Совсем другое, когда темп жизни возрос многократно, свободное время стало большим дефицитом и на него претендуют не только десятки телеканалов и радиостанций, но и миллионы сайтов, онлайн-кинотеатров и страниц в соцсетях. Тем не менее читающих людей много, и мы это видим ежедневно: по статистике продаж, по интересу к нашим социальным сетям, в которых мы рассказываем о книгах. Наконец, по многочисленным книжным фестивалям, которые проходят в разных российских городах и на которые приходят и те, кто старше, и молодёжь.
Фото: Любовь Соколовская
Да, по сравнению с теми же девяностыми, когда на прилавки хлынуло и переводное, и ещё совсем недавно неподцензурное, сейчас ядро читательской аудитории гораздо меньше. Но это неизбежный процесс: чтение книг требует гораздо большей степени включения, внимания, способности к переключению, чем тот же сериал или соцсеть. Что можно сделать для популяризации чтения? Проводить фестивали и приглашать на них писателей, снимать по книгам хорошие фильмы, делать интересные, яркие, запоминающиеся подкасты. Поддерживать библиотеки (которые, конечно, не могут быть уже просто хранилищем книг: теперь это и коворкинги, и место проведения книжных клубов, и культурные центры). Разрозненные, на первый взгляд, активности, но здесь, как мне кажется, теория малых дел работает гораздо лучше одиозных федеральных программ.
Писатель без связей имеет шанс
— Ваше издательство уделяет большое внимание начинающим авторам. Открывать новые имена — благородное дело, но в то же время и довольно рискованное. Ваши ставки оправдываются?
— Делать что-то новое всегда сложно. Конечно, взять писателей с готовой большой аудиторией в каком-то смысле гораздо проще, но, если бы книжный бизнес сводился к перманентному взаимному переманиванию литературных звёзд, это была бы очень печальная картина. Работая с начинающими писателями, мы понимаем, что играем вдолгую, что делаем ставки, и некоторые не оправдаются. Но уже сейчас, за неполных три года, можно сделать вывод, что к молодым авторам можно привлечь большое внимание. В ноябре прошлого года, например, у нас вышел роман Екатерины Манойло «Отец смотрит на запад», получивший премию «Лицей» и недавно вышедший в финал «Ясной Поляны». Суммарный тираж за этот год (даже меньше) превысил 30 000 экземпляров — это невероятно много по нынешним временам. Имена Ислама Ханипаева и Рагима Джафарова за столь же короткий срок стали знакомы читателям по всей стране, они побывали во многих городах: у каждого из них за прошлый год вышло по три романа. Обнаруженный в так называемом «самотёке» (то есть присланный на общую почту издательства) и вышедший весной дебютный роман Хелены Побяржиной «Валсарб» не только попал в финал премии «Большая книга», но уже вышел на допечатку…
Ислам Ханипаев. Фото Натальи Поспеловой
— Кого еще из начинающих авторов вы бы назвали восходящими звездами современной литературы?
— На фестиваль «Берег» приезжала Маргарита Ронжина. Её роман «Одиночка» — об обретении себя и личного счастья в условиях сложного соло-материнства, об опоре на собственные силы и умении принять и полюбить себя и своего ребёнка. Ещё хочется рассказать о романе Ромы Декабрева «Гнездо синицы» – интересном, сложном и многослойном тексте о человеческом сознании, о влиянии на нас и собственных воспоминаний, и цифровой реальности, и реальности объективной. «Это не лечится» Анны Лукияновой — трогательная и честная история взросления девушки с обсессивно-компульсивным расстройством. «Салюты на той стороне» Александры Шалашовой: роман-метафора о том, что перед лицом большой опасности и подлинного страха никаких взрослых не существует, каждый из нас — растерянный полуслепой ребёнок.
— Вопрос, который интересует всех начинающих авторов, — реально ли издать свое творение без связей и что для этого нужно?
— Совершенно реально. Для этого просто нужно прислать текст своей книги, синопсис и информацию о себе на указанный издательством адрес. Мы в «Альпине» сделали специальный портал для начинающих авторов izdat.alpina.ru, на котором подробно рассказываем о том, какое подразделение на чём специализируется, как оформить заявку и какие этапы проходит рукопись, прежде чем стать книгой. Изучайте, пользуйтесь, присылайте.
Есть огромный интерес к жанру фэнтези, есть общемировой тренд так называемой новой искренности, в частности автофикшену. Есть уже неоднократно подмеченная тенденция проникновения фантастических допущений в так называемую «большую литературу».
— Поделитесь, как происходит литературный кастинг в издательстве?
— Любое решение о включении той или иной книги в план принимает редакционный совет. Кто-то из его членов выносит предложение об издании той или иной книги или серии книг (обнаруженной в «самотёке», инициированной самостоятельно или вместе с автором), еженедельно собирающийся редсовет обсуждает все накопившиеся за эти дни предложения и принимает решение, какие из них подходят в наш портфель.
— Известно, что спрос рождает предложение. Современный издатель полностью ориентируется на читателя или делает попытки самостоятельно формировать читательский вкус, предлагая что-то свое?
— Конечно, это двусторонний процесс, нельзя ничего навязать насильственно, если мы не понимаем изначально, кому эта книга может быть интересна. Просто издать не сложно, но встаёт вполне резонный вопрос: что с книгой делать дальше, как «встречать» её с целевой аудиторией? Если план продвижения проработан тщательно, проблем, как правило, не возникает. Но станет ли книга бестселлером — это всегда загадка и непредсказуемость. Что касается запроса аудитории, хорошо, если он совпадает с миссией издательства. Потому что аудитория бывает разной, и запросы у неё соответствующие. Статистика в последние пару лет показывает растущий спрос, например, на эзотерику, таро и нумерологию, но это области, идти в которые нам не позволяют принципы.
Мода в книжном мире
— Какой жанр сейчас пользуется большим спросом и почему?
— Тренды в художественной литературе — это всегда очень относительно. Как правило, какая-то яркая и нашумевшая новинка тут же рождает цепочку апологетов, никто из которых не может повторить успех первой. Но если всё-таки попробовать обозначить тенденции, я бы отметила вот что. На протяжении уже даже не лет, а десятилетий критики говорят о пути выхода из постмодернизма. И практика показывает, что никакого единого пути нет. Есть огромный интерес (прежде всего молодой аудитории) к жанру фэнтези, есть общемировой тренд так называемой новой искренности, в частности автофикшену. Есть уже неоднократно подмеченная тенденция проникновения фантастических допущений в так называемую «большую литературу». Термин этот довольно спорен, но за неимением устоявшегося используем его. Если раньше деление на «классику» и «фантастику» было радикальным, едва ли не воинствующим, то теперь граница размылась и стала проницаемой.
— В последние годы стали активно издаваться дневниковая проза и автобиографичные (или псевдоавтобиографичные) романы. Фантастика сдает позиции? Чем вызвана такая тенденция?
— Фантастика никуда не делась. С одной стороны, остались те самые фантастические сообщества, которые существуют многие годы. Появились и набрали огромную популярность порталы, на которых сотни, если не тысячи, авторов пишут, например, литературу про попаданцев (героев, оказывающихся в других времени и обстоятельствах и пытающихся спасти мир) или ЛитрПГ (книги в сеттинге популярных компьютерных игр). Фэнтези, расцветшее буйным цветом после «Гарри Поттера», также и не думает сдавать позиций. Что касается автофикшена, я уже говорила, что это один из понятных путей выхода из постмодернизма.
— Почему постмодернизм близится к закату?
— Постмодернизм построен на деконструкции и иронии. В его основе прежде всего приём, а не герой. В какой-то момент возникло ощущение некоего предела, усталости от приёма: сформировался запрос на искреннюю историю реального (или предельно достоверного) героя со всеми его слабостями и сомнениями. Похожая ситуация сложилась в искусстве в середине прошлого столетия: когда после бесконечного сюрреализма, кубизма, супрематизма и прочих «-измов» Энди Уорхол вдруг тридцать раз нарисовал банку консервированного супа из супермаркета. Тем самым дав понять: хватит намёков, схем и абстракции. Пришло время предельно конкретных объектов. И это тоже искусство.
— Пять современных авторов, знать которых, по вашему мнению, обязан каждый уважающий себя книголюб?
— Пятью тут трудно ограничиться. Сперва расскажу про русских авторов. Мне кажется очень важной и очень сильной проза Евгения Водолазкина, Дмитрия Данилова, Дениса Осокина, Ксении Буржской, Веры Богдановой. Из зарубежных назову, наверное, Салмана Рушдин, Джона Максвелла Кутзее и Ларса Соби Кристенсена.
Что в почете у амурчан
— Фестиваль «Берег» завершился, и наверняка вы уже успели подвести итоги. Отличаются ли литературные вкусы амурчан от предпочтений жителей Центральной России?
— О резких отличиях сказать не могу. Но мой опыт здесь пока ограничен одним литературным фестивалем, а на фестивале всегда есть поправка на фактор случайности. Но я вижу, что амурчане, как и жители Центральной России, охотно покупали «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла (супербестселлер последних лет), «Громкие дела. Преступления и наказания в СССР» Евы Меркачёвой, «Психологию убийцы» Теодора Далримпла (сказывается популярность жанра «тру крайм») и совсем недавно запущенную нами совместно с прекрасным проектом «Полка» серию классической литературы с предисловиями ведущих критиков, литературоведов и журналистов. В поиске точки стабильности люди всё чаще приходят к тому, что пора не просто перечитать классику, но и разобраться в том, как она устроена и почему именно эти книги вошли в золотой канон русской прозы.
Справка АП
Издательство «Альпина Паблишер» было основано в 1998 году. Изначально оно специализировалось на деловой литературе, постепенно расширив интересы на область психологии и саморазвития. В результате чего научно-популярное направление выделилось в специализированное издательство «Альпина нон-фикшен». На сегодняшний день в группу входят также «Альпина PRO» (бизнес- и корпоративная специализация) и «Альпина Дети». В декабре 2020 года появилось еще одно направление – «Альпина. Проза». Отправной точкой стали авторская серия Алексея Иванова и новые переводы культовых классических книг — «1984» Джорджа Оруэлла и «Процесса» Франца Кафки, после чего в издательстве приступили к наполнению художественного портфеля.
***
Фестиваль «Берег» проходит при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Российского фонда культуры, Российского книжного союза, проекта «Читающая Россия», правительства Амурской области, администрации города Благовещенска. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии