Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Почему новый проект оказался в утиле 

Разговоры о необходимости реконструкции инфраструктуры международного аэропорта шли несколько лет. По словам Василия Орлова, он занимался этим вопросом еще будучи министром экономического развития Амурской области. Однако потом документ «лег на полку». Спустя несколько лет новый проект ему представили одним из первых сразу после прилета в родной Благовещенск — уже в должности исполняющего обязанности губернатора.

— Мне в аэропорту показали проектную документацию по строительству терминала и сказали: нужны деньги. Однако по федеральным программам такие объекты нельзя строить — в этом была главная сложность, — вспоминает глава Приамурья. — Надо было либо доставать бюджетные средства, либо искать частного инвестора. В итоге я с этим проектом прошелся по всем крупным организациям, у которых есть в оперативном управлении аэропорты. Потому что одно дело — его построить, другое — им управлять. Это совсем разные задачи, разный бизнес. Зачастую бывает так, что тем, что построено, управлять невозможно. И в итоге мне все компании сказали: этот проект можете выкинуть в урну. Потому что документация выполнена непрофессионально, некачественно и бездарно.

Кто займется реконструкцией    

Однако реконструкция терминала была региону жизненно необходима — объемы авиаперевозок и пассажиропоток через амурскую столицу благодаря приходу в регион крупнейших инвесторов начали расти с каждым годом. В итоге в декабре 2019-го правительство области объявило конкурс на заключение концессионного соглашения по строительству и реконструкции Благовещенского аэропорта. Победивший инвестор должен был построить новый международный терминал, реконструировать грузовой комплекс и привокзальную площадь. Срок концессионного соглашения — 30 лет. По его окончании аэропорт останется в собственности региона. 

За победу в конкурсе разразилась настоящая битва. В итоге победителем стала ведущая аэропортовая компания России — УК «Аэропорты Регионов». Под ее управлением находятся аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Оренбурга и Тобольска. «Привлечь частных инвесторов к развитию аэропорта Благовещенск было непростой задачей, но мы с ней справились», — признается губернатор. Концессионное соглашение было подписано в апреле 2021 года, стройка стартовала в мае 2023-го.                                                

Каким будет новый терминал

Оператором аэропорта стало ООО «АБС Благовещенск» — совместное предприятие «Аэропортов Регионов» и компании «Новапорт» (специализируется на комплексных программах развития аэропортов). Реконструкция обойдется инвестору в более чем в 13 миллиардов рублей. Площадь нового терминала внутренних и международных воздушных линий составит не менее 25 тысяч квадратных метров, а суммарная пропускная способность — 1,3 миллиона пассажиров в год. Терминал будет оснащен двумя галереями, к каждой из которых будут примыкать по два телетрапа. Проект предполагает возведение нового грузового комплекса мощностью не менее 6 тысяч тонн грузов в год.

Проект нового терминала в аэропорту Благовещенска. 

Пропускная способность терминала рассчитана на обслуживание 600 пассажиров в час на внутренних авиалиниях и 400 пассажиров в час — на международных. Четырехэтажное здание аэровокзала построено по каркасной технологии. Зоны прилета пассажиров внутренних и международных рейсов будут расположены на втором этаже, здесь же разместят помещения обработки багажа.

— Чтобы развивалось авиасообщение, необходимо строить инфраструктуру: в нашем случае это новый пассажирский терминал аэропорта Благовещенска и взлетно-посадочная полоса. Мы видим развитие аэропорта и то, как изменилась динамика пассажиропотока — скоро у нас будет миллион пассажиров в год. В 2022-м — около 850 тысяч. А еще пять лет назад было менее 400 тысяч человек — то есть рост более чем в два раза. Терминал будет построен в 2025 году, я не сомневаюсь, — говорит губернатор. 

В чём выгода бизнесу

— Мы на этот проект не потратили ни одной копейки из бюджета, — констатирует Василий Орлов. — В отличие от других регионов, где строятся такие объекты, — я просто за этим внимательно слежу. В некоторых субъектах есть так называемые капитальные гранты, часть денег дает государство. А мы — без копейки! И нашу практику частно-государственного партнерства уже взяли за некий стандарт.

На вопрос, в чём выгода инвестору, губернатор объясняет:

— Они сами строят терминал и в дальнейшем зарабатывают благодаря трафику — за счет сбора с каждого пассажира и с каждой тонны груза. На этом построена финансовая модель. Почему еще нам важен хороший терминал и грамотное управление им? Потому что инвестор, будучи заинтересованным в количестве пассажиров, будет помогать нам развивать маршрутную сеть — чтобы было как можно больше направлений полетов и, соответственно, рос трафик. Они становятся нашими союзниками.  

Бизнес-привлекательности главному аэропорту Амурской области добавит новая взлетно-посадочная полоса. Она строится за счет федеральных средств и будет сдана до конца года.

Фото: Алексей Сухушин. 

— Новая ВПП сможет принимать широкий фюзеляж (пассажирский самолёт с фюзеляжем, ширина которого требует наличия двух проходов между рядами кресел в салоне, как, например, Ил-96, Boeing 777 или A340. — Прим. АП). А это минус 30 процентов от стоимости билета. И даже если на конечной цене непосредственно для пассажира это не скажется, то отразится на прибыли авиакомпании. Она будет больше заинтересована сюда летать. У нас уже каждый день 4–5 рейсов в Москву. Уже изъявляет желание зайти «Аэрофлот» — это конкуренция, которая в любом случае повлияет и на стоимость авиабилетов, и на качество обслуживания.

Почему чартеры летят в Узбекистан, а не в Таиланд

— Многие спрашивают, почему у нас полетел рейс в Узбекистан, а не в популярные Вьетнам или Таиланд? Отвечаю: нет самолетов, которые могут туда летать, огромное количество самолетов попало под санкции. А Узбекистан летает на своих воздушных судах, — объяснил глава региона. — Есть очень ограниченное количество бортов, которые за рубежом не могут арестовывать, но они уже загружены на других рейсах, в том числе из Хабаровска и Владивостока. Работаем и с китайской стороной, чтобы они летали к нам. Но главная проблема — санкции. Не буду долго рассказывать, что делает государство, чтобы решить проблему, но свои самолеты мы будем выпускать. Плюс санкции — не вечная история, это вопрос времени. Наша задача — построить терминал и взлётку.

Возрастная категория материалов: 18+