От цирка до вечной мерзлоты

Очень трепетно относятся к своему прошлому железнодорожники: в Приамурье у них пять музеев. Например, существует музей железнодорожного транспорта локомотивного депо станции Белогорск, в Завитинске — музей ПМС-306 (путевой машинной станции), в Магдагачах — музей Забайкальской железной дороги. В каждом амурском вузе тоже есть свой музей, а в БГПУ их целых четыре: литературный, археологический, зоологический, а также геологии и почвоведения.

Но больше всего музеев, конечно, в амурских школах и учреждениях дополнительного образования. Поскольку это непрофильное направление учебных заведений, такие хранилища истории называют музейными комнатами. Самые необычные из них: «История циркового искусства на юге Дальнего Востока» в райчихинском Дворце детей и юношества и «Тайны вечной мерзлоты» в школе № 1 города Сковородино.

А в ведомственных музеях порой хранятся подлинные предметы и коллекции, имеющие настоящую историческую ценность. Центробанк РФ, областные управления МЧС и МВД, прииск «Соловьевский», Зейская ГЭС, «Амурский уголь» — все они бережно сохраняют историю своих предприятий.

Научиться новому 

На первый фестиваль свои экспозиции представили 23 музея, в том числе передвижной музей «Автобус Победы», который только что вернулся из дальней поездки по маршруту Благовещенск — Волгоград — Благовещенск. Музейщики не только рассказывали о своих учреждениях, но и о том, какие проекты внедряют в работу. И учились новым веяниям в музейном деле.

В Амурской области действуют более 180 музеев, около 20 из них находятся в Благовещенске. Некоторым из них нет аналогов даже в масштабах страны. Один из них — музей истории БАМа.

В Благовещенск приехали проектировщики из Москвы и Иркутска, которые познакомили амурчан с современными подходами к художественному проектированию экспозиций по истории XX века. А в деловой части фестиваля специалисты областного краеведческого музея, гости из Хабаровского края, Сахалинской области и эксперты из Москвы делились опытом проектной деятельности и представляли интересные практики по работе с местным сообществом и проблемными аудиториями.

Ротан стал символом экспозиции Белогорского краеведческого музея. С плюшевой рыбой многие музейщики хотели сфотографироваться. 

Культурная часть фестиваля включала экскурсии по областному музею и его филиалам, открытие выставки «Я: погружение» династии художников Кузнецовых, экскурсионные маршруты в музейно-культурный центр «Албазинский острог» и Дальневосточный аэрокосмический музей.

Музей в церковно-приходской школе

Ромненский историко-краеведческий музей располагается в деревянном доме, построенном в 1913 году под церковно-приходскую школу. Это здание знаменито еще и тем, что в 1919 году в нем проходил VII «Таежный» съезд трудящихся Амурской области. 

На следующий год музею в Ромнах исполняется 35 лет, он основан на базе «народного» музея, экспонаты в который несколько лет собирал Петр Никифорович Петренко и местные энтузиасты, в основном учителя. Два года назад в здании музея был проведен капитальный ремонт.

— Наш музей муниципальный, и я не могу сказать, что мы бедствуем. В этом году по нацпроекту «Культура» мы получили 2 миллиона 500 тысяч рублей, на которые закупили современное оборудование, — рассказывает директор музея Наталья Бондаренко.  — Теперь у нас есть  интерактивная панель на всю стену, интерактивный стол, голографическая пирамида в зале боевой славы, десять аудиогидов с возможностью для слабовидящих и плохо слышащих людей получать информацию. В очки виртуальной реальности мы закачали много роликов о путешествиях по нашей стране.

Билет для взрослых на посещение районного музея стоит 70 рублей, для детей и школьников — 30 рублей. Один раз в месяц вход для всех бесплатный. Несмотря на то что Ромненский округ совсем небольшой, за год музей охватывает своими мероприятиями более 7 тысяч человек. Это  практически все население округа.

Что такое явер

Музейная комната в благовещенской школе № 15 началась с… туристического клуба. Ребята ездили в походы в Бомнак, откуда привозили национальные эвенкийские предметы. Так школьники узнали, что такое явер — это мешочек-солонка с привешенными к нему шумящими оленьими копытцами. По предметам быта народов севера Приамурья постепенно сформировалась коллекция, затем ученики и их родители, бывшие выпускники, стали приносить интересные вещи, в основном атрибутику советских времен, учитель биологии создала коллекцию флоры и фауны. В 2007 году экспонаты оформили официально как музейную комнату.

— Эвенкийская экспозиция вызывает особый интерес у детей. Значит, необходимо искать формы, как ее показать. Обучающиеся изучают, откуда произошли названия эвенкийских предметов, где они используются, — рассказывает куратор музейной комнаты, заместитель директора школы № 15 Анна Долженкова. —  К тому же одежда из музея зачастую становится реквизитом для театральных постановок, а театр для школы тоже одно из ключевых направлений.

«Если раньше музей был просто хранилищем истории, то сейчас это — социальная институция на службе обществу», — говорит директор Амурского краеведческого музея Елена Иванова.

Кстати, именно Анна Долженкова принесла в музей коколдо — трехпальцевые меховые рукавицы охотников-эвенков. Их когда-то подарили отцу Анны Васильевны, а сегодня они заняли свое место в экспозиции.

— Педагоги, а это в основном учителя истории, работают в музейной комнате на добровольных началах, а такой труд требует много усилий и времени, — говорит Анна Долженкова. — Но мы же не специалисты, многое делаем по наитию, поэтому на фестивале хотим получить знания по теме экспозиционное выставочное пространство, узнать, как сделать наш музей удобным для всех учителей, чтобы вовлечь как можно больше детей.

«Капсула времени»

Благовещенскую экспозицию о временах СССР можно отнести к одним из лучших частных музеев на Дальнем Востоке. Инициатором музея стал военнослужащий Дмитрий Ряписов, который вместе с супругой Астой создал настоящую «машину времени», которая переносит всех посетителей на 50–70 лет назад. Однако как выжил этот частный музей в последние годы, остается загадкой даже для его организаторов. Дело в том, что Дмитрий и Аста открыли двери своего заведения в первую волну коронавируса, когда работа кафе, ресторанов, музеев и других общественных учреждений оказалась под запретом.

— Мы работаем на энтузиазме. Был только один областной грант на 93 тысячи рублей, на средства которого мы закупили стеллажи для экспонатов, — говорит Аста Ряписова. — Но даже при этом стараемся покупать новые подлинники советских времен, сегодня довольно редкие. Например, приобрели настоящий аппарат для газированной воды, телефонную будку 60-х годов, игровой хоккей-автомат, который стоял раньше в парках и в кинотеатрах. Дети от хоккея в восторге.

Ряписовым и сегодня нелегко. Дмитрий пять месяцев пробыл на СВО, сегодня он снова в длительной командировке в Москве. Все экскурсии, все проблемы с помещением, которое необходимо обогревать круглый год (оно находится в бомбоубежище), и другие заботы легли на хрупкие женские плечи.

— Наш музей отличается от других тем, что это своеобразный квест по СССР, кроме того, он контактный: можно трогать многие предметы. Например, в игрушки играют не только дети, но и взрослые, — рассказывает Аста. — К нам приезжают многие гости, даже из-за рубежа, а дальневосточники из Хабаровска и Владивостока говорят, что ничего подобного у них нет.

На службе обществу

 — Нам было важно собрать на одной площадке музеи разных типов, увидеть, как они живут, как развиваются, — говорит директор Амурского областного краеведческого музея Елена Иванова. — Раньше у нас проходили сессии Союза музеев Амурской области, но их участники не делали презентации своих учреждений, как на фестивале. А ведь каждый музей, даже маленький, имеет свою специфику, уникальные экспонаты, которых порой нет даже в областном музее. На фестивале мы говорим об инклюзии в музее, о том, как работать с аудиторией с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, у которых ментальные нарушения, как развивать креативные индустрии. Такой опыт важен и применим для каждого, даже небольшого музея нашей области. Если раньше музей был просто хранилищем истории, то сейчас это — социальная институция на службе обществу.

 

Возрастная категория материалов: 18+